К. Маркс. Капитал

"Капитал или Критика политической экономики" появился в 1867 (1 том). В этом произведении Маркс пытается вскрыть экономические основы капиталистического производства, базируясь на т. н. трудовой теории стоимости, разработанной в классических трудах Петти, Адама Смита и Рикардо. Согласно этой теории стоимость любого товара определяется вложенным в нее трудом. Эта теория, так хорошо описывающая процесс рыночного обмена, совершенно забуксовала как легковой автомобиль в распутицу, когда нужно было описать экономические процессы, происходящие в обществе в целом.

Одной из проблем, четко поставленной Рикардо, и до сих пор никак неразрешенной западной политической экономией является проблема заработной платы наемного работника. Если обмен товаров происходит на основе их стоимости, определяемой вложенным в этот товар трудом, то и заработок рабочего также должен измеряться трудом -- выполненной им работой.

Но где тогда прибыль нанимателя? Материалы и машины (в форме амортизационных отчислений) не добавляют никакой новой стоимости, а только переносят стоимость затраченного на их производство труда. Если бы было иначе, то обмен товаров производился бы не по трудовой стоимости: одни бы работали с прибылью, другие бы исключительно себе в убыток.

Аналогичное рассуждение годится и для наемного работника. Если ему оплачивают полностью его труд, то он просто переносится на вновь создаваемый продукт и входит составной частью в его стоимость. А если капиталист обманывает рабочего -- безвозмездно присваивает себе часть этого труда, -- то тогда обмен труда на деньги в сфере производства осуществляется не в соответствии с вложенным в нее трудом. Ибо так и трактуют экономическое учение Маркса современные буржуазные экономисты:

"Собственник средств производства присваивает себе право на часть стоимости, потому что он защищается правящим режимом через институт права собственности"..

Рикардо до такой дешевки не опускался, а честно признавался, что он не понимает как такое возможно, за каковую честность и получил большой респект от Карла Маркса.

Карл Маркс разрешил эту проблему, введя понятие стоимости рабочей силы. Сам по себе труд, разглагольствует Маркс, никакой стоимости не имеет. Труд -- это процесс, деятельность, при осуществлении которой создаётся стоимость. Он так же не может иметь особой стоимости, как и сила тяжести не имеет собственного веса, в то время, как именно сила тяжести порождает вес всех предметов.

А стоимость имеет рабочая сила, и определяется эта стоимость точно так же, как и стоимость любого другого товара: трудом, необходимым для его воспроизводства. Только воспроизводство товара рабочая сила имеет специфические особенности: в ее стоимость входят как жизненные средства для поддержания этой самой силы: трехразовое питание, обувь, одежда, -- так и средства, необходимые для ее воспроизводства в квалифицированном виде: образование, воспитание и пр.

То есть предприниматель при найме платит не за труд, а покупает рабочую силу, которой потом пользуется по своему усмотрению. Понять предлагаемую Марксом механику не так-то легко. Действительно, когда человек устраивается на работу, никто не предлагает ему продать его рабочую силу. Напротив, с ним заключают контракт на выполнение определенной работы, за которую ему платят сдельно или повременно. Так что и у работника и у предпринимателя создается полная иллюзия, что оплачивается именно реальный труд, а не какая-то непонятная способность к труду, именуемая рабочей силой.

Но если внимательно присмотреться к процессу производства, то можно понять, что оплачивается не труд, а именно рабочая сила. Еще ни один рабочий не разбогател за счет своего труда. Если он, благодаря своим физическим данным или рационализаторским способностям умудряется производить больше, то ему либо срезают расценки, либо платят больше, но так чтобы общая стоимость товара не повысилась (чтобы не увеличивались издержки производства). Чаще всего это достигается увольнением его товарищей.

"Капитал" так же интересно читать, как и "Рассуждения о богатстве народов". Как и Адам Смит, Карл Маркс еще не подвержен в изложении материала современной тенденции, когда учены пишут сплошь по-научному, выражаясь абстрактными терминами. "Капитал" Маркса, особенно I том, это не только теоретическая работа, но и исторический труд с живыми картинками и примерами, почерпнутыми из жизни.

По излагаемому нами вопросу Карл Маркс приводит письмо группы английских фабрикантов в свой же английский парламент. Эти фабриканты, начитавшись художественной литературы и наслушавшись церковных проповедей, не захотели быть кровососами, которые тянут все соки из рабочих, и решили массово повысить им зарплаты. В английский же парламент же они обратились за тем, чтобы и другие фабриканты вняли их примеру и также повысили зарплаты своим рабочим. В противном случае они со своей филантропией окажутся в невыгодном положении, и массово пролетят в конкурентной борьбе. Правильно, объясняет Маркс, купив рабочую силу по цене выше среднерыночной, они резко удорожат свои товары.

Именно поэтому современные западные компании, даже такие филантропические как Билл Гейтс или Рокфеллеры, утверждая, что прибыль они добывают исключительно за счет технического прогресса и новых технологий, все же предпочитают переносить свое производство в Китай, Индию и др страны третьего мира, где дерут подальше от либеральных и человеколюбивых глаз защитников прав человека и даже животных, три шкуры с узкоглазых или кориченовокожих рабочих. Попытка же перенести производство в страны Европы и Америку сразу же влечет резкое удорожание стоимости товара -- американского и европейского рабочего не заставить пахать за гроши. И как единственный выход на выручку предпринимателям идут заградительные пошлины.

"КАПИТАЛ" И ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

В своем "Капитале" Маркс впервые в мире применил для научного исследования диалектический метод, разработанный Гегелем, большим поклонником которого он был. До этого общественные процессы исследовались, выражаясь языком советской идеологии, метафизически.

Адам Смит, к примеру, нацелил для своего научного анализа торговлю. Для исследования он выделил элементарную ситуацию -- обмен -- и обсосал со всех сторон экономическую механику данной ситуации, а потом обобщил свои наблюдения на всю сферу торговли. Анализ получился удачным и захватывающим для читателя, а многочисленные примеры из реальной практики делают его выводы убедительными для ученого и увлекательными для читателя.

Точно так же, как Адам Смит, работали и работают до сих пор физики, химики... да почти все ученые. Скажем, в физике газов исследуется отдельная (воображаемая) молекула или атом, какие механические силы воздействуют на нее до столкновения с другим атомом и после столкновения, и какие и как от этого взаимодействия изменяются параметры: скорость, масса, энергия. Затем с помощью статистических методов полученные выводы распространяются на все тело в газообразном состоянии.

"Все это хорошо", -- подумал Маркс, -- "и что касается торговли, тут Адам Смит может ходить петухом, но вот всю экономическую сферу так не поймешь, нужно показать весь экономический процесс создания и мутации товара целиком".

По Адаму Смиту стоимость товара -- это совокупная стоимость входящих туда элементов -- сырье, комплектующие, амортизация -- плюс добавленный при производстве этого товара труд, который на равных правах, как один из компонентов входит в общую стоимость. Но в том-то и состоит фишка, говорит Маркс, что стоимость в ходе производства изменяет, как неверная жена, свою природу. На входе в производство в товар вкладывается рабочая сила, вернее ее стоимость, а на выходе прибавочная стоимость, которую эта рабочая сила берет из воздуха, то есть создает ее своим трудом. Поэтому в конечной стоимости, кроме стоимостей внесенных, в т. ч. и рабочей силы, есть еще и вновь созданная стоимость -- прибавочная.

"КАПИТАЛ" И ДИАЛЕКТИКА

Одна из гегелевских категорий, излюбленная Марксом, и постоянно используемая им в "Капитале" -- это противопоставление явления и сущности. Маркс постоянно и скрупулезно доискивается, какая сущность скрыта под тем или иным экономическим явлением. На небе молния блистает, и гром гремит. А по сути происходит электрический разряд очень высокого напряжения. По форме рабочий имеет дело с заработной платой как платой за труд, а по сути с актом покупки его рабочей силы. По форме капиталист получает прибыль, а по сути он безвозмездно присваивает созданную этой рабочей силой прибавочную стоимость.

И если исследовать явление рабочей силы, идя от единичного процесса заключения контракта между капиталистом и рабочим и обобщая потом его на каком угодно громадном фактическом материале, мы никогда не дойдем до сути. Необходимо обнажить и заголить весь процесс капиталистического производства и обмена. Именно целиком прослеживая процесс капиталистического накопления, Маркс приходит к выводу, рабочая сила -- это единственный вид товара, который не только переносит свою стоимость на вновь созданный продукт, но и создает прибавочную стоимость, потом безвозмездно присваиваемую капиталистом.

Другая излюбленная Марксом категория гегелевской диалектики -- внутренняя противоречивость в понятии. В метафизике и науке понятия рассматриваются как нечто цельное и непротиворечивое самому себе. "Сила", "энергия", "химический элемент" они и в Африке "сила", "энергия", "химический элемент" и в ходе исследования должны оставаться теми же самыми. "Дудки," -- заявил Маркс, -- "сама действительность противоречива и понять ее можно только исходя из противоречивых же понятий".

Возьмем понятие "товар". С одной стороны это вещь, которая обладает полезными свойствами. Если вещь не обладает полезными свойствами, ее никто не купит. С другой стороны, товар есть продукт трудового процесса и потому обладает меновой стоимостью. Сколько в товаре заложено труда, такова и его стоимость. Не заложен в вещи труд и, сколь бы полезной она ни была -- как допустим, наши лучшие друзья: солнце, воздух и вода, -- она бесплатна. Но стоит приложить к ней труд, и она обретает стоимость, как та же вода в системе ЖКХ.

Использование Марксом диалектики помогает ему объяснить многие парадоксы экономической жизни, которые никак не могли растумкать его предшественники. Вот допустим, 100 землекопов копают котлован под будущий Центр торговли. Каждый из них получает в месяц 5 условных тугриков, итого 500 тугриков на всю шоблу. Капиталист продает котлован за 600 тугриков. Его прибыль 100 тугриков всего или по одному тугрику на каждого копателя. А другой нанял экскаваторщика за 50 тугриков в месяц + 50 пошло на амортизацию экскаватора (лопаты рабочие для простоты примера мы предполагаем принесенными ими с собой) и таким образом его прибыль на котловане составила не 100, а все 500 тугриков.

Но если мы говорим, что вся прибыль -- это украденная прибавочная стоимость, или выражаясь в терминах марксистской политэкономии, инобытие прибавочной стоимости, то тот, кто больше оттяпал этой стоимости у рабочего, у того и прибыль должна быть выше. А здесь получается, что тот, кто закупил рабочей силы на 500 тугриков, получил и прибыль не в 10 раз больше того, кто закупил ее на 50 тугриков, а в 10 раз меньше.

Мы не будем рассматривать этот и другие подобные парадоксы. Для этого нужно рассмотреть полностью процесс движения капитал. А Маркс на это потратил 3 толстенных тома, 3-й из которых выпускают в двух книгах, а еще есть и 4-й ("Теории прибавочной стоимости"). Можно лишь сказать, что он рассматривает процесс движения капитала во всех деталях и тонкостях -- в сфере как производства, так и воспроизводства, накопления, в финансовой сфере, торговой. А также в сельскохозяйственной. Правда, здесь его подстерегла неудача, и процесс образования земельной ренты он так и не смог раскусить, в чем, кстати, чистосердечно и признался, и все последние годы работал над проблемой рентообразования.

ЗНАЧЕНИЕ "КАПИТАЛА"

"Нет ничего более практичного, чем хорошая теория", -- кто только не говорил этих слов, включая В. И. Ленина. Но Ленин-то как раз относил эти слова к теории Маркса. И он, как никто другой сумел это и доказать, и показать своей деятельностью.

На первый взгляд, какая может быть польза от сугубо научной, наполненного трудноперевариваемой гегелевской тарабарщины? Капиталиста эта теория не научит, как эффективнее делать деньги, и даже каких рисков при общении с рабочими следует избегать. Рабочих она не научит, как с наибольшей пользой для себя или наименьшим уроном продавать свою рабочую силу. Но теория Маркса показывает, что как бы ни упирался в своем труде наемный работник, какими бы снисходительными и филантропически настроенными не были буржуи, процесс капиталистического производства неминуемо разводит эти два класса по разным полюсам, производя на одном полюсе богатство, на другом нищету.

Единственный выход из этого порочного круга бытия -- разрушить капиталистическую систему. Как это сделать, Маркс показывает в других своих произведениях, в "Манифесте Коммунистической партии", в частности.

Подзаголовок "Капитала" гласит "Критика политической экономии". Это критика буржуазных экономических учений. Но не только. Критика политической экономии -- это также критика такого состояния общества, где действуют законы капиталистического производства. Многие этого так до сих пор и не догнали. В советские времена была подленькая мода задавать на всяких политзанятиях каверзный вопрос: "Почему 'Жигуль' стоит 5000 рублей, хотя его себестоимость и не дотягивает до 1000? Как же здесь соблюдается закон трудовой стоимости Маркса?" А профессиональные идеологи корпели, краснели, бледнели или надувались гневом, не в состоянии толково разъяснить, в чем здесь дело.

А дело здесь в том, что открытые Марксом законы действуют только в условиях рыночной экономики, где встречаются на рынке свободно конкурирующие производители. Такой экономики не было в Советском Союзе, такой экономики практически уже нет сегодня и на Западе. Да и во времена Маркса она никогда не существовала в чистом виде.

Маркс описал идеальный процесс, которого в реальной жизни нет. Но такова вся наука. Она сводит явления действительности к некоторой идеальной модели, которую практики приспосабливают к реальности путем подгонки и уточнений. Но если идеальная модель хорошая, то она дает практикам то оружие, которое можно приспособить и применить в жизни.

К. Маркс оказался хорошим пророком. В "Капитале" он указал могущество капиталистического способа производства -- иногда его дифирамбы в его адрес даже превосходят панегирики буржуазных апологетов -- но он и указал пределы его развитая.

А этими пределами являются границы рынка. Капиталистический способ производства может лишь развиваться, когда есть рынок для приведения его в движение. А любой рынок может существовать лишь когда есть, кто продает и кто покупает. Продает капиталист, то что произведено на его заводах, а покупает в конечном итоге тот же рабочий, и на те же самые средства, которые он получил за продажу своей рабочей силы.

100 землекопов принесут на рынок 100 тугриков, а 1 экскаваторщик только 50. Капиталист, который нанял экскаваторщика будет иметь преимущество над капиталистом, который нанял землекопов, пока есть рынок, куда они выбрасывают свои котлованы. Но когда рынок скукожится, когда и капиталисту, и экскаваторщику хватит и 100-ой доли того, что выброшено на рынок, наступит кризис.

И он регулярно случается при капиталистическом производстве. Но при научно-техническом прогрессе, когда все меньшее и меньшее количество людей может быть занято в производстве, рынок скукоживается до 0. Не помогает даже расширение рынка за счет стран третьего мира. Здесь только два выхода: поломать саму систему капиталистического производства, либо свернуть научно-технический прогресс. Это и предсказал Маркс. И по этим путям и идет современное хозяйство.

ДРУГИЕ МИНИАЮТЮРЫ О ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЯХ
http://proza.ru/2023/11/20/215


Рецензии