Собачье сердце в Малом театре

"Собачье сердце" поставили в Малом относительно недавно - в декабре прошлого года. Однако я могу сказать, что спектакль точно сможет стать одной из визитных карточек театра (как говорится, всему свое время), ведь он поражает не только масштабом декораций, но и символическими смыслами, заложенными в них.

Зритель словно распутывает нить ассоциаций, разгадывает тайну текста Булгакова вместе с актерами. В спектакле огромное количество мелкий деталей, которые могут трансформироваться по ходу действия или дополнять образы актеров. Конечно, рассмотреть абсолютно все очень сложно (чего стоит хотя бы маленький отрывной календарь на стене кабинета профессора – можно заметить, что даты на нем полностью совпадают с днями превращений Шарикова). Остановимся на самом масштабном и, пожалуй, интересном образе. Это проект Татлина «Башня 3-его Интернационала» - проект, который так и не был реализован. Именно вокруг башни и внутри нее разворачивается весь спектакль. То, что ее проект не был претворен в жизнь как бы символизирует, такой же нереализованный проект, эксперимент профессора Преображенского [н.а. России Василий Бочкарев] по созданию человека. Сама башня постоянно в движении: поворачивается, меняется – она будто открывает две стороны жизни того времени (жизнь уважаемого, интеллигентного человека и необразованных, даже «гадких» революционеров). Её повороты, сопровождающиеся сменой сцен в спектакле, помогают зрителю ощутить остроту противоречий между людьми.

Кстати о смене сцен. Да, зритель действительно видит некую череду сменяющих друг друга событий. Калабуховский дом порой скрывается и открывается совершенно иная картина: собрания революционеров, на которых они то весело гуляют, то поют советские песни. Казалось бы, довольно незначительные сцены, однако с их помощью режиссеру-постановщику удалось показать историческую основу постановки (да и самой повести), тех людей, которые появились в стране после революции.

Но все-таки вернемся к разбору башни 3-его Интернационала. Ее довольно трудно описать словами. Ее представили как трехэтажную конструкцию. На первом этаже разворачивается практически все действие (здесь квартира Преображенского, его кабинет, столовая; сюда приходит Швондер [Михаил Мартьянов], нарком [н.а.России Виктор Низовой]; в комнате собираются ученые, чтобы посмотреть на Шарикова [Владимир Тяптушкин]). На втором находится операционная (в спектакле действительно показали сцену операции, это было довольно глубоко – громко-громко отсчитывалась каждая секунда, был слышен каждый вздох и виден каждый инструмент, который брал Борменталь [Игорь Петренко]). Третий этаж: в первом действии там находится кабинет наркома, которому звонит профессор, во втором действии там размещают ванную комнату, где Шариков устраивает потоп.

На самом деле смысл каждого этажа башни можно изложить по-своему. Вспомним основную мысль повести – человек не должен мнить себя Богом, «исправлять» и создавать любых существ, так как это дело Творца. С этим соотносится каждая ступень башни: первая – обычные люди, вторая – операционная как промежуточная станция для создания человека, третья – вершина (как власти, так божественная, т.е. возможность создания нового существа).

Более четкую схему башни 3-его Интернационала можно увидеть на фотографии моего рисунка, которую я постараюсь прикрепить.

Что ж, нельзя не сказать о Преображенском и Шарикове (эти роли были сыграны поистине замечательно). Профессор показан действительно противоречивым человека. Он не отрицательный персонаж, однако назвать его положительным героем тоже нельзя. Да, он светило науки и способен на что-то невероятное, на омолаживание организма. Он отстаивает свое право, точку зрения, мировоззрение, не поддаваясь давлению со стороны Швондера да и революционному движению в целом. Но… Просто невозможно не заметить, что Преображенский считает правильным исключительно свое мнение (вспомните, как он готов был признать Борменталя своим врагом, если бы тот не согласился, что приготовленное блюдо было вкусным; как он не воспринимает никаких других высказываний о революции, которые отличаются от его). И главное – он вмешивается в естественную жизнь, исправляет организм человека (и не только), улучшает его, меняет. Но имеет ли человек на это право? Ответом же послужил Шариков.

Шариков – человек с собачьим сердцем. Актеру Владимиру Тяптушкину удалось передать все грани этого образа, начиная с дворовой собачки и заканчивая революционером, готовым убить профессора. Да-да, Владимир появлялся на сцене в образе собаки. Эта роль была сыграна довольно точно: все повадки животного, его мучения и настороженность, сменяющаяся радостью, в доме Преображенского. Весь путь становления Полиграфа Полиграфовича как личности показан только во втором действии спектакля, но этого достаточно, чтобы показать весь ужас деградации души, штампирования человеческих единиц, которые подверглись грубой, жестокой обстановке Москвы 20-30-ых годов.

Немного интересного об исполнении роли Шарикова (из разговора с Владимиром Тяптушкиным). Актер с трепетом подошел к своей роли. Его пес послужил образцом для образа Шарика, были переняты повадки питомца, «взгляд его умных глаз». Игра артиста – «дань» своему любимому псу. Владимир также поделился, что научился брать аккорды на балалайке ради игры на ней (несмотря на небольшое количество сцен, где он с ней появляется).

Что ж, наверное это все, что я могу рассказать. Остальное вам предстоит увидеть самим на сцене Малого театра (23 ноября, 1 и 15 декабря и 23 января – ближайшие показы). Кстати, спектакль был поставлен к 80-летию народного артиста России Василия Бочкарева. Его исполнением роли профессора Преображенского вы можете насладиться до сих пор!


Рецензии