Ав. герой Хочбар - следы монг. мифа

Иллюстрация: Памятный выпуск "2000 лет Варовой битвы", посвящённый сыну вождя племени херусков,-офицеру римской армии Арминию, организовавшего заговор против римских оккупационных войск во имя свободы германских племён. Решающая битва между союзом германских племён (херуски, бруктеры, хамавы, маркоманы и др.) и римлянами (три легиона) закончилась полным поражением последних. По преданию сражение имело место в Тевтобургском лесу и вошла в историю как "Варова битва". Сдавшихся в плен римлян германцы там же принесли в жертву богу войны на импровизмрованнвх алтарях. Характер повреждений найденных черепов указывает на удары не в затылок, а в лобовую часть спереди. Были умерщвлены даже мулы римлян, с них содрали кожу и развесили на деревьях. "Битва в Тевтобургском лесу"- стала со временем одним из источников вдохновения германских националистов. Арминию был возведён помпезный памятник как освободителю германцев. Эта история однако лишена счастливого финала: Арминий впоследствии пал от рук одного из завистливых германцев,а супруга вместе с детьми оказалась в римском рабстве. Таким образом, для себя и своей семьи Арминий ничего не добился,но стал знаменем сопротивления. Поводом к отпадению от римлян Арминия, послужило неуважительное отношение Квинтилия Вара к германцам, в том числе применение к ним наказаний, практиковавшихся обычно по отношению к рабам.



Ав. герой Хочбар - следы монг. мифа



«Сказание о Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о кази-кумухском хане, о хунзахском Нуцале и его дочери Саадат» — поэма Расула Гамзатова о храбром аварском абреке, боровшемся за свободу своего народа, но погибшем от предательства. Впервые опубликована в русском переводе Владимира Солоухина в 1975 году в сборнике Гамзатова «Сказания», впоследствии была экранизирована.
                Википедия


Весь материал о Хочбаре в интерпретации Гамзатова (неузденя из Цада) вы можете прочитать на Википедии.Общество Гьид (Hid) объединяло вовсе не 5 сёл, а гораздо больше. Гидатлинцы были настолько сильны, что хунзахские ханы вообще и не мечтали лишить их свободы. Проблема заключалась в другом: Гидатлинское вольное общество (конфедерация) постоянно атаковало Хунзахское феодальное владение, но этим не ограничивалось. Гидатль подстрекал хунзахских райатов (зависимых, крепостных) восстать против хунзахских ханов. Неуздень Гамзатов даёт недостоверную картину реально имевших место событий.

СЛЕДЫ МОНГОЛЬСКОГО МИФА


1. В дагурском языке КОЧ 1."баран"; 2. "горный лес" (ойрат. Синцзяна ХУЦА "баран-производитель"). Этим всё сказано. Дело в том, что такая же параллель (и вовсе не случайная!) существует в этимологическом гнезде, связаном с монг. ХОНЬ "овца".В чеченском ХЬУН "лес", ав. диал. ХЬУНИ/ХЬВАНИ то же самое, что и "Хьонлъи"- теневая сторона, ХЬОНБАКI "скамья" (синоним диал. МАНГИ). Сюда же ав. диал. ХЬВАН "луг".

Хочбар имеет отношение к теневой стороне горы, растительности, лесу. Всё это укладывается в ауарское ХЬОНРАХЪ, ХЬОНЛЪИ, ХЬВАН.


2.Хочбар был приглашён на празднества. См. ойратского Синьцзяна БАРААЛhАЛХАН "приём, ауденция".

3. БАРААН в ойратском Синцзяна -табу на озвучивание "чёрный". Это- "тёмный, чёрный, смуглый". Сюда же ойрат. БАРhАР "хмурый, сумрачный"

4. Хочбар мстит именно Хунзахскому хану, а не кому-то другому. Возможно, с этим связано х.-монг. ХОНЗОН "месть, реванш".

Сказание о Хочбаре - отголосок мифа, вполне возможно, связанного с монголоязычным миром. То что он танцуя очерчивает круги под музыку, затем хватает двух ханских отпрысков и бросается с ними в огонь - густо насыщено символизмом и каждая мелочь имеет своё значение.

В сказании особенно выделен момент, что Хочбар не нарушает ни при каких обстоятельствах данного им слова, в отличии от хана, где данное им слово ничего не стоит. В самом сказании также нет указания на пролитие крови ни Хочбара, ни ханских отпрысков. Сожжение указывает на жертвоприношение. Очерчивание кругов вокруг зажжённого огня само по себе - явная символика, следы обряда.В данном случае костёр - сакральный центр.

Вместе с тем, сам Хочбар нарушает узденьские традиции, по крайней мере в том варианте, который бытовал в Андалале и Акуша-Дарго. Никаких услуг ханам он не должен был оказывать, Хочбар же великодушно сам  взялся помочь хану, тем самым навлёк на себя беду.

Заметна и символика цифры "три": хан уничтожает три вещи Хочбара, включая его коня, Хочбар бросается в костёр с двумя сыновьями хана, таким образом, жертва состоит из трёх лиц.

Авторы фильма по мотивам "Сказание о Хочбаре" гадским образом извратили сюжет. Вместо социального мотива сказание превратили в любовный треугольник. Так как, согласно новым российским порядкам - феодалы такие же носители власти как и чиновники, то на них нельзя вообще нападать по социальным мотивам. В фильм пристроили глупый сюжетный ход с похищением Хочбаром дочери хана, чего в сказании не было.

Вообще-то Хочбар не совсем ведёт себя как "баран","самец-производитель", скорее всего - это один из его аватаров. Хочбар связан с ШЕРСТЬЮ (так как это КОЧ), что по сути может быть иносказанием о волке или даже пауке. Подобным существам свойствено "оборотничество". Хочбар мог выступать в роли одной из эманаций первопредка. На то, что это первопредок видно по тому, что он как раз и есть "темнота", "горный лес" и пр.- это северный склон. Само наличие шерсти уже есть указание на "ночь", "темноту".

Мы предпологаем, что финальный поворот событий, когда Хочбар хватает ханских детей и запрыгивает в костёр есть тот самый момент когда маски сброшены и все собравшиеся на месте казни осознают с кем имеют дело. Общий посыл сказания - мы не нарушаем своих слов, вместе с тем готовы на всё и ничто нас не остановит, нет такого ужаса, через который мы саокойно не перешагнём,когда речь идёт о свободе и чести.

"Абречество" Хочбара - образ жизни т.н. "людей длинной воли" в монгольской среде. Принадлежа к этой категории лиц, Хочбар соблюдает весь неписанный кодекс чести, но допускает "прокол" только в одном- идёт на сотрудничество с врагом, воспринимая того тоже как человека чести и долга.


Рецензии