Праздность и бесперспективность конечной цели

Достоевский Ф.М. Записки из подполья, 1864.
М. Шульгин, Сочи, 2023

Вред и польза от праздности

Ф.М. Достоевский в «Записках из подполья» развивает мысль о вреде праздности и считает, что это состояние для слабых, бесцельных людей является «Матерью всех пороков», а не вершиной целомудрия, как говорили знатные люди в Античности. Для простых же рабочих людей праздники были подарком богов и служили передышкой от бесконечных трудов.
         Для А.П. Чехова, матерью всех пороков являлась не праздность, а леность; хотя Аристотель полагал, что ничегонеделание – это признак величия, поскольку «Величавый празден и нетороплив» (интернет ресурс).

Бесперспективность конечной цели

В «Записках из подполья» Достоевский ставит вопрос о бесперспективности конечной цели для человечества, и делает вывод, что надо просто жить. Он пишет: «Не потому ли человек так любит разрушение и хаос (ведь это бесспорно, что он иногда очень любит делать), что сам инстинктивно боится достигнуть цели».
         «Но человек существо легкомысленное и неблагодарное и, может быть, подобно шахматному игроку, любит только один процесс достижения цели, а не самую цель».
         «Достижения то человек любит, а достигнуть конечной цель боится, и это, конечно, ужасно смешно; после достижения цели как формулы дважды два - ничего не останется, не только делать, но даже и узнавать. Все, что тогда можно будет, это — заткнуть свои пять чувств и погрузиться в созерцание».
 
Хрустальный дворец или курятник

Достоевский ставит вопрос, где лучше жить, во дворце, в курятнике или в капитальном доме для бедных. И делает вывод, что ему лучше в своем подполье.
        «Вы верите в хрустальное здание, навеки нерушимое, то есть в такое, которому нельзя будет ни языка украдкой выставить, ни кукиша в кармане показать. Ну, а я, может быть, потому-то и боюсь этого здания, что оно хрустальное и навеки нерушимое и что нельзя будет даже и украдкой языка ему выставить».
        «А если вместо дворца будет курятник и пойдет дождь, я, может быть, и влезу в курятник, чтоб не замочиться, но все-таки курятника не приму за дворец из благодарности, что он меня от дождя сохранил».
        «Но я и не приму за венец желаний моих — капитальный дом, с квартирами для бедных жильцов по контракту на тысячу лет и на всякий случай с зубным врачом Вагенгеймом на вывеске.  Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше, и я за вами пойду».
        «У меня есть подполье. А покамест я еще живу и желаю, — да отсохни у меня рука, коль я хоть один кирпичик на такой капитальный дом принесу! Не смотрите на то, что я давеча сам хрустальное здание отверг, единственно по той причине, что его нельзя будет языком подразнить». А надо бы так, «чтоб мне не захотелось его дразнить».

         Ф.М. Достоевский написал эту повесть, вероятно находясь в состоянии угнетения, безденежья и униженности. Поэтому повесть его вся проникнута психологическими изысканиями; описаниями переживаний и действий человека, находящегося на дне жизни: в таких условиях какой-то человек начинает жить как отшельник и даже гордится бедностью; кто-то обиженный, материально обездоленный затаивается с фигой в кармане и ожидает отмщения; другой уже ставший больным - притворно охая злобно мстит здоровым.
         И все они каким-то образом даже довольны своим тяжким положением, и даже находясь в отчаянии способны испытать от этого некое удовлетворение, а порой и наслаждение – ведь они еще живут. Сила жить – безусловна.

         Автор находит силы философствовать. Ставит вопрос о бесперспективности конечной цели для человечества, и делает вывод, что надо просто жить. Где жить? Конечно бы лучше во дворце хрустальном, но он отвергает эту мысль – там очень скучно и все так упорядочено, что нечего делать. Жить в курятнике – уж сильно грязно и скверно. Пожить, переждать ненастье – можно.
        В итоге автор совершенно отрицает жизнь в общем муравейнике – капитальном доме для бедных. И говорит: «У меня есть подполье. А покамест я еще живу и желаю, — да отсохни у меня рука, коль я хоть один кирпичик на такой капитальный дом принесу!»
        Однако большинство людей в России сегодня живут в подобных капитальных многоквартирных домах, и я в том числе. Оправданием этому ставят невысокий уровень состояния экономики, дескать дорого подводить хорошие дороги и коммуникации к отдельным малоэтажным домам, да и сможет ли простой человек без дела находиться в своем просторном доме, да еще почти один. Поэтому то мы так долго строили себе дешевые курятники в поселениях и садоводствах,  живя большими семьями, а теперь массово перебираемся в капитальные дома, где в квартирах 2-3 человека; Меньшая часть все же отстроили себе коттеджи за высокими заборами. За высоким забором это почти так же как в подполье, только чтобы посторонние не видели.


Рецензии