Кто снабжал корабли Кригсмарине

Германия, как известно, континентальная держава. Лишь небольшая часть Балтийского и Северного морей входит в территориальные воды непосредственно самой Германии. То, что потом было захвачено в годы Второй мировой войны, это другое.  Но основными противниками Германии на протяжении многих веков были Франция и Англия, которые имели более протяженные береговые линии, много портов, куда поступали грузы из многочисленных заморских колоний. И чтобы прервать снабжение противника ресурсами, немцы и придумали системы рейдеров, которые топили транспортные суда и танкеры в открытом море. Помимо надводных кораблей, примерно такую же роль борьбы с торговым судоходством отвели подводным лодкам. Чтобы увеличить срок пребывания надводных кораблей и субмарин на торговых коммуникациях противника, требовалось их снабжать топливом, продовольствием и боеприпасами.

У меня есть несколько заметок о действиях в Атлантике так называемых «дойных коров» Карла Дёница. Это был специально сконструированные подводные лодки, которые имели несколько большее водоизмещение, чем обычные субмарины, в которых доставлялось к лодках топливо, пресная вода, продовольствие и даже торпеды. Благодаря им лодки могли увеличить срок пребывания на позициях торговых коммуникаций союзников. А как же снабжались надводные рейдеры, которые тоже плавали на океанских просторах и топили торговые суда союзников преимущественно своей артиллерией?  Вот о них я расскажу ниже.

Без этих судов были бы просто невозможны те успехи, которых достиг германский флот на океанских просторах. Хорошо англосаксам - их базы и союзные государства были разбросаны по всем берегам, а как быть таким странам, как Германия или СССР? Немного отвлекаясь, всё же вспомним, что во Вторую мировую войну советский флот никаких подобных задач, кроме перехода подводных лодок с Тихого океана на Северный флот через Панамский канал, не решал. Так что и специальные суда снабжения ему были ни к чему. Зато когда уже в послевоенное время он таки вышел в Мировой океан - они были построены. Сколько их стояло хотя бы на Угольной пристани в Севастополе...

Другое дело немцы. Ещё перед войной была заложена серия снабженцев типа "Дитмаршен". Построить смогли только пять, войну пережили два. Заканчивая небольшой цикл статей на эту тему, хотелось бы сказать вот что. Бывает, построена серия однотипных кораблей, но одним уготована серенькая судьба, ничем особым они за свою службу не отметятся. А история других засверкает всеми гранями необыкновенных событий.

Сегодня вспомним о Tro;schiff (судно снабжения) "Нордмарк". Давайте поговорим о всяких подробностях его непростой истории, а также немного о кораблях, с которыми его столкнула служба на морских просторах.

Изначально он назывался "Вестервальд". Вестервальд (Западный лес) - это горно-лесистая местность на правобережье Рейна. Места в Германии популярные, занимают заметное место в немецкой культуре, они упоминаются в сказках братьев Гримм, о них сложены песни. Например, "Вестервальд марш" :)
Ничего нацистского в нём нет, типичный бодрый немецкий военный марш, с залихватским присвистом, в первом куплете которого поётся о том, как бравые ребята решили испробовать новый марш, промаршировав по Вестервальду, где дует такой холодный ветер. Второй посвящён Гансу и Гретель, сердца которых радуют воскресные танцы. Ну, а третий приведу полностью:
3.Когда танцы заканчиваются,
Обычно происходит мордобой,
И о парне, которого это не радует,
Говорят: «Нет в нем настоящей лихости!»

В отличие от своих собратьев, "Вестервальд" вместо дизелей имел паровые турбины - надо было унифицировать топливо с новыми паротурбинными линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау», с которыми этот Tro;schiff в июне 1939 года участвовал в учебном походе в Центральную Атлантику.

Первым подопечным "Вестервальда" в начале войны был карманный линкор "Дойчланд". Однако поход оказался довольно неудачным, было потоплено всего два судна. После возвращения линкор получил название "Лютцов", а снабженец стал "Нордмарком", под этим именем он и провёл всю войну. Нордмарк - это географическая область на севере Саксонии и часть Бранденбурга.

"Нордмарк" поучаствовал в оккупации Норвегии, а в начале ноября 1940 года прорвался в Атлантику. Верный традициям маскироваться под суда нейтральных государств, он выступал в это время под личиной американского танкера "Прерия".

16 ноября произошла встреча с "Адмиралом Шеером". Карманный линкор к тому моменту утопил вспомогательный крейсер и пять судов из конвоя "НХ-84" и нанёс повреждения ещё нескольким, сумевшим скрыться в темноте. При этом была израсходовано треть боезапаса главного калибра и половина для орудий 150мм. Кстати, помимо судов снабжения, такие рейды обеспечивали ещё и суда метеорологической службы, подход к операциям был по-немецки основательным.

"Нордмарк" встречал корабельный оркестр линкора. Его командир капитан цур зее (капитан 1 ранга) Теодор Кранке и командир снабженца корветтенкапитан (капитан 2 ранга) Грау лично знали друг друга. Пока они общались в салоне линкора, происходила передача топлива, боеприпасов и другого снабжения. При этом "Нордмарк" тащил линкор на буксире, чтобы в случае опасности процесс отшвартовки был наиболее простым и быстрым. Нефтепродукты перекачивались по шлангам, а снаряды и торпеды перевозились на малых плавсредствах.

Не обошлось и без приключений. Один из 280-мм снарядов сорвался со стропа и упал обратно в трюм "Вестервальда" к ужасу присутствующих. Но с ним ничего не произошло, чего нельзя сказать о бочке с пивом, которую постигла такая же участь, но вот она разлетелась вдребезги. Команда снабженца щеголяла в американской форме, а на мачте болтались 46 акульих хвостов. Йохан Бреннеке и Теодор Кранке впоследствии написали книгу «Карманный линкор "Адмирал Шеер" в Атлантике», где приводится масса интересных подробностей.

Нельзя не упомянуть и о рейде линкора в наши северные воды в 1942 году. Кроме расправы над ледокольным пароходом "Сибиряков"и обстрела Диксона ничего он там добиться не смог. А вот тогда, во взаимодействии с "Нордмарком", продолжил самый успешный поход военного рейдера из всех состоявшихся. Были потоплены ещё ряд судов и захвачен транспорт-рефрижератор "Дюкеза" с ценнейшим грузом - 3500 тонн мороженой говядины и 15 миллионов яиц. Это произошло 18 декабря и ещё два месяца немцы таскали плавучий холодильник за собой. Упоминается немецкий матрос, сумевший сожрать яичницу из 46 яиц, а также, что и самого гросс-адмирала Редера угостили яичницей гулливеровских размеров после возвращения из рейда.

Причём таскали и в буквальном смысле слова - когда на нём стал кончаться уголь, его брал на буксир "Нордмарк", а в топки транспорта летело всё, что может гореть, чтобы получать электроэнергию для холодильных машин. Кстати, подобная же добыча попадалась и рейдеру "Пингвин" - транспорт "Маймоа", его груз составил 5 000 тонн замороженного мяса, 1 500 тонн масла, 1 500 тонн зерна, 16 миллионов упакованных яиц и 100 тонн штучной продукции. Оба яйцевоза в Германию отправить не удалось, и они были потоплены.

А всего за тот поход "Нордмарк" совершил 41 операцию по пополнению запасов рейдеров («Atlantis» «Kormoran» «Pinguin» «Thor» «Widder»), блокадопрорывателей, немецких и итальянских подводных лодок. 18 мая 1941 года он вошел в Бискайский залив, откуда под эскортом немецких миноносцев совершил переход в Гамбург. Он находился в море 212 дней и оставил за кормой 33 664 морских мили, что стало абсолютным рекордом.

С 1942 года он действовал в основном в Норвегии, а в апреле 1945 года был захвачен англичанами в Копенгагене. Судно с такими качествами пришлось им по душе, ничего подобного они не имели. Поэтому под названием "Northmark" его сперва переоборудовали, потом после краткого нахождения в резерве включили в состав ВМФ под именем "Булавайо".

Однако эксплуатация его паротурбинной установки представляла для англичан определённые проблемы, в 1955 году он пошёл на металлолом.

А первое его имя не было забыто. В составе современного немецкого Бундесмарине с 1967 года служит судно снабжения "Вестервальд":


Рецензии