ибн Фадлан. Записка

Кем был Ибн Фадлан доподлинно неизвестно, но в 921-922 гг в он был участником посольства багдадского халифа в Татарстан, тогда называвшийся Волжской Булгарией, и при том в немалом чине. Об этом посольстве ничего толком неизвестно, хотя протокольная сторона мероприятия и сохранилась в анналах истории.

Неизвестна ни цель посольства (кроме официальной: прислать в Булгарию, только что принявшую ислам, учителей новой религии), ни его результаты. Это дает основание одним историкам оценивать посольство как закончившееся полным провалом, другим -- полным успехом. В пользу последнего мнения говорит то, что между арабами и татарами установились прочные связи, как дипломатические, так и экономические на протяжении целых пяти веков.

ПУБЛИКАЦИИ

Ибн же Фадлан попал не столько в политическую или дипломатическую историю, сколько в научно-географическую, а еще более литературную. Ибо он составил отчет о путешествии ("Рисале" или просто "Записка"), где сухой деловой документ расцветил такими подробностями жизни и быта стран, мимо которые посольство проезжало, что вот уже более 1000 лет его отчет значится как один из замечательных памятников арабской литературы, весьма богатой на поэтические измышления, но бедной на прозу.

Странным образом об этой "Записке" историкам литературы ничего не было известно, кроме краткого упоминания о ее существовании в знаменитом "Географическом словаре" арабского ученого ибн Якута, составленном в 1224 и переведенном в Европе в 1823. Сама же рукопись "Записки" была обнаружена в 1923 году турецким филологом в пыльных архивах Мешхедской библиотеки.

Опубликованные тут же в записках Стамбульского университета они привлекли внимание всех европейских ученых, специализирующихся в истории и географии Востока и вызвали подлинный фурор, как красотой слога, так и обилием фактических данных. Подавляющее большинство из этих данных абсолютно достоверны, а другие дают ученым пищу для размышлений и исследований вплоть до нашего времени.

Из приведенной справки отнюдь не следует, что до 1923 года "Записка" не была известна географической науке. Значительная ее часть, как это выяснилось уже после 1923 года, вошла без изменений в труд знаменитого иранского географа XVI века Амина Рази. Принципов цитирования, принятых в западной науке, восточные авторы не знали и не знают, поэтому без указания имени ибн Фадлана географические результаты его "Записки" давно стали достоянием мировой географической науки.

Но еще больше, чем в географии, "Записка" прославилась в литературе. Жанр путешествий был, да и остается, весьма популярным на мусульманском Востоке. "Путешествия Синдбада-морехода" самый известный, но далеко не единственный и не первый образец его. К сожалению ли, к счастью, но более всего поклонниками ибн Фадлана были читатели и слушатели (на Востоке книги не столько читаются, сколько слушаются). Ценят в них при этом не точность деталей или достоверность фактов, а богатство фантазии, искусство вымысла, занимательность рассказа.

Вот и ибн Фадлан попал на этот вертел и его "Записка" пошла гулять по многочисленным караван-сараям и дастраханам, как описание занимательного и увлекательного путешествия. Чаще всего без указания его авторства, а иногда и с указанием. Например, я случайно наткнулся на факт, что произведение ибн Фадлана входило в сборник путешествий, составленный знаменитым египетским писателем XVIII века ан Набулуси (1641-1731).

Любопытно, но этот ан-Набулуси также отличился в жанре путешествий. Он побывал в Хиджазе, Турции... да практически во всех странах Б. Востока и С. Африки. И везде норовил увидеть гробницы святых, которые он подробно с восточной цветистостью и обилием метафор описал. От метафор кружится голова, отчего все гробницы в его описании становятся неотличимы. Никаких тебе деталей, подробностей, картины жизни мест, где он был, нет. Фишка однако закопана в том, что уже в XX веке опубликовали частные письма ан-Набулуси, восхитившие исследователей как раз тонкой наблюдательностью автора, вниманием к деталям, то есть всем тем, что ценят в жанрах путешествия европейцы.

А в скольких сборниках или рукописях, подобных сб ан-Набулуси, раскиданный по всему мусульманскому Востоку от Филиппин до Ц. Африки, обретается нетленная писательская душа ибн Фадлана, сказать не сможет никто. Хотя, по всей видимости, самим автором она писалась для практических целей, и он не очень-то ценил ее литературные достоинства. Читатели однако расценили иначе.

Так что говорить об открытии "Записки" в 1923 г можно лишь применительно к европейской литературе и науке. В арабской традиции ибн Фадлан в основном прочно занял место среди прочих сочинителей небылиц. Какими были эти небылицы, покажем на одном небольшом фрагменте:

"В 20 днях пути от их страны (Волжской Болгарии) находится местность под названием Ису, а далее за Ису живет народ, именуемый юра. Это дикое племя. Они не общаются с людьми, боятся их злобы. Жители Болгара совершают поездки в ту страну и привозят туда одежду, соль и другие товары, которыми они торгуют. Для доставки этих товаров они изготовляют повозки, похожие на маленькие тележки, в которые запрягают собак, ибо там много снега и никакое другое животное не может передвигаться по этой стране. Люди привязывают к подошвам кости скота, каждый берет в руки две заостренные палки, втыкает их позади себя в снег и скользит по поверхности, отталкиваясь этими палками, словно веслами, и так достигает цели своего путешествия... Они ведут куплю и продажу, изъясняясь с туземцами языком жестов, и привозят из этой страны прекрасные крупные шкурки соболя...

Царь болгар рассказывал мне, что за его страной на расстоянии трех месяцев пути есть народ, который называется вису. Ночь у них меньше часа... В том море водится рыба, из зубов которой они делают ножи и рукоятки мечей (вы, конечно, догадались, что эту сказочную рыбу мы называем моржом). Если в том море корабль плывет на Полярную звезду, то попадает в местность, где летом вообще нет ночи, зимой же, напротив, солнце не показывается над головой... Дальше расположена местность, где весь год состоит из одного дня и одной ночи".

Хороший врун, не правда ли?

Кстати, именно этот ибн Фадлан дал первые сведения о наших предках -- восточных славянах, иногда приятные для нас ("Они не знают блуда, но если относительно кого-либо они узнают какое-либо дело, то они разрывают его на две половины"), иногда нет ("Они грязнейшие из тварей Аллаха, -(они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы").

Любопытно, что в 1988 году по маршруту ибн Фадлана совершил путешествие советский исследователь Александр Юрченко. С удивлением он обнаружил, что

"оазисы в Каракумах и большинство знаменитых базаров расположены и сейчас там же, где они были в X веке. Глиняные купольные мавзолеи в степях Казахстана имеют ту же форму, что и тысячу лет назад. Описание свадьбы у кочевников-огузов и калыма, включающего коня, деньги и вещи, выглядело вполне современно. Практически не изменилась одежда пастухов-киргизов (ибн Фадлан и его спутники, пересекая ранней весной прикаспийские степи, облачились в местную одежду, описав ее на удивление подробно). Кочевники Устюрта сушат баранину впрок тем же способом, что и сотни лет назад.

Сохранился до наших дней даже такой архаический обычай, как гадание над чашей 'чилкалит'. ("Никто из купцов или кто-нибудь другой не может совершать омовения в присутствии кочевников, кроме как ночью, когда они его не видят. И это потому, что они гневаются и говорят 'Этот хочет нас околдовать, так как он уставился в воду'" (из "Записки")).

А ведь Юрченко проезжал по советской территории, где его встречали советские колхозники, работники животноводства, погрязшие в соцсоревнованиях и выполнении планов, читавшие "Правду" и исправно посещавшие партсобрания. А под всем этим текла другая, глубоко архаическая жизнь.

Своим путешествием Юрченко хотел доказать подлинность путешествия ибн Фадлана, ибо скептики остались до сих пор. Для науки подобные доказательства нужны, для литературы -- нет. Уже сама подробность описаний, множество деталей говорят, что выдумать подобное невозможно, хотя авторскую субъективность, то ли от сознательного искажения фактов, то ли от их непонимания никто не отменял.

ДРУГИЕ МИНИАЮТЮРЫ О ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЯХ
http://proza.ru/2023/11/20/215


Рецензии