Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. От
В махаянском буддизме бодхисатвой называют просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ.
Иначе говоря: живёт себе человек и развивается, для своей эволюции в текущих одним за другим воплощениях он использует различные методы и традиции, идёт Правым, Левым или Срединным путём, он то мирянин, то жрец, то монах, то маг. Однажды он достигает Вознесения (Просветления), Кетер, уровня Асгарда, он сгорает огнём изнутри, переходя в энергетическую форму жизни, становясь божеством, он пролетает мимо Орла, сохраняя осознание. Некоторые поднимаются вверх преимущественно в одной традиции в различных воплощениях, другие охватывают знания по площадям, используя синкретический подход. После Вознесения у обновлённого существа есть выбор: продолжить своё восхождение в высоких мирах либо вернуться в Человеческую Форму и нести свет или тьму знаний своим младшим братьям-людям. Тех, кто выбирает служение в человеческой расе и миссию рекламного агента своего культа, ордена, религиозной традиции, называют бодхисаттвой. Это те, кто вернулся в болото, добровольно выбрав роль миссионера и просветителя, учителя и проводника, хотя имел возможность не делать этого, а остаться в тонких мирах. Это тоже вариант эволюции, за это Вознесённый получит свою плюшки, бонусы, большую пенсию на долгие годы и премию от ведущих его Сил.
Также бодхисаттвами, или Вознесёнными, можно назвать аватаров. Это представители старших и древних по сравнению с человечеством рас. Их эйдос дробится и своей частью воплощается на Земле в человеческой форме, где отрабатывает свою служебную командировку, исполняет воспитательную и образовательную миссию для отсталого человечества. Самое интересное, что нередки случаи, когда бодхисаттва не знает, что он посланец, на его памяти прошлого может стоять печать, и он будет реализовывать свои задачи вслепую, подчиняясь интуитивным внутренним стремлениям. Таковы многие из творческих людей, несущих герольдово знамя для больших масс людей.
«Самый лучший шпион тот, кто не знает, что он шпион. Большинство личностей-аватаров, носящих эйдосы высоких рас, не знают, что они аватары. Практика показывает, что данное знание для них чаще приносит вред, чем пользу. Знание о своей истинной природе, пусть даже во многом поверхностное и умозрительное, нередко является стимулом для роста непомерного Эго и короны на голове. Когда посланники на гуманоидных планетах узнают, что они являются по своей истинной сути искрами высокоразвитых существ, иначе говоря богов, то ударяются в две ошибочные крайности, сильно мешающие выполнению миссии: либо они начинают мнить себя богами во плоти, их эго и гордыня вырастают до небес, и дальше они ничего не хотят делать, потому как незачем — ведь они и так боги; либо аватары пытаются досрочно прекратить свою командировку, то есть самоубиться, чтобы поскорее покинуть эту жопу, ой простите, низкоуровневую отсталую планету Земля и вернуться домой».
Лучезар Ратибора «Homo animalis»
Про бодхисаттву идёт речь и в книге «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Кстати, бывают бодхисаттвы и аватары, которые практически не отличаются от обычных людей: они не создают гениальные творения искусства, они не разбрасывают сакральные истины на весь мир, они скромны и не выделяются из толпы. Потому что такова их задача и миссия. Более подробно об этом будет в моём следующем художественном романе «Homo animalis».
1) «– Почему, Джон, почему? – спрашивала мать. – Почему ты не можешь вести себя, как все мы? Почему ты не предоставишь полеты над водой пеликанам и альбатросам?»
Потому что маги живут вопреки обыденности, их удел — удел немногих, доля для единиц, они стремятся выйти за грани возможного, за пределы Человеческой Формы. Они стремятся преодолеть и нарушить известные человечеству законы физики и биологии, а бодхисаттвы обучают различным разделам этого искусства и науки напрямую, либо на своём примере.
У даосов об этом хорошо рассказано в представлении Попутного и Обратного движения. Единственно добавлю, что прежде чем человек услышит Зов Бесконечности и захочет идти вспять к бессмертию, он должен прожить сотни тысяч воплощений в попутном движении. Чаша должна быть испита до дна: шудра должен получить свой опыт, прежде чем станет вайшья, вайшья исчерпает свой базис перед становлением кшатрием, кшатрий хорошенько изучит свой уровень перед восхождением в брахманы. А в брахманах много подкаст, и мирская ведьма может стать Вознесённым лишь через много-много жизней.
«Ты представляешь, сколько жизней мы должны прожить, прежде чем у нас появится смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае. Тысячи жизней, Джон, десять тысяч! А потом еще сто жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока мы убеждаемся: смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим».
2) Вдруг он услышал незнакомый глухой голос где-то в себе самом: «У меня нет выхода. Я чайка. Я могу только то, что могу. Родись я, чтобы узнать так много о полетах, у меня была бы не голова, а вычислительная машина. Родись я для скоростных полетов, у меня были бы короткие крылья, как у сокола, и я питался бы мышами, а не рыбой. Мой отец прав. Я должен забыть об этом безумии. Я должен вернуться домой, к своей Стае, и довольствоваться тем, что я такой, какой есть, – жалкая, слабая чайка».
На пути развития в разной форме и на разных этапах вы будете слышать эти голоса, потому что паразиты сознания неуничтожимы, они будут атаковать всегда, то усиливая, то ослабляя натиск с уходом в тень. Их задача — не дать вам выйти из Системы, не позволить вам превратиться из батарейки и кормовой базы в самостоятельное осознанное существо с высоким уровнем светимости. Их голоса будут слышны внутри в виде ваших собственных мыслей, также под маской благожелательности ваши близкие, любимые и родственники будут на вас давить и пытаться скинуть с Пути. Чтобы продолжить Восхождение, вам придётся вычеркнуть их влияние на вашу жизнь. У человека знания нет близких, друзей и родственников, есть только Путь, по которому он движется в Вечность.
3) «Он не умел останавливаться, он даже не знал, как повернуть на такой скорости.
Столкновение – мгновенная смерть.
Он закрыл глаза».
Воин, маг, человек знания мчится вперёд, рискуя жизнью, рискуя всем своим тоналем ради возможности изменения, он бросает всё ценное в пламя алтаря развития. Он не оставляет сил на обратную дорогу, понимая, что «пан или пропал» — единственно верная стратегия в приближении к слиянию личности и Индивидуальности. И таки да — маг готов умереть в своей борьбе ради высшего, потому что прозябание в болоте, имеющийся статус-кво бессмысленны — это стагнация, это безумное разбазаривание драгоценного времени, отпущенного жизнью.
4) «Джонатан провел остаток своих дней один, но он улетел на много миль от Дальних Скал. И не одиночество его мучало, а то, что чайки не захотели поверить в радость полета, не захотели открыть глаза и увидеть!»
Достижения чайки Джонатана и его прогресс не впечатлили его стаю, более того — его изгнали. Система будет подавлять инакомыслие, а тех, кто продвинулся чуть дальше и выше, она будет безжалостно изгонять, потому что Матрица такая Матрица. Поэтому мудрое говорят среди мудрых, а метать бисер перед свиньями не стоит вовсе. Либо надо изначально осознавать, что высокие достижения духа — удел меньшинства, и не ожидать резонанса от многих. Толпа не поймёт и не оценит недоступное их восприятию, скорее постарается сжечь, как ведьму, потому что неподвластное разумному пониманию — великое колдунство, ересь, угроза дневному сознанию и дикий ужас для обывателя.
Есть, конечно, ещё один вариант — профанация. То есть такой процесс, когда мы, как проводники, берём идеи из высших планов и оборачиваем их в оболочку притчи, фантастики, фэнтези или сказки. Тогда и толпа останется довольной, вас не сожгут, а редкие души, готовые проснуться и расти над собой, сумеют разглядеть и почувствовать Силу и Зов Бесконечности в строках Проводника.
5) «И спросил: – Кто вы?
– Мы из твоей Стаи, Джонатан, мы твои братья. – Они говорили спокойно и уверенно. – Мы прилетели, чтобы позвать тебя выше, чтобы позвать тебя домой».
Как бы не было одиноко магу или бодхисаттве на определённых этапах развития — это временно, ведь рано или поздно он встретит своих духовных братьев и сестёр — тех, с кем вместе обучался и рос в течение многих жизней, он обретёт также и сподвижников, однажды он встретит тех, кто понимает его, кто разделяет его взгляды и мировоззрение. Даже Великие Учителя человечества и аватары древнейших рас во Вселенной имели своих учителей во плоти, они обучались, они раскрывали свои скрытые потенции, таланты и способности, потому что архив нужно распечатать, для выполнения миссии нужно овладеть специальными навыками на уровне земной личности, а подспудно решить кармические задачи, распутать узлы и облегчить тяжести казуального тела.
Чайка Джонатан сумел подняться на уровень выше, он перестал быть обычной чайкой, выйдя за пределы привычной формы. И там, на условных небесах, он понял, что нет предела развитию, обучение и рост будут длиться бесконечно, за одними небесами будут ещё более высокие небеса, и так далее... И вот здесь-то Ливингстон принял решение стать бодхисаттвой и вернуться на Землю, чтобы нести свои знания обычным чайкам, чтобы помочь им выйти за лимит возможного, чтобы кардинально измениться на видовом уровне.
6) «Но даже им легче было выполнить самую сложную фигуру, чем понять, в чем заключается сокровенный смысл их упражнений.
– На самом деле каждый из нас воплощает собой идею Великой Чайки, всеобъемлющую идею свободы, – говорил Джонатан по вечерам, стоя на берегу, – и безошибочность полета – это еще один шаг, приближающий нас к выражению нашей подлинной сущности».
Есть интересная версия, что человеческое существо по своей исходной матрице может очень многое. В каббале эта матрица называется Адам Кадмон. Это божественноподобная Идея Человека, идеальная первооснова. По легенде, в древние времена люди действительно много чего могли, обладали сверхспособностями, в целом были более магичны, потом в результате смены власти Земли и проводимой парадигмы функция этого мира несколько видоизменилась, и он превратился в жёсткий тренировочный плацдарм и место для мучений. Теперь приходится прилагать множество адских усилий, постоянно проводить специальные практики, проходить сотни посвящений, чтобы приблизиться к первоначальной идее Человека.
7) «Он говорил об очень простых вещах: о том, что чайка имеет право летать, что она свободна по самой своей природе и ничто не должно стеснять ее свободу – никакие обычаи, предрассудки и запреты.
– Даже если это Закон Стаи? – раздался голос из толпы чаек.
– Существует только один истинный закон – тот, который помогает стать свободным, – сказал Джонатан. – Другого нет».
Для мага не существуют человеческая мораль и предрассудки, для него главное — эффективность его развития, экономия сил в социуме и снижение к минимуму сопротивления Системы. Всё, что мешает ему развиваться — как внешние факторы, так и внутренние — маг безжалостно сметает со своего пути. Закон Стаи создан для тех, кто в Стае, для тех, кто хочет в ней остаться. Тот же, кто алчет стать богом, должен следовать закону своего духа.
8) «– Джонатан, помнишь, как-то давным-давно ты говорил, что любви к Стае должно хватить на то, чтобы вернуться к своим сородичам и помочь им учиться.
– Конечно.
– Я не понимаю, как ты можешь любить обезумевшую стаю птиц, которая только что пыталась убить тебя.
– Ох, Флетч! Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих».
Бодхисаттва не обязан любить людей на уровне земной личности, да и на уровне базового воплощённого сознания тоже. Достаточно понимания, что через обучение младших рас ты сам растёшь и эволюционируешь, таково условие командировки в Человеческую Форму. Делай, что должно, подавай пример, развивайся, сгорая сам, свети другим, индуцируй окружающее пространство, неси знания. Можешь при этом испытывать любовь, равнодушие или даже можешь плеваться от окружающих неразумных амеб, главное — выполняй то, что должно. А ведь ещё бывают тёмные бодхисаттвы, которые исполняют роль кнута, пинками, наказаниями и разрушениями вразумляя неразумных человеков.
9) «Флетчер обернулся к Джонатану, и в его глазах промелькнул страх.
– Я веду? Что означают эти слова: я веду? Здесь ты наставник. Ты не можешь нас покинуть?
– Я тебе больше не нужен. Продолжай поиски самого себя – вот что тебе нужно, старайся каждый день хоть на шаг приблизиться к подлинному всемогущему Флетчеру. Он – твой наставник. Тебе нужно научиться понимать его и делать, что он тебе велит».
Рано или поздно учителя и наставники уходят, однажды наступает момент, когда они отпускают вашу руку, за которую они вас вели, и дальше вы пробуете идти сами. Теперь только ваш собственный эйдос вам в помощь, только ваш дух — незыблемая опора и верный советчик.
Ричард Бах написал очень глубокую книгу — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». При её прочтении я был восхищён и поражён, насколько тонкие и сокровенные вещи смог уловить автор. Во вспышках узнавания, пробуждения древней памяти эйдоса и инсайтах я проглотил краткую повесть залпом.
По завершению чтения во мне укрепилась уверенность, что Ричард Бах — мистик, Маг с большой буквы, а скорее всего ещё и аватар. Поэтому спустя некоторое время я вернулся к нему и попробовал прочитать другие его произведения. Мне хватило двух — «Иллюзии, или приключения Мессии Поневоле» и «Мост через вечность», чтобы обрести успокоительное разочарование и не стремиться прочитать другие книги автора и отыскать в них вселенские сакральные истины.
Первый упомянутый роман — попсовая философская эзотерика в духе фильма «Секрет» и идеологии позитивного мышления. Там всё просто: надо просто хорошенько захотеть, правильно помечтать, и все получится. Как два пальца обоссать, доступно даже узкому мировоззрению материалиста. Люди, воспитанные в духе западного маркетинга, любят такое: их мечты не вырываются за пределы базовых потребностей и навязанных потреблятских шаблонов.
Натальная карта? Ограничения кармы? Прописанный задолго до рождения сценарий воплощения? Тяжести и искупления? Осознание того, что живущая 20-30-40 лет маленькая личность в редких случаях понимает, что нужно для развития её духа, а не для услаждения эго? Ричард Бах игнорирует это всё, ведь достаточно правильно мечтать и хотеть...
В романе «Мост через вечность» автор описывает свою жизнь, встречу со своей Единственной, где ведёт себя, как эгоистичный подросток, не видя ценности в компромиссных отношениях, не ощущая готовности жертвовать своей иллюзорной свободой, которая чаще всего заключается в возможности трахать других баб, не чувствуя возможности измениться и стать иным, не понимая ответственности и благодарности за добро, что ему сделали... Ну, охренеть!.. На момент встречи с Лесли Баху было около сорока лет, а необходимость обретения своей Анимы и слияния с ней через боль, смерть и перерождение он на тот момент так и не почувствовал. Как истинный инфант, он боится в отношениях боли и скуки, как передовой торговец на рынке, он опасается продать себя дёшево, не осознавая, что истинные отношения между мужчиной и женщиной — это не обоюдная проституция тела, внимания, времени и других ресурсов, а совместная непростая и кропотливая работа над выстраиванием единого парного существа.
Проспойлерю: всё-таки Ричард Бах соизволил измениться, он умерил свой самцовый пыл, желание быть свободным и обрёл свою Единственную. Проспойлерю дальше: в жизни Ричард всё равно развёлся с Лесли Пэрриш и снова женился на очередной Единственной. Я не осуждаю писателя, потому что, с одной стороны, мне фиолетово, сколько он раз женился вообще, а с другой стороны, потому что я знаю, что жизнь богаче и непредсказуемее, чем самые громкие и твёрдые ярлыки. А ещё в моём понимании Великая Мать может быть Единственной, а её воплощений и носителей принципа может быть множество.
Смягчу свою критику автора: с высоты своей колокольни мне легко говорить, что узы и тенета брака в итоге дают дисциплину, отсекают лишнее и помогают развитию в случае духовного брака. При таком редком варианте единения двух душ каждый человек является для другого катализатором и стимулятором для роста. Но понять ценность союза мужского и женского начала я смог только в самом браке, снаружи это выглядело однозначно, как тюрьма, без плюсов и бонусов. Ричард Бах понял ценность верности, великое благо дисциплины и самоограничений, целебное, хоть и болезненное, свойство изменений в возрасте под сраку (сорок) лет. Так нам рассказывает роман «Мост через вечность»; лучше поздно, чем никогда, некоторые до старческой гробовой доски остаются эгоистичными незрелыми придурками.
Бывают, конечно, другие типы брака, когда судьба сводит людей, чтобы один из них, или оба, жестоко мучились во имя искупления прошлых провинностей и во имя научения. Но это всё было не про Дика Баха, ведь он вовсе не хотел соединяться с Единственной, а просто хотел тыкать свой «дик» в разные отверстия без отношений и обязательств, оправдывая сокращённую форму своего имени.
И как этот попсовый философ Ричард Бах умудрился написать шикарное и шедевральное эзотерическое творение «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»?.. Ответ на эту загадку раскрывает сам писатель в одном из своих интервью:
«Вот, к примеру, «Чайка Джонатан Ливингстон». «Чайка» была первым, что я вообще написал в своей жизни (первая часть «Чайки»). В тот момент я не мог найти работу и решил стать писателем. И вот, что со мной произошло.
Я получил мистический опыт: я увидел, как вся эта история про чайку разворачивается перед моими глазами в полном цвете на очень широком экране. И я услышал имя – Джонатан Ливингстон – и это меня испугало. И пока я старался понять, что со мной происходит, я стал видеть сцены из книжки. И это настолько меня затянуло, что я понял, что мне надо записать это. Я записал две трети книжки, и она вдруг остановилась.
И я подумал: чем же это все кончится? Я просиживал часами, стараясь изобрести что-нибудь, но у меня ничего не получалось. К этому моменту я знал Джонатана так хорошо, я жил в его сердце, что я должен был знать, что произойдет дальше…
Прошло восемь лет. И вот спустя эти годы, за полторы тысячи миль от дома, в штате Айова – бац! – в пять часов утра, прямо как продолжение сна я вижу, чем заканчивается история. И восемь лет пронеслись, как одна секунда. Я сразу же вспомнил, на каком месте закончилась первая часть. И подумал: да, конечно, эта история должна заканчиваться именно так».
Как видим, Ричард Бах не «сам» написал эзотерическую притчу, используя свою имеющуюся базу знаний и интеллектуальный аппарат, а послужил Проводником, неся идеи высокого полёта в массы. Вот он и ответ, как автор смог прыгнуть выше головы и выдать мистическую притчу, которую нельзя было от него ожидать при прочтении остальных его книг.
Быть проводником мне знакомо: я будто смотрю на экран и записываю происходящее там при создании книги, иногда я не знаю, что произойдёт в следующий момент, ведь я не придумываю, а считываю данные.
P. S.: несмотря на мою язвительную критику, я чётко осознаю, что у каждого свой путь, свои уроки и тяжести, свои сроки взросления и созревания, и каждый путь ценен и неповторим как один из узоров Ковра Вечности. Поэтому каждое моё утверждение качается на гранях многозначности и лабиринта смыслов.
2023 год
Свидетельство о публикации №223112001680