Теории возникновения болезней. Бешан и Пастер

 
Всем понятно, что от конкретных теорий, или представлений ученых медиков о происхождении и патогенезе болезней зависят и применяемые на практике методы профилактики и лечения этих болезней. Для начала совершим небольшой экскурс в историю, точнее, даже в предысторию бактериологии.
Как уже говорилось, выдающиеся ученые признают тот факт, что о жизни микромира и его влиянии на нас науке и по сей день мало что известно. Но как бы то не было, еще в XIX веке были выдвинуты две теории возникновения заразных заболеваний. Одна из них – так называемая микробная теория – известна всем, так как принята официальной наукой. А о второй теории до сих пор мало кто знает. Эти теории были выдвинуты учеными, стоявшими у истоков создания бактериологии.
Пожалуй, самым известным апологетом микробной теории был один из ее разработчиков, знаменитый французский химик Луи Пастер (1822-1895). Его имя известно всему миру и стало почти нарицательным (все знают, что такое пастеризация).
Имя второго ученого, тоже из Франции – Пьер-Жак Антуан Бешан (1816-1908) – мало что говорит большинству читателей. Но именно этому человеку суждено было оставить миру много важнейших открытий, а также альтернативную теорию возникновения болезней, аргументированную и основанную на скрупулезных исследованиях. Интересно, что теория Бешана в некоторой степени коррелирует с основными принципами восточной медицины, изложенными в том числе и в Агни-Йоге.
Возможно, подавляющее большинство людей так и не узнало бы о научных достижениях и идеях этого подлинного гения ХIХ века, если бы не содержательная книга-расследование британской исследовательницы Этель Дуглас Хьюм. Ее научно-популярная работа «Бешан или Пастер? Утерянная глава истории биологии» была впервые издана в Чикаго в 1923 году и выдержала с тех пор много переизданий. Характерно, что очередное издание этой книги в Австралии в 1989 году  вышло под следующим названием: «Разоблачение Пастера. Микробы, гены, вакцины. Ложные основания современной медицины». Ни больше, ни меньше!
Эта книга, основанная на документально подтвержденных исторических фактах и сведениях, содержит совершенно иную характеристику личности Пастера,  чем принято считать в официальной науке, и совсем не такую оценку его научных достижений, какую можно увидеть в учебниках по медицине. Приведем здесь лишь два утверждения из книги Этель Хьюм.
Во-первых, так называемая микробная теория заболеваний, одним из создателей которой был Пастер, в основе своей неверна, поскольку не соответствует реальному положению вещей, как доказывали и ныне продолжают доказывать на конкретных фактах непредвзято мыслящие ученые.
Во-вторых, знаменитый мэтр химии (Пастер был именно химиком, а не медиком) не брезговал самым бессовестным плагиатом, в течение многих лет приписывая себе (в своих собственных формулировках и интерпретациях) открытия, сделанные его соперником Антуаном Бешаном. Специально изучавшая этот вопрос Э. Хьюм писала: «Согласно старым документам (и этого нельзя отрицать), он [Пастер] с самого начала неоднократно приписывал себе открытия Бешана, начиная с тех, что были сделаны в 1857 году».
Скажем теперь пару слов о микробной теории заболеваний и о причинах несогласия с ней  Антуана Бешана.  Микробная теория была выдвинута Кирхнером, Линнеем, Распаем и другими учеными XIX века. Дальнейшей разработкой этой теории занимались Давэн (один из последователей Пастера) и сам Луи Пастер.
В чем суть микробной теории? В самой краткой форме ее можно изложить следующим образом: болезни вызываются патогенными микроорганизмами, которые существуют во внешней среде и незаметно для людей проникают в их организмы.  По мнению Пастера, находящиеся в воздухе микробы, попадая в организм, вызывают ферментацию, что и порождает болезнь.
Таким образом, согласно микробной теории заболеваний, если патоген попадает внутрь даже абсолютно здорового организма, в этом организме развивается болезнь.
В противоположность такому подходу, Бешан утверждал, что болезнь возникает в организме лишь в том случае, если его внутренняя среда способствует, благоприятствует этому. Если же патоген попадет в абсолютно здоровый организм, со здоровой средой – болезнь не сможет развиться. 
Выражая свою точку зрения, Бешан привел два афористичных высказывания,  отражающих взгляды ученых на происхождение инфекционных болезней. Согласно последователю микробной теории Распаю, «организм не порождает болезнь, он получает ее извне (…).  Болезнь есть следствие внешней активной причины». Последователь другой теории, Пиду, заявил: «Болезнь порождается нами и в нас».
Таким образом, как писал Бешан, «Для господина Пастера и для Распая болезнь не возникает спонтанно: они считают, что без микробов не было бы заболеваний, независимо от наших действий, нашего безрассудства, наших несчастий или наших пороков!»
В противовес Пастеру Бешан на основе результатов своих исследований утверждал, что  болезни возникают не из-за внешних  агентов (микробов и т.п.), а из-за наличия в организме нездоровой среды, способствующей возникновению болезней. Еще в позапрошлом веке Бешан доказал, что каждый микроорганизм может изменять свой ферментативный эффект в зависимости от среды, в которой он оказывается.
Аналогичные утверждения по поводу причин возникновения инфекционных болезней можно встретить и в учении Агни-Йоги. Как сказано в записях Б. Н. Абрамова, «Бессильны болезнетворные микробы в здоровом организме».
Следует учесть, конечно, что такое положение имеет место не в 100% случаев: многое зависит еще и от пространственных условий (магнитных бурь, перенасыщенности пространства электромагнетизмом и т.п. явлений), которые нередко ослабляют иммунитет даже здорового в нравственном, психическом и физическом смысле организма. Но тем не менее данное явление является закономерностью: если внутренняя среда организма здорова, то даже при попадании в него патогенов в нем будет не так-то легко развиться болезни.
Забегая несколько вперед, отметим, что фактически существует не две, а три теории возникновения болезней. Помимо теорий Бешана и Пастера есть еще третья теория, изложенная в источниках по эзотерической философии и основанная на философии медицины Древней Индии. Основы этой теории были кратко и емко изложены в учениях теософии и Агни-Йоги. В данной, неизвестной официальной науке, теории, раскрывается взаимосвязь между психической деятельностью человека и его физическим здоровьем. Но раскрывается она на принципиально ином уровне, нежели тот, который уже известен современной западной медицине и признан ею.
Западная наука признала огромное влияние психического состояния пациента на его физическое здоровье. Но современные ученые не знают о глубинной онтологической и психофизиологической взаимозависимости, существующей между физическим телом, сознанием и всей психоэнергетической системой организма. Не знают они (точнее, просто не принимают к сведению) и о существовании в биологическом теле человека небиологических, тонкоматериальных субстратов, таких, как тонкое тело и энергетические центры (чакры). Но именно функционирование психоэнергетической системы организма играет определяющую роль в проблеме его жизнеспособности и сопротивляемости воздействию любых болезнетворных факторов.
Это обстоятельство имеет непосредственное отношение и к проблеме инфекционных заболеваний. Антуан Бешан в своем учении раскрыл биохимическую взаимозависимость, существующую между клетками человеческого организма и микробами, в том числе попадающими в него из внешней среды. А создатели учений теософии и Агни-Йоги открыли миру зависимость между психической деятельностью человеческого сознания и состоянием его физического тела, включая уровень его иммунитета.

(Из книги Н. Ковалевой "КОВИД И АКАША: О ЧЕМ МОЛЧАТ ВРАЧИ".)


Рецензии