Музыка, слово, мысль, трагедия жизни и искусства

Исследования интеграции Науки и Искусства,
исследования информатики слова и мысли
и «О чём говорит музыка и как звучат слова»
© Ксения Мира

Заметки философии воплощения жизни человеческого духа и разума
для всестороннего интеллектуального и духовного развития людей

Заметка
«Слово, мысль, музыка: единый язык»,
(а также о трагедии жизни и духе музыки
в контексте труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»,
и о речи и мышлении в контексте труда Л.С. Выготского)

        «Некоторый музыкальный строй души предваряет всё...»
        (Шиллер)
        ... как то слово, что было в начале...

        «Лишь поскольку гений в акте художественного порождения
        сливается с Первохудожником мира,
        он и знает кое-что о вечной сущности искусства...»
        (Ницше)
 
Взглянуть на прежние открытия и мысли новым взглядом - в этом многое есть. И ещё более можно постичь, если применять многообразие методов науки и искусства. И в проводимом мной исследовании информатики слова и мысли и нейрографики мышления можно узнать о природной силе творения информацией, которая обладает созидательным свойством, о возникновении, ходе и движении мысли. И одним из направлений исследования является изучение особенностей творения словом и музыкой.

Данная заметка - продолжение исследования связи слова, мысли и музыки «Информатика слова и мысли» и «О чём говорит музыка и как звучат слова». Также в заметке приводятся основные положения труда Л.С. Выготского в контексте исследования слова и мысли, речи и мышления, и освещаются основные идеи в труде Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» [1], и продолжается связанная с рассматриваемой тема трагедии жизни совершенного искусства.

Труд Ницше в целом о созидательной силе искусства, упорядочивающей жизнь, создающей порядок из хаоса, и в частности о том, как трагедия родилась из духа музыки: впечатлённый творчеством Вагнера, он пишет, что каждая страница стала оттиском, слепком, отражением и запечатлением его переживаний, чувств, тех «счастливых и возвышенных часов» [1], которые подарила музыка. Музыка подвигает говорить, и вдохновлёный философ через музыкалый дух сказал о нём же словами то, что только ими может быть выражено, как музыка говорит на своём языке, но вместе - это речь души и ума. И эта глубокая связь речи и мышления, о которой писал и Выготский [2] в своих исследованиях.

Ницше видит в искусстве высшую задачу и смысл метафизической деятельности, он пишет о глубокой серьёзности сути искусства - это всегда созидательная, творческая деятельность. И как и в основе многого, Ницше приходит к выводу, что в искусстве также заключена двойственная природа. Следует согласиться с этим выводом, но ещё более - в искусстве как и в самом мире и других сферах - многообразие, бесконечное, и каждая толика может стать началом для созидания.
Саму трагичность мыслитель также видит в природном начале,  как «с вожделением и тоской» созерцается гармония - «единство человека с природой» [1].

Музыка упорядочивает жизнь, а сама жизнь, как ранее я писала в заметке о трагедии совершенного искусства, может быть тем источником трагизма, который влияет на создаваемые музыкальные произведения. Слово и музыка связаны: мы мыслим через слово и речь на своём языке, и звук несёт в себе смысл наших мыслей. Этот порядок не просто в ритме, он в природе, как некий физический закон, уловленный творческим человеком. На этот счёт Ницше также пишет о черпании звуков для творения музыки из природы и затем народного творчества, выраженного в словах, и появления строфической формы через сочетание музыки и лирики, в свою очередь, упорядоченной музыкой [1], но скорее это двустороннее влияние, как и в законах той же физики, одного явление на другое и наоборот.

Слово, мысль и музыка требуют для их взаимосвязанного изучения специальных методов, каждый из которых не только применяется в исследовании отдельно названных категорий, но и их пересечения. Это подход моего многолетнего проекта по исследованию интеграции науки и искусства и междисциплинарных исследований. В исследовании я подбираю универсальный комплекс методов. И для широты взгляда и полноты познания интересен эксперимент с применением методов теории музыки к мышлению и наоборот, и слова и мысли, музыки и речи. К примеру, это взаимосвязь развития головного мозга и игра левой и правой рукой. Приведу примеры разработанных мной подходов и методов во взаимосвязи разных знаний. В написании текстов может быть интересен подход из теории музыки к одноголосой мелодии и аккомпанементу - представьте себе «многоголосый текст» - постараюсь создать и опубликовать в отдельной заметке данных междисциплинарных исследований. В мышлении на двух «несловесных» языках - музыке и изображении - также возможны множественные вариации методов: помимо известного сочетания мелодии и цвета, можно создавать музыкальную композицию из узора. То же касается методов для другого сочетания языка - музыки и движения - в танце: движения должны быть прочувствованы и оправданы, но поскольку всё индивидуально, и можно заметить, как у одних людей великолепно развито чувство музыки и движения, а другие люди «заучивают» танец, то возможно ещё более глубокое изучение языка музыки и движения через перевод звуков на действие. И здесь есть два подхода: индивидуальный, через «чтение» музыкальной композиции и её интерпретации в движениях человеком, и «транскрипция» звуков и их сочетания в движение - также на практике опробую два данных подхода на примере одной из любимых композиций. Так широта взгляда и методов науки и искусства открывают новые грани и возможности для творчества в его широком смысле.

И как связаны слово и музыка - природа звука. Лирика согласна с музыкальным чувством, и это обосновано песней, позволяющей соединить слово и мелодию. Ранее я обращала внимание на вдохновение музыкальной композицией, когда на музыку пишутся слова, и на ещё одну особенность: музыка рождает целые картины и истории - так в моём сознании возникали истории мультфильмов и зарисовки к эстетическому триллеру. Эстетика трагедии жизни - в искусстве. К слову сказать, Ницше пишет и о том, что «как эстетический феномен, бытие и мир оправданы в вечности». Но каким образом эта красота мира заключается в мысль, представляет интерес для исследования. Человек, его разум и дух, будто сливаются с действительностью, и, как я говорю, происходит двунаправленный процесс - проникновения сознания или охват информации и одновременное движение информации сквозь сознание. Узнать, как возникает и движется мысль - это узнать жизнь духа и разума. Делюсь примером такого рождения мысли через вдохновение. К примеру, улышав в юности композицию «Кассиопея» группы Dragonland, двух голосов, обращающихся к небу, созвездию, в своём сознании я составила целую историю о двух первых людях, шедших среди песков дорогой жизни и остановившихся, чтобы взглянуть на красоту космического пространства над ними, и вдохновлённые, эти двое в созданной из музыки истории положили начало посвящённой бесконечному и природе архитектуре, и написала об этом стихотворение «Вдохноленные Вселенной», спланировав мультипликацию к сюжету. Это созидательное явление происходит из взаимодействия сознания с информатикой действительности. И в музыке, как и во многих видах информации, заложена естественная информатика творения, особое влияние на нейроны и мышление. И Ф.Ницше также пишет о поэзии и творчестве Шиллера, основанных на его музыкальном настроении, которое определяло творческий дух и создание произведений: казалось, ничто не предваряло само произведение, но творчество начиналось с этого особого состояния и чувства, которое мы называем вдохновением.

Так Ницше проводит в пример отрывок стихотворения Ганса Сакса о поэтах и наших мыслях, и этот отрывок раскрывает сразу и роль слова и лирики как в связи с мышлением, так и с познанием многообразия мира и его дуализма, действительности и сна:
Мой друг, поэты рождены,
Чтоб толковать свои же сны.
Всё то, чем грезим мы в мечтах,
Раскрыто перед нами в снах:
И толк искуснейших стихов
Лишь в толкованье вещих снов [1].

И Ницше делает важное открытие: он обращает внимание на индивидуальность. А индивидуальность служит для ещё большего многообразия искусства и его неповторимости. Каждая Жизнь уникальна и неповторима, но с раскрытием творческого начала множится и жизнь искусства...

Сама мелодия, она будто есть, и через неё начинается творение. Так же и Ницше в контексте народной песни говорит о том, что мелодия рождает произведение из себя. Действительно, мелодия ближе к природе, а музыка созидается. Начинаясь из мелодии, и музыка и песня ею объединяются в своём рождении. И та же интонация - это словно голос и звук самой мелодии. А сама музыка как универсальный язык, рождающий бесчисленное число образов без привязки к ним - поэтому и смыслы бесконечны. То же заключение можно найти в труде Ницше: музыка «не нуждается в образе» [1], но из неё можно вывести любые образы без мер. Что же касается формы, то и в музыке и в речи возникал и свой собственный и общий строй, и раздельно и взаимообразно, - есть в мире физический закон порядка, который следует открыть, и касается этот закон и ритма, и частоты, и стремления человека упорядочивать всё.

Ницше рассуждает о рождении греческой трагедии из музыки, из хора, народного голоса, и пишет о том, что ближе всего к первоистоку, к природе, хор сатиров, которые ближе всего к природе, и Шиллер всегда вводит в свои трагедии этот хор, в котором шествуют сатиры. И вот хор - единение танца, слова и музыки. Хор - посредник явления мировой сути - через видения, откровения, сны о действительности, вновь приносимые в действительный мир и несущие его мудрость, и так творят гении искусства, и так рождается трагедия, и драма появляется тогда, как пишет Ницше, когда героем произведения становится сама суть мира, бог, который говорит напрямую.
 
В контексте жизни духа и творения трагедии совершенного искусства, Ницше точно описывает бытие поэта и драматурга. Поэт видит образы и характеры и окружает себя ими. Драматур воплощается в образы и живёт ими, видя мир через них, всё новые грани и новые миры, очарованный и перевоплощённый. И философ пишет, что так драматургия получает своё завершение, понимая под этим объяснение сущности драматурга и множественности жизней и перерождений. Но в этом на самом деле есть бесконечность бытия, как в индийских верованиях, но в отличие от последних, через действие, через сознательную и созидательную деятельность силой воли, творения, воплощения и перевоплощения.
 
И пишет мыслитель о гении музыки, которого вытесняли из трагедии, но полагаю, даже новый «машинный бог» не заменит живого духа музыки - всё имеет единый первоисточник - сам мир - и звуки живой природы, и их мелодии, и музыка души, и музыка неживого - всё есть во Вселенной, но всё это должо сущестовать, жить, и гений музыки должен быть в ней самой всегда.

Заметка будет продолжена

2023, Ксения Мира, исследование трагедии жизни и искусства и «О чём говорит музыка и как звучат слова»

Литература

[1] Рождение трагедии из духа музыки // Фридрих Ницше. Москва: издательство АСТ, 2023. - 352 с.
[2] Мышление и речь. Выготский Лев Семёнович


Рецензии