Послушание, служение, откровения

    Недавно, на одном церковном собрании мы стали изучать первую книгу царств. Дойдя до третьей главы, мы достаточно долго обсуждали некоторые вопросы. И прежде чем я расскажу вам о чём мы говорили на церковном собрании, предлагаю вам самостоятельно прочитать всю главу, и затем вновь вернуться к нашей беседе.

    Итак, вы уже прочли всю главу? Что вам бросилось в глаза?
    Посмотрите, в первом стихе, практически изложена суть всей главы. Здесь обозначены условия дальнейшего повествования, названы действующие персонажи, ну и конечно сказано об откровениях Бога, которые были в те дни очень редки. А что сегодня? Разве многое изменилось? Кто, даже из верующих, может похвастаться ежедневными откровениями от Бога?
   Давайте прочтём первый стих, чтобы продолжить нашу беседу: «Отрок Самуил служил Господу при Илии, слово Господне было редко в те дни, видения были не часты.» - 1Цар.3:1
   Те, кто читает Библии, наверняка знает эту удивительную историю рождения и служения последнего судьи Израиля – Самуила. Он, испрошенный в усиленной молитве и посте бездетной на тот момент Анной в скинии собрания при священнике Илии, был отведён ею к священнику в раннем возрасте, когда был отнят от материнской груди. Ему на тот момент было не больше трех лет. Мы не будем сегодня подробно обсуждать это решение Анны, отметим только одно, она была твердо уверена в том, что рождённый ребёнок был ей ответом на её отчаянную молитву и её обет. Ибо она обещала Богу, если родиться сын, то она посвятит его Богу на служение с раннего возраста (1Цар.1:11-29)
    К моменту рассматриваемого нами места, Самуил уже отрок, т.е. ему уже от 10 до 15 лет, он служит в скинии при священнике Илии, при этом он ему послушен в большей степени чем его собственные сыновья, которые к тому времени уже достаточно зрелые мужчины, но как повествует нам Библия, абсолютно негодные служители и священники (1Цар.2:12-17). Что из этого можно вынести?
    Оказывается, в древности у Израиля Бог допускал до определённого времени к служению пред Собою негодных людей, т.е. тех людей, чьи сердца были склонны более к плотским удовольствиям (будь это еда или сексуальное удовлетворение), чем к истинному храмовому служению. Но не так ли и сегодня? Все ли, кто сегодня носит это звание – священник, или служитель благочестивы и свободны от грехов плоти?
    Но, давайте продолжим.
    Посмотрите, три поколения служителей, которые трудятся в храме: старый Илий, зрелые его сыновья, и отрок Самуил. Они все в служении, каждый занимается тем служением, которые ему по силам. Конечно, Илий здесь главный, он даёт указания, он спрашивает об их исполнении, он назначает очередность служения, жертвоприношения и т.д. Сыновья, как мы прочитали ранее, тоже служат, но их негодное служение отвращает народ Израильский от скинии собрания. Да, так было, да и чего греха таить, так бывает и сегодня, когда какой-либо нечестивый служитель или священник, своим негодным поступком может на долгое время отвратить многих от храма.
    Самуил, всего лишь отрок, подросток. Что вообще он может? Может ли он противостать сыновьям Илия? Конечно же нет! Может ли он смутиться от их негодного поведения и перенять их неблаговидные деяния? Конечно да! Но он, напротив того, остаётся верным в служении Богу в скинии и не идёт вслед негодных священников.
    Это, лично для меня, дает основание, служить Богу праведно, не смотря по сторонам на то как служат Ему другие служители. Конечно, многие из нас подвержены этому, так как мы люди, и нам свойственно больше смотреть по сторонам и за другими, чем за собой и в сторону Бога. От этого не были свободны и апостолы, вспомните возражение Петра, когда Господь восстанавливая его в апостольстве, говорит ему: «иди за Мной» и его вопрос, относящийся к другому апостолу Иоанну, который в том случае тоже пошел за ними. Вспомнили? Конечно, да! Пётр, вместо того, чтобы всё своё внимание сосредоточить на Христе, после Его призыва, вновь начинает смотреть по сторонам и говорит: «а он что?», хотя трижды до того пообещал Господу, что любит Его больше всех. Удивителен ответ Иисуса Петру, он стал понятен ему, думаю он понятен и всем другим, искренним последователям Господа Иисуса Христа: «Что тебе до того? Ты или за Мною» - (Ин.23:20-22)
   Но мы с вами немного отвлеклись от темы нашего рассмотрения.
   Итак, все три поколения служат в храме, и как оказывается самое, казалось бы незначительное служение Самуила (ибо, что он мог совершать такого важного в свои молодые года?) оказывается пред Богом более значимо, чем служение главного священника храма. Почему я так думаю? Тут всё просто, к кому Бог проговаривает? К Илии, его сыновьям? Нет! Бог говорит Самуилу!
   И хотя, в силу своего юного возраста Самуил не понимает, что зовёт его Бог и трижды прибегает к священнику Илию с вопросом: «ты звал меня?».  Бог продолжает
   Свой призыв именно к этому юному служителю и даёт грозное пророчество о всём доме священника Илии как мы прочитали в этой главе.

    Тот, кто читает Библию, знает несомненно и то, что все эти пророчества сбудутся: ковчег откровения будет захвачен, сыновья священника Илия будут убиты в один день, да и сам он от таких известий упадет так, что вскоре умрет, Бог поругаем не бывает! Хотя и терпит беззакония людей, в том числе и тех, кто призван. ему служить, до определённой меры. Но речь, как думается мне, важна в первую очередь для нас. Ведь всё что оставлено нам в Священном Писании должно учить нас избегать тех ошибок, которые допускали те, кто был призван Богом на служение, но не сохранили полного послушания и верности Богу, за что и были наказаны.
    Мне вспоминается один текст: «Дух дышит где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» - Ин.3:8 Те, что читают Библию, несомненно узнали этот текст, который я вспомнил.
   Это беседа Иисуса Христа с законоучителем Никодимом, с тем, кто несомненно знал очень хорошо Закон Божий, и несомненно был впечатлён служением Господа, и был уверен, что Христос творит Свои дела от Бога, но в тоже время, очень опасался своих современников – фарисеев, которые Христа и Его служение отвергали.
    Ему Господь рассказал о необходимости рождения свыше от Бога, где главную роль играет Дух Святой, и как вы думаете, родился ли свыше Никодим? На мой взгляд – да, несомненно!!! Почему, спросит кто-нибудь, ведь в Евангелиях о факте этого небесного рождения Никодима не сказано. Я отвечу вам так: кто полагал в гробницу тело Иисуса? Правильно: Иосиф Аримофейский и Никодим. А как на ваш взгляд это могло быть? Насколько это было сложно – пойти просить тела Христа у римского прокуратора Понтия Пилата, человека жёсткого, и даже жестокого (вспомните о том, как он смешал кровь приносящих в храме жертв с их собственными). И хотя Евангелие не открывает нам как Бог проговорил к Никодиму, или Иосифу, для меня очевидно, что Бог дал им ясное понимание о том, что Христос достоин почести. Другими словами, они послужили Господу тогда, когда, даже самые преданные ученики и апостолы, Его оставили. Они на это не смотрели, они выполняли дело и служение Господу.
    Теперь, что я лично для себя извлекаю из приведённых примеров, и чем хочу поделиться с вами.
    Божий голос, как фонетическая прямая речь дано слышать не каждому. Собственно говоря, и во всей Библии вы найдёте не так много примеров. Но, Божье присутствие, надлежит испытать каждому, и порой оно наполняет нас тогда, когда мы верно исполняем перед Ним служение, будь он очень значимое, такое как у священника, или, напротив того, совершенно незначительное, как у отрока Самуила. 
   В рассмотренном нами месте есть и научение о том, что если мы пренебрежительно исполняем вверенное нам служение, то Бог найдёт нам замену верных ему служителей, даже в том случае, если они ещё юны.

   Таким образом, если мы послушны Богу и исполняем верно Его служение, то имеем уверенность ощутить всей своей сущностью присутствие Бога, а некоторых из нас Бог может удостоить услышать и Его голос, как был удостоен этого отрок Самуил.

   Да благословит нас Господь верно служить Ему до дня Его пришествия!


ТВГ, ноябрь 2023 г., г. Барнаул.


Рецензии