Пионеры и чудь белоглазая

Деревня, церковь, люди живут и ходят в церковь, приходит революция, а люди деревни не поддаются ей, не принимают, к золоту равнодушны, агитаторов слушают, не подают виду что не соглашаются, но не бунтуют, приходят войска в деревню, окружили её чтобы никто не ушёл, входят, а там никого нет, ни жителей, ни скотины, пропали, прочесали весь лес ближайший, нет никого, ближайшие деревни, дальний лес, везде, пропали. Ушли войска, вернулись откуда-то жители. Решили напасть на них неожиданно, ночью. Врываются, а там опять никого нет. Решили всё спалить и церковь взорвать. Дома сгорели, церковь не поддалась. Бросили, ушли, жители пришли и всё заново отстроили. Так войска несколько раз пытались поймать жителей деревни, но у них никак это не получалось. Куда они каждый раз девались никто не мог понять. Отстали от них, не было там Советской власти, колхозов, совхозов, администрации с сельсоветом. Жили они сами по себе по старинке. Кто к ним приходил с миром говорили что жители деревни очень добрые. И решила Советская власть использовать это и построила пионерский лагерь недалеко от этой деревни и многие из деревенских работали на хозяйственном обслуживании этого лагеря. Лагерь не номенклатурный был, от завода, дети все с рабочего посёлка, с окраины города.  К детям, конечно, их не подпускали, там воспитатели комсомольцы были. Ездил частенько в этот лагерь пионером. Через эту деревню проезжал. Людей этих видел. Проезжаем через деревню на автобусе в лагерь и стоит молодой человек, как из сказки, в косоворотке подпоясанной веревкой, за поясом кнут, поверх штанов обмотаны до колен портянки, и поверх обмотки от лаптей крест накрест до колен верёвочки, и прическа под горшок, а волосы соломенные, а в руке посох и держал он его как скипетр. Проезжая по другим деревням особой разницы с городом не видел, сапоги, ватники, брюки, пиджаки. И звались они чудь белоглазая. Именно так. Не просто чудь, а белоглазая. Нам детям было всё равно, хотя чудно было. Для нас они русские были. Воспринимали их как всех остальных взрослых вокруг. А все рассказы про них воспринимали как данное, как легенды. Есть и есть. У нас тогда свои детские проблемы были. И кто там на телеге на хоздвор едет нам всё равно было. Это сейчас я стал задумываться и интересоваться. Помню меня вообще это не трогало никак, как из параллельного мира, вот джинсы или пластинка АББЫ это да, а тут какая-то чудь, да ещё белоглазая. Поначалу помню, когда первый раз увидел, вспомнил сразу передачу «В гостях у сказки», а потом лагерь, беготня с парнями, купанье, девчонки, в общем не до них. Да, и я не понимал почему белоглазая, глаза у них как помнится нормальные были, светло-голубые зрачки, светлее чем у кого просто голубые глаза, всё равно были у них какие-то другие глаза, таких глаз я больше не видел, не только по цвету, но и по выражению глаз, не знаю как описать, но кто на этом акцентировался. Вообще выглядели они как все нормальные русские люди, были бы у них какие внешние видимые физические отклонения то думаю их бы не допустили к работе с детьми. У них у всех были прямые спины, лица расправленные,  я тогда этого всего не понимал, но первый раз когда увидел то шок был, тот молодой парень что я описал вначале, стоит такой на пригорке, потом по детским впечатлениям это всё нивелировалось, временно забылось, затерялось за другими детскими более важными для подростка впечатлениями, и только по прошествии многих лет когда жизнь наладилась и успокоилась смог вернуться к детским воспоминаниям. В столовой на кухне и официантами тоже деревенские работали, мы приходили а на столах белые скатерти, это только сейчас я вспомнил, первое второе там чай уже налито, разложено все в тарелки, стаканы и чтобы мы не делали как дети, не марали скатерти, не проливали, они потом были всегда белоснежные. Зимой лагерь работал как турбаза для взрослых с детьми, помню поехали родители ещё молодые с компанией и меня взяли, в столовой им не накрывали как детям, а как в ресторане приносили блюда на стол, чинно так приносили, с достоинством, не помню заказывали ли блюда или нет, какие блюда были, помню одно потому как оно удивило всех взрослых, это заливные языки.  Ещё спокойные помню все были. Всё бы ничего но мой дружок боялся их, человек который в жизни никого и ничего не боялся, единственный раз я его видел испуганным, знал его хорошо всю жизнь и никогда не видел  пугающимся, а тут со страхом и ужасом в глазах говорит мне в один из наших лагерных заездов показывая на деревню: - «Там живёт чудь белоглазая». Этот ужас в его глазах я забыть не могу, что такого случилось и произошло я не понимал, тогда не придал этому значение, пропустил мимо, меня они не пугали, даже наоборот притягивали, сейчас пытаюсь только понять. Только куда девать из памяти эту фразу и этот полный ужаса взгляд дружка, они более чем реальны. А старообрядцы они или даже староверы не знаю, но узнать можно, это не проблема. Самому и ходить не надо, сейчас столько этнографов, краеведов, все ведут свои блоги, найти нужного и спросить.


Рецензии