ОМШ Одесская Мореходная школа, она же ШМО
Еще одна часть истории Одессы уничтожена. Для Одессы, ОМШ, подготовившая для флота СССР тысячи отличных морских специалистов, матросов и мотористов, была также значима как школа Столярского, Новороссийский университет. ОМШ я отдал 10 лет жизни после ухода с флота. С 1983 по 1993 годы я преподавал будущим морякам, передавая свой морской опыт.
В декабре 1866 года в Севастополе Русским обществом пароходства и торговли (РОПИТ), была создана мореходная школа, впоследствии Одесская мореходная школа (ОМШ).
Одесская мореходная школа стала преемницей Ремесленной школы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), основанной 6(19) декабря 1866 года в Севастополе. В 1898 году ее перевели в Одессу. Мореходная школа готовила матросов и машинистов для РОПИТ. Еще в те далекие времена, судовладельцы и профессиональные моряки понимали, что от качественной подготовки морских кадров зависит безопасность мореплавания.
Под новым названием «Одесская районная школа машинной команды плавсостава» школа размещалась у корня Платоновского мола, там стоял учебный пароход "Лахта".
В годы гражданской войны с декабря 1917 до 1 сентября 1920 года школа не работала. Первого сентября 1920 года, после того, как в Одессе была установлена Советская власть, возобновилось обучение.
В 1928 году обучения проходил на пригнанном с Балтики в Одессу, блокшиве «Лахта», стоящем на двух якорях около волнолома. «Лахта» передали школе, обучение шло по специальностям машинистов, мотористов, электриков, радистов и матросов.
Из воспоминаний Сергея Мироновича Шапошникова. -выпускника ОМШ 1930 года:
«…На "Лахте" жили на казарменном положении, с близким к военному распорядком, все по звонку. Блокшив стоял на двух якорях около волнолома. Сообщение с берегом — только на шлюпке. И, конечно, это был фильтр. Не подходит такая жизнь — садись в шлюпку и прощай навек. Никто тебя не держит. Потому что в море будет потруднее. Хочешь быть настоящим матросом — оставайся. Ну а если хочешь не только плавать, но и водить корабли, "Лахта" — это лишь самый первый фильтр.» В группе матросов обучался известный «подводник № 1» А. И. Маринеско.
Многие суда РОПИТ и «Доброфлота» были угнаны заграницу, но часть старого, требующего ремонта флота оставалась в стране. Курсанты и выпускники ОМШ участвовали в восстановлении судов на судоремонтных заводах и затем на них выходили в рейсы в составе экипажей.
В ходе создания Трудовых резервов после Указа Верховного Совета СССР, с 1-го ноября 1940 г школа перешла в их подчинение и стала называться Морским ремесленным училищем № 4. Обучение проводилось в течение двух лет на полном Государственном обеспечении. В ту пору было 400 курсантов.
В годы Великой Отечественной войны ОМШ была эвакуирована в г. Чарджоу и там продолжалось обучение курсантов. Выпускники школы работали на судах Каспийского бассейна. Несмотря на то, что еще более года продолжалась война, но для содержания мореходок находились средства, на бесплатное обучение, питание, обмундирование и проживание будущих моряков. За время войны торговый флот понес огромные потери, особенно на Черном море. Ушли на фронт и не вернулись многие профессиональные моряки. Государство планировало развитие флота и заранее готовило кадры для будущего флота. С получением судов по репатриации, все экипажи были укомплектованы квалифицированными моряками.
В апреле 1944 года Одесса была освобождена, и в морском ремесленном училище № 4 (школа юнг,мореходная школа) возобновились занятия.
Училище (ОМШ) разместили на Большой Арнаутской, дом 2,, Здание экипажа находился в Лермонтовском переулке д.№1. В 1947 году школу перевели по адресу Сабанеев мост 2, напротив школы-интерната имени П.С. Столярского (дом №7 по Военному спуску), на месте бывшего детского сада №29. В 60- годах, детский сад вернулся на свое довоенное место. Школе юнг вернули первоначальное название - Одесская мореходная школа и разместили напротив входа в порт, на Приморскую №1.
В середине 1960 годов учебное заведение, подготовившее к тому моменту тысячи матросов, мотористов, кочегаров, переселилась на Приморскую улицу, 1 (угол Польского спуска). Для нее были переоборудованы бывшие таможенные склады, относящиеся к первым сооружениям города, достроили 3-й этаж.
На Приморской улице №1, где она пробыла до 1990 года, а с образованием Центра морской подготовки кадров (ЦМПК ЧМП), до 1994 года в ЦМПК ЧМП, в здании мореходного училища ММФ, на ул. Свердлова.
За свою многолетнюю историю ОМШ подготовила более 65 тысяч моряков рядового состава. Матросы, мотористы, боцманы, зарекомендовали себя как хорошо подготовленные, дисциплинированные специалисты.
Об этом говорили многочисленные отзывы с судов различных пароходств Советского Союза, не только ЧМП. Выпускники ОМШ плавали на всех морях, омывавших СССР.
Одесская мореходная школа была передовой среди 15 мореходных школ бывшего Союза и первая в СССР, из морских учебных заведений, стала орденоносной. В феврале 1967 года ее наградили орденом «Знак Почета».
В школу принимались лица с образованием 10 классов средней школы, отслужившие в армии. В разные годы, набор в школу колебался от 300 до 1000 человек. Курсанты-200 человек проживали в экипаже, остальные на частных квартирах, но под обязательным контролем мастеров производственного обучения. ОМШ выделяла средства для оплаты найма квартир.
ОМШ имела 19 учебных кабинетов, оснащенных техническими средствами обучения, особенно хорошо оборудованными были кабинеты судовождения, морской практики, теории и устройства судна, судовой автоматики, легководолазного дела. Для практического освоения начальных морских навыков использовались базирующиеся на водной станции мореходной школы моторные катера, шестивесельные ялы, спасательные вельботы и спортивные гички, принадлежащий школе водолазный бот «Разуваев». В учебных классах и цехах были установлены тренажеры- рулевая рубка, по МППСС, в механическом -судовые двигатели, ГРЩ, Программы обучения соответствовали требованиям Международных конвенций.
В учебно-производственных цехах, такелажных, механическом, где проходило производственное обучение, по заказам ЧМП и других предприятий города, силами курсантов школы изготавливались штормтрапы, буксирные кранцы, кранцы разных размеров, маты, выполнялись сварочные, токарные и слесарные работы. За выпуск такелажной продукции - буксирных кранцев ОМШ в 1971 году была представлена к награде ВДНХ.
В ОМШ была библиотека с фондом 25 тысяч книг. Активно работали музей школы, клуб, спортзал, судомодельная мастерская, водная станция.
В летний период курсанты совершали шлюпочные походы, в Белгород - Днестровский, Херсон, Николаев, на остров Березань под руководством преподавателей и мастеров из числа опытных судоводителей работавших в школе. Такие походы помогали «оморячивать» курсантов.
Кроме теоретического и производственного обучения в учебных мастерских с применением тренажеров и на судоремонтных заводах, курсанты проходили плавательскую практику на учебных судах, а также на судах ЧМП в дальнем плавании. Срок плавпрактики был 6 месяцев из 18 месяцев обучения. Капитаны и старшие механики с радостью брали на судно практикантов из ШМО, зная, что это хорошая подмога экипажу. Поэтому по окончании ОМШ, матрос мог выполнять любые судовые работы, нести вахту на мостике, управлять спасательными средствами, понимать команды и отвечать на них на английском языке. Также могли нести вахту в машине мотористы и машинисты – турбинисты.
В ОМШ проходили общесоюзные конференции, методические совещания всех 15-ти мореходных школ СССР. Преподавательский коллектив создавал и рецензировал учебные программы, учебные планы, методически разработки и рекомендации, которые создавались на основе Конвенции № 74 Международной организации труда (МОТ) о выдаче матросам свидетельств о квалификации 1946 года с учётом позднейших рекомендаций.
Были созданы учебники и учебные пособия для рядового состава, которыми пользовались для подготовки будущих моряков, как в СССР, так и в других странах.
Одесская мореходная школа в прошлом, какой-то период называлась школой мореходного обучения - ШМО, или как в шутку расшифровывали это сокращение выпускники мореходной школы – «Школа Морских Офицеров». И это не так далеко от истины.
Многим ОМШ дала путевку не только на флот, и в высшие ступени морского образования. Многие, окончившие ОМШ продолжали морское образование в средней или в высшей мореходке (ОВИМУ) или в водном институте (ОИИМФ). Многие стали штурманами, механиками, электромеханиками, старшими механиками, капитанами.
По данным отдела кадров ЧСМП, в 50-е годы 40% капитанов и старпомов прошли обучение в ОМШ, из старших механиков этот процент был еще выше.
В 50-х и 60-х годах, по меньшей мере, одна треть командного состава судов ЧМП, в том числе капитанов и старших механиков были выпускниками Одесской мореходной школы.
Качественный уровень подготовки будущих моряков обеспечивался высоким профессионализмом сотрудников ОМШ. Преподавателями и мастерами производственного обучения в мореходной школе, были люди, сошедшие с судна- капитаны, помощники капитанов, старшие механики, механики, много лет отдавшие морю и прекрасно знавшие, что нужно флоту.
ОМШ гордилось своими выпускниками, которые стали известными людьми страны, это ученые: академик В.Т. Васютин, профессора С.Т. Каминский, А.А. Красотов (отец известного одесского композитора А.Красотова), Ф.В. Кравчук и многие другие. Первым Героем Советского Союза в Одессе стал выпускник ОМШ В.П. Мегер за участие в дрейфе на ледокольном судне «Г.Седов».
Помимо упоминавшегося подводника А. И. Маринеско в школе учились первый в Одессе Герой Советского Союза – полярник П. И. Мегер, который героически погиб под Мурманском; начальник ЧМП А.Е. Данченко моторист «Комсомола» Иван Гайдаенко, ставший известным писателем, и многие другие.
Многие выпускники и работники школы участвовали в Великой отечественной войне. Память о погибших во время войны сохранялась в ОМШ, их имена были высечены на мраморной доске, которая размещалась на стене здания ОМШ, и возле нее в памятные военные даты производилось торжественное построение курсантов.
Большая заслуга в организации работы мореходной школы принадлежала Плаксионову Николаю Петровичу, который много лет отдал мореходной школе, он проработал в ОМШ 42 года - преподавателем, заведующим учебной частью и в течение 20 лет начальником Одесской мореходной школы.
Одесская Мореходная школа просуществовала 127 лет. В 1990 году по указанию руководства пароходства ее включили в Центр морской подготовки ЧМП (ЦМП ЧМП), который просуществовал до 1994 года и вместе с ним и Одесская школа мореходного обучения.
С закрытием мореходных школ, морских профтехучилищ (ПТУ) потерялось качество подготовки рядового состава экипажей торгового флота Украины.
В программе обучения была дисциплина, где курсантов знакомили с основами искусства, музыки, живописи и конечно правилам поведения в обществе.
В внеклассной работе были обязательные, для каждой группы, посещения театров, музеев Одессы.
Памятка-рекомендации по правилам поведения в обществе. была распечатана и выдавалась каждому курсанту Одесской мореходной школы (ОМШ ЧМП).
Не следует привлекать к себе внимания (особого) в обществе» Избегайте разговоре громким голосом, на повышенных тонах в общественных местах (на улице, в лифте, классе и тд,),
Избегайте вычурных манер и броской (яркой)одежды) не разглядывайте прохожих не наталкивайтесь на них.
Не клади в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расчёску, и другие вещи
Не выходи на улицу в нечищеной обуви, не носи мятый костюм, невыглаженную рубашку.
Не носи головной убор, натянутый на глаза или сдвинутый на затылок.
Не жестикулируй без надобности, всегда держи под контролем свои руки, не держи руки в карманах.
Не насвистывай на улице, в помещениях, и др. местах.
Не смейся слишком громко.
Не ешь, идя по улице.
Не рассказывай о своих болезнях, неприятностях.
Не делай вид, что знаешь больше, чем на самом деле.
В театре (кинотеатре) проходи по ряду лицом к сидящим, спиной к сцене.
Не причёсывайся на улице,
Во время разговора не отворачивайся, смотри в лицо.
Не клади сигарету никуда кроме пепельницы ( на стол?), пепел только в пепельницу,
Не куря где находятся дети или больные.
Нельзя курить во время танца,
Не входи в помещение без стука,
Заходя в комнату спроси разрешения.
Н спеши сесть пока тебя не пригласят.
Не рассматривай пристально в гостях картины, мебель тип другие предметы.
Если знакомят -мужчину представляют женщине, молодого- старшему, одного человека- группе. Первый подаёт руку тат кому представляют человека.
Входя или выходя из комнаты не иди впереди дамы, пропускай её вперёд.
Садясь в любой транспорт, пропусти даму вперёд. Выходи первым и предложи руку для помощи. Тоже самое в лифте, '
Не ешь и не пей с шумом, не чавкай, не жуй с открытым ртом,
Во время еды не клади локти на стол, Не бери хлеб вилкой, бери рукой.' Не сгибайся над тарелкой, держись прямо, Не поднимай бокал или стакан слишком высоко,
Не чисти зубы, не ковыряйся в зубах за столом» *
Не играй салфеткой, вилкой, ножом за столом. Не вытирай лицо салфеткой, только промокни губы, Хлеб отламывай маленькими кусочками. ' Не роняй нож или вилку, но если уронил, не придавай значения, не смущайся, попроси другую,
Не устраивай в тарелке мешанину из того, что на ней лежит, "
Не накладывай на вилку с помощью ножа, бери на вилку столько. сколько помещается без труда, (ножом можно немного помочь),"
Не забывайте о шутке, но не теряйте чувства меры, если видите, что шутка неприятна, остановитесь и извинитесь.
При споре помни об уважении к собеседнику, если спор ожесточается- постарайся переменить тему разговора,
Не старайся доказать свою правоту, если видишь, что другой не понимает тебя,
В театре или кино не переговаривайся громко с рядом сидящим, разговор, кашель, шуршание программки, обёртки от конфет могут раздражать рядом сидящих.
В зрительном зале обязательно снимай головной убор.
Не опаздывай после антракта, не вставай во время действия или к/фильма- -это демонстрирует вашу невоспитанность.
Проходя к своему месту по ряду (в театре, кинозале), извинись и поблагодари тех кто пропускает,
Хлеб отламывай маленькими кусочками, не откусывай от большого куска, /Не кроши его на стол, ' Не вытирай тарелку хлебом,
Не наклоняй- тарелку с супом, можете пролить его или себе на брюки или на скатерть,
Во время еды старайся не разговаривать, если кто-либо спросит, сначала прожуй а потом отвечай, не пытайся разговаривать с полным ртом.
Не сморкайся, не плюйся в присутствии других, пользуйся носовым платком.
Свидетельство о публикации №223112101343
Михаил Бортников 06.12.2023 21:16 Заявить о нарушении
Леонард Позолотин 06.12.2023 22:26 Заявить о нарушении