21 ноября. Олдбой

21 ноября 2003 года на экраны кинотеатров Южной Кореи вышел фильм под названием "Oldeuboi". Режиссёр картины  Пак Чхан-ук.

В большинстве стран, в том числе и в России, название фильма было переведено как "Олдбой". Трудно сказать, почему по всему миру было решено не утруждаться поиском адекватного перевода и использовать транслит названия. Видимо, переводчикам от кинопроката непонятно было, причём здесь "старый мальчик". Между тем, использованное в названии и слегка приближенное к корейскому языку английское слово "oldboy" является идиоматическим выражением, соответствующим русскому слову "однокашник". В нашей стране тоже ведь было одно время модно у молодых людей обращаться к друзьям и одноклассникам: "старик". Точный перевод названия был бы более адекватен содержанию картины.

Через полгода после премьеры в Южной Корее фильм Пака Чхан-ука "Олдбой" был представлен на Каннском международном кинофестивале, где получил номинацию на главную премию - Золотую Пальмовую Ветвь. Российский кинокритик Михаил Трофименков сообщал в своей рецензии на этот фильм, "По словам президента жюри Каннского фестиваля Квентина Тарантино, нарушившего этим признанием тайну совещательной комнаты, он всячески проталкивал "Олдбой" в победители и тот чуть-чуть не обошел Майкла Мура с его "Фаренгейтом 9/11"". https://www.kommersant.ru/doc/585662

Однако другой российский кинокритик, один из наиболее авторитетных и уважаемых, Андрей Плахов, в рецензии, опубликованной в том же "Коммерсанте" под заголовком "Кошмар под музыку Вивальди", предлагает альтернативную точку зрения, а именно: "если бы только левак Тарантино не получил партийное задание наградить "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура, "Old Boy" Чхан Ук Пака наверняка стал бы обладателем "Золотой пальмовой ветви". ... Фильм работает на двух уровнях, шокируя беспрецедентной жестокостью и в то же время позволяя наслаждаться изысканной игрой в психоанализ и синефильство." - https://www.kommersant.ru/doc/523179

Мне представляется более правдоподобной точка зрения Андрея Плахова, и вот почему. Версия М.Трофименкова опирается лишь на слова Тарантино. В то время, как версия А.Плахова зиждется на более глубоком анализе межпартийного противоборства в американской политике. Ведь фильм Майкла Мура имел своей целью "привязать" президента-республиканца Джорджа Буша к Усаме бин Ладену и, как следствие, к трагедии 11 сентября 2001 года. Последние президентские выборы в США, когда сторонники Демократической партии, и в первую очередь, деятели Голливуда, за редким исключением, не гнушаясь ничем, добивались победы своего кандидата, заставляют поверить в то, что в Каннах 2004 года Тарантино тоже проталкивал в жюри позицию американских демократов.

Впрочем, "Олдбой" оказался не единственным реальным претендентом на Золотую Пальмовую Ветвь, вполне достойным этой награды, но уступившим американскому фильму. Документальный фильм Майкла Мура "перешёл дорогу" ещё нескольким достойным картинам, например, фильмам "Жизнь как чудо" Эмира Кустурицы, "Никто не узнает" Хирокадзу Корээда, "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" Уолтера Саллеса. Но фильм Пака Чхан-ука жюри Каннского кинофестиваля всё-таки отметило, наградив его своим Гран-при.

Через месяц после Канн, в июне 2004 года, фильм "Олдбой" был представлен на Московском международном кинофестивале, правда, в рамках внеконкурсного показа. А с ноября 2004 года "Олдбой" начал демонстрироваться в российских кинотеатрах. Таким образом, Россия стала третьей по счёту страной, после самой Южной Кореи и Франции, зрители которой увидели этот фильм.

В том же 2004-м году фильм "Олдбой" был номинирован на премию Европейской киноакадемии в номинации Screen International Award, где соревнуются фильмы неевропейских стран. Европейские киноакадемики отдали предпочтение картине "2046" китайского режиссёра Вонга Кар-вая. Компанию "относительных неудачников" картине Пака составили другой южнокорейский фильм "Пустой дом" Кима Ки-дука, китайский фильм "Дом летающих кинжалов" Чжана Имоу, "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" Уолтера Саллеса и ещё два американских фильма: "Вечное сияние чистого разума" Мишеля Гондри и всё тот же "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура. Весьма приличная компания! В самой Южной Корее "Олдбой" был удостоен высшей кинематографической награды "Большой колокол" в пяти номинациях, в том числе, за Лучшую режиссуру.

Кинокритики в основном весьма высоко оценили фильм Пака. Были, конечно, и довольно нелицеприятные отзывы. Но наиболее авторитетные "мэтры" кинокритики отозвались о фильме восторженно. Например, Роджер Эберт оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и в своей рецензии, озаглавленной "Корейский "Олдбой" копает глубже, чем обычный детектив / триллер", отметил: "По своей сексуальности и жестокости этот фильм нелегко было бы снять в Соединенных Штатах: стандарты пуританского меньшинства, навязанные радиовещанию и угрожающие даже кабельному телевидению, заставляют студии избегать производства фильмов, успешный прокат которых негарантирован. Но содержание не делает фильм хорошим или плохим - это просто то, о чем он. «Олдбой» - мощный фильм не из-за того, что он изображает, а из-за глубины человеческого сердца, которое он обнажает." https://www.rogerebert.com/reviews/oldboy-2005 Правда, в свой список "Великих фильмов" эту южнокорейскую картину Эберт не включил.

Питер Брэдшоу из The Guardian оценил фильм максимальными 5-ю звёздами и в своей рецензии отметил: "Это фильм, который, как вам кажется, вы не столько смотрите на экране, сколько попадает прямо в ваш череп с какой-то злой инопланетной планеты ужасов. Я видел триллеры, в которых я отождествлял себя с плохими парнями, жертвами или полицейскими. Это первый раз, когда я страстно отождествлял себя с маленьким живым осьминогом." - https://www.theguardian.com/culture/2004/oct/15/2

У зрителей по всему миру "Олдбой" пользовался большим успехом. Достаточно сказать, что при бюджете в 3 миллиона долларов картина, при серьёзных возрастных ограничениях, собрала почти 15 миллионов долларов. Т.е., окупилась пятикратно. 77% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. А 23% пользователей оценили фильм "Олдбой" высшим баллом - "десяткой". С учетом сказанного рейтинг фильма Пака Чхан-ука  "Олдбой" (см. Предисловие) составил 9,096, благодаря чему занял 140-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма Пака Чхан-ука  "Олдбой" в Золотую Тысячу вошли ещё 14 фильмов южнокорейских кинематографистов. "Олдбой" с его вышеобозначенными показателями возглавляет этот довольно внушительный список, что может служить основанием считать этот фильм лучшей картиной южнокорейского кинематографа.


Рецензии