Ч. 405 Корабли идут на восток

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/11/19/708

Формированию Тихоокеанской эскадры  Андрея Александровича Попова предшествовал ряд обстоятельств.

В 1857 году на Дальний Восток отправили отряд кораблей, который получил название 1-го Амурского отряда. Им командовал капитан 1 ранга Дмитрий Иванович Кузнецов.

Отряд состоял из корветов «Воевода, «Новик», «Боярин» и клиперов «Джигит», «Пластун», «Стрелок», а  также транспорта Российско-Американской компании «Император Николай I».

Плавание началось из Кронштадта 19 сентября 1857 года. С первых же дней на кораблях возникли поломки: машине «Новика» потребовался ремонт, на клиперах «Пластун» и «Джигит», как ни старались, не могли поднять винт при вступлении кораблей под паруса.

Винт поднимали, чтобы он не тормозил движение корабля под парусами.

Клиперы во время похода постоянно терялись из-за разности хода и отсутствия опыта совместного плавания у командиров кораблей. Отряд собирался вместе только в назначенных рандеву.
 
Потом стали выходить из строя машины. Их ремонтировали у датчан в Копенгагене, а заодно купили там лоции и карты, которых не было на кораблях.

После ремонта в Дании с трудом дошли до Франции, где во французском порту Шербуре вновь стали на ремонт. Французы помогли не только с ремонтом, но и снабдили русских продовольствием, которое погрузили на транспорт «Император Николай I».

В это время в отпуске во Франции находился генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв, тогда ещё не граф, и без приставки к фамилии «Амурский».

Генерал-лейтенант не упустил возможности осмотреть корабли, которые направлялись в его подчинение.

Больных, а также раненых  матросов с клипера «Пластун» лечили во французском госпитале. Шесть человек успели выздороветь перед отправлением кораблей, а остальных оставили в госпитале под присмотром русского консула с тем, чтобы после выздоровления отправить в Россию.

После выхода из Шербура во время плавания на корвете «Боярин» рухнул на палубу рангоут вместе с парусами, его французы не ремонтировали. По счастливой случайности никого не убило, а на корвете «Воевода» появилась сильная течь,  которую своими силами ликвидировать не удалось.

Кузнецов отчаялся вести отряд соединённым и назначил следующее рандеву на мысе Доброй Надежды, приказав кораблям следовать туда самостоятельно. Сам командир отряда с двумя пострадавшими корветами отправился для ремонта в Брест.
 
Там при осмотре в доке корвета «Воевода» обнаружили в корпусе дыры, которые русские строители замаскировали медной обшивкой на войлоке.

Кузнецов оставил «Воеводу» для ремонта во Франции, а сам после ремонта рангоута на корвете «Боярин» отправился к месту назначенного им рандеву.
 
Продовольственные запасы корвета пополнили французы, и через 67 дней корабль благополучно добрался до мыса Доброй Надежды, где уже находились клиперы.

В Саймонс-бэй уже англичане помогли снова отремонтировать корвет «Боярин»,  снабдили русскую эскадру всем необходимым для дальнейшего плавания. Часть провизии корабли эскадры  приняли с транспорта «Император Николай I».

13 апреля 1858 года отряд покинул Саймонс-бэй и в походном строю из двух колонн вышел в океан, направляясь в Гонконг. На следующий день попали в такой шторм, что все корабли разметало в разные стороны.

Когда ветер стих, дальнейшее плавание на кораблях эскадры проходило на основании рекомендаций английских лоций. Кузнецову удалось снова собрать свой отряд, который вновь выдержал жестокий шторм.

В Сингапуре, куда пришёл отряд, занимались ремонтом, а после его завершения пошли в Гонконг. Там Кузнецов получил приказ вице-адмирала Путятина следовать с корветами и клипером «Джигит» в Декастри, а клиперам «Стрелок» и «Пластун» прибыть в Печелийский залив в распоряжение вице-адмирала.

В Гонконге англичане снабдили корабли всем необходимым, а также углём по божеской цене. Опуская подробности плавания, скажу лишь, что в августе  корабли собрались в Декастри, и туда же пришёл транспорт «Император Николай I».
 
В Декастри Дмитрий Иванович Кузнецов получил известие о присвоении ему за благополучный переход (ни один корабль не утонул!) звания контр-адмирала.

6 сентября на кораблях совершили благодарственный молебен об окончании плавания. На этом миссия Кузнецова была завершена, он спустил свой флаг, а корабли поступили в распоряжение командира Сибирской флотилии.

Корвет «Воевода» после ремонта корпуса добирался в Декастри самостоятельно. Независимо от эскадры Кузнецова, на Дальний Восток пришёл и фрегат «Аскольд».  О плавании фрегата стоит рассказать особо.

Винтовой фрегат «Аскольд» заложили перед самой войной. Машину для него собирались заказать англичанам, но война спутала карты, и механизмы пришлось изготавливать в Петербурге.

Командира фрегата, капитана 1 ранга Ивана Семёновича Унковского, заверили, что он поведет на Дальний Восток новейшее российское судно, построенное по последнему слову тогдашней техники.

По традиции, командира строившегося корабля включили в состав комиссии по его приёмке. Когда капитан 1 ранга детально ознакомился с кораблём, которым ему предстояло командовать, он не только категорически отказался подписывать акт приёмки корабля, но и написал рапорт управляющему Морским министерством.

В нём он сообщал, что корпус фрегата построен из сырой древесины, а позже выяснилось, что просто из гнилья, «котлы…  годны только для пробы машины, а для дальнейшего назначения оной вещи сии едва ли могут отвечать цели.
 
Коленчатый вал имеет трещину глубиной 2 дюйма и длиною 7 дюймов, один из цилиндров имеет весьма сомнительную заплату и много мелочных вещей по неблагонадежности должны быть заменены на новые».

Но кроме Унковского, никто не был заинтересован в разбирательстве: боялись, что вскроются факты наглого воровства, в котором были замешаны люди, причастные к постройке фрегата.

Воровали все и всё. Заводское начальство и поставщики наживались на счетах за фиктивные работы, поставляли брак, завышали стоимость материалов и работ.

Мастеровые действовали проще, но не менее бесстыже: крали медь. Вместо медных гвоздей в обшивку забивали ржавые железные, медные болты заменяли муляжами из медной головки и деревяшки.

Те же, кто обязан был по долгу службы следить за строительством судна, закрывали на все глаза, причем делали это не бескорыстно.

Всему этому ворью, наживавшемуся на постройке судна, на руку было то обстоятельство, что строительство шло в невероятной спешке.

Международная обстановка требовала немедленной отправки фрегата на Дальний Восток.

А самое главное: царю уже доложили, что подготовка к плаванью завершается, и скоро самое современное боевое судно российского флота, его краса и гордость, причём построенное без помощи иностранцев, отправится по назначению.

Продолжение http://proza.ru/2023/11/22/1344


Рецензии
Дорогой Владимир. Очередная серия твоих морских публикаций ещё больше подавляет во мне позывы тут же откомментировать по существу. Действительно: общим местом всех этих историй является две составляющих:
Первая. Несуразности в осуществлении морских экспедиций предстают настолько обыкновенными и постояннодействующими, что казалось бы, из них и должна состоять вообще деятельность должностных лиц и исполнителей, на каком поприще они бы ни проявляли себя. Абсолютно не знаком с практикой за рубежами нашей страны, но кое-что мне говорит о том, что там в этом отношении есть исключения. (Не выдумки же то что наш строитель заводит пластину с войлоком или ставит омедненные деревянные болты, а безнравственный иностранный эксплуатируемый работник это изобретение приводит к нормальному виду). Всё это в совокупности несколько деформирует расхожую фразу о двух союзниках России. Противники становятся и союзниками, или наоборот - исходя из интересов сторон. А то что главная угроза для нашей национальной безопасности создаётся даже не армией и флотом, а вообще силовой системой функционирования всех режимов отечественной власти - кажется уже что неизбывно.
Вторая. Да, противники - союзники, и союзники-противники. Эти метаморфозы вполне естественны в отношениях между надчеловеческими общественными структурами. Оценивать их с моральных позиций отдельного человека почему-то невозможно. И самое благостное государство не вдруг, а по объяснимым причинам, становится агрессором, вовлекая в свои заморочки своих подданных, которых - будь они пацифисты или милитаристы - уж никто не спрашивает.
И что со всем этим делать? - ответ на этот вопрос всё более нелепый. Особенно если попытку ответить делает такой умник как твой покорный слуга и почитатель.

Виктор Гранин   22.11.2023 10:52     Заявить о нарушении
Здравствуй, друг Виктор!
Не пытаюсь ответить на этот вопрос и я, чтобы не быть обвинённым моими пристальными критиками в новых грехах, поэтому пишу, излагая только факты, а выводы предоставляю делать читателям.
Ты совершенно прав, мы становимся участниками или соучастниками межгосударственных отношений без всякого с нашей стороны желания. Так было и так будет. Хотя в более темпераментных латиноамериканских странах народ и пытается как-то улучшить свою жизнь, выбирая новых лидеров. Но нам это не грозит.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.11.2023 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.