Фото

Массовое увлечение фотосъёмкой наталкивает на мысль, что это неслучайно: современная нарциссическая культура провоцирует тягу к удвоению образов. «Фотожизнь» человека встраивается в динамику бессознательных процессов: какие-то из них связаны с разрядкой влечений, другие «подключают» к инфантильному опыту и позволяют использовать его во взрослой жизни. К фанатизму в увлечении фотографией могут привести как «обычные» инфантильные фиксации (подглядывание), так и своеобразные истории детства. К примеру, взрослый может увлекаться фотосъемкой, неосознанно убеждая себя, что объекты после их использования (фотосъёмки) «не портятся», тем самым подавляя глубинное чувство вины перед матерью за ее «поедание» в детстве.
 
Фотограф удваивает мир и обретает его в собственность, усиливает свою власть и контролирует реальность. Всё это — черты «анально-накопительного» характера человека, а также нарциссическое удовлетворение собственника, который овладевает чем-то недоступным для других. Идентифицируясь же с «увековеченными» в снимках вещами, человек снижает тревожность из-за конечности своего существования.

Фотография — это еще и подглядывание, которое было детской страстью. Фотограф подобен ребёнку, который ищет объяснения различию полов, таинственным отношениям родителей и тому, откуда берутся дети. Неудовлетворённое детское любопытство заставляет его смотреть через экран гаджета в мир взрослых людей, как будто заглядывать через замочную скважину в спальню родителей. В доцифровой период фотографии процесс от фотосъёмки до готового снимка был ответом на вопрос, который более всего тревожил в детском возрасте: откуда берутся дети, откуда взялся Я? В наши дни цифровая фотография упростила фотопроцесс, ослабив его связь с сексуальным содержанием, и уже не отвечает на некоторые «вечные» детские вопросы.

Раньше фотография была преимущественно занятием для мужчин, «компенсирующим» отсутствующую у них репродуктивную способность, но постепенно фотосъемка стала женской «страстью». Фотоаппарат (смартфон) стал женским символом: исчез торчащий объектив, он стал напоминать элегантную сумочку, в которой спрятаны женские секреты. Нарциссизм женщины подтолкнул ее к активной фотосъёмке (суррогатной репродуктивности), помогающей удовлетворить потребности во внимании со стороны мужчин и признании со стороны женщин, превратил фотокамеру в такой же незаменимый предмет женского обихода, как и косметичка.

Тревожась о будущем, мы делаем фотоснимки для его обустройства. Набор этих снимков — своеобразный позитивный запас «на чёрный день», попытка противостоять непредсказуемому грядущему, намёк на скрытые переживания о конечности нашего «завтра»!


Рецензии