Единое Вселенское Время как Абсолют

            Мы встречаемся с двумя по сути дела разными вопросами.
            Первый вопрос: какова истинная природа времени?
            Второй вопрос: какова истинная природа той величины,
            которая под видом времени играет весьма существенную роль в классической физике?
 
            Артур Эддингтон «Относительность и кванты»



На следующем этапе стоит вопрос о том, что такое время: Абсолют, каковым он был в классической механике Ньютона и каковым является по сей день в квантовой механике, или обычный «подкаблучник», коим время выступает в теории относительности Эйнштейна.

В классической механике Ньютона и пространство, и время выступали в роли Абсолютов.  Абсолют под названием «время» был не Абсолютом в философском смысле слова, понимаемым как некое Высшее Существо, в которое кто-то верит, а кто-то не верит. Пространство и время служили некой абсолютной ареной мироздания, на которой развёртывалось всё космическое представление.

Абсолюты пространства и времени были дополнены Абсолютом под названием Абсолютная Система Отсчёта (АСО), а ранее введённый Рене Декартом «светоносный эфир», понимаемый как гипотетическая упругая среда, по которой распространяются волны света, тоже со временем стал Абсолютом в смысле неподвижной системы отсчёта всего и вся.

Пламенный научный революционер по имени Альберт Эйнштейн отправил всю эту благостную картину научного абсолютизма на свалку научной истории. Формальным поводом для этого стал знаменитый «эксперимент раздора», он же — опыт Майкельсона-Морли. (Вспомнилось почему-то: «и опыт, сын ошибок трудных…») Этот опыт-эксперимент   наглядно продемонстрировал отсутствие «эфирного ветра», который должен был бы образовываться при движении Земли в неподвижном светоносном эфире. Ведь эфир, по мнению эфиристов (сторонников концепции «светоносного эфира»), служит Абсолютной Системой Отсчёта (АСО).

В результате такого печального научного и человеческого опыта воспылало пламя новой научной революции. Если пространство и время после научной революции начала ХХ века из Абсолютов превратились в жалких подкаблучников, мальчиков на побегушках у Абсолюта Скорости Света, то Абсолют под названием «эфир» был низложен за ненадобностью. Мол, Вы, сударь, — лишний на этом празднике жизни. Вас здесь не стояло. Позвольте Вам выйти вон!

Пламенный научный революционер не ограничился свержением тандемократии пространства и времени. Он заявил, что весь триумвират научной власти — пространство, время и эфир — никакие не абсолюты, а так, самозванцы. А Абсолютная Система Отсчёта и вовсе — старорежимные научные сказки. Мол, смело мы в бой пойдём за власть скорости света! 

В результате битвы престолов место сверженного триумвирата научных абсолютов занял один-единственный Абсолют под названием Скорость Света (в вакууме). Вот эта новая научная августейшая особа — Скорость Света (сокращённо —  “СС”) с добавлением «в вакууме» (сокращённо — “вв”) — и стала столетие назад единственным и неповторимым Абсолютом науки. Заметьте, не сам свет, а его скорость (СС). Если Скорость Света в вакууме абсолютна, то скорости всех остальных материальных тел относительны.

Относительными стали также поверженные и поникшие абсолюты пространства и времени. Они вдруг стали сначала сокращаться, замедляться, а после, соединившись в брачном союзе континуума, и вовсе искривляться наподобие батута. Вот где гравитация порылась!

Для чего же нужно было пламенному научному революционеру свергать классический ньютоновский Абсолют Времени? Всё очень просто! Это позволяло математическим (именно математическим) путём решить задачку инвариантности скорости света в вакууме. 

Для эфиристов, главенствовавших в физике света до Эйнштейна, такая задачка просто не стояла. Эти жрецы науки были сторонниками АСО и светоносного эфира, а в светоносном эфире скорость света всегда постоянна (инвариантна) при движении источника света, так это скорость движения самой среды. То же самое можно наглядно продемонстрировать для скорости звука, которая одна и та же вне зависимости от скорости движения источника звука: самодвижущегося экипажа, паровоза, аэроплана (эх, «это было недавно, это было давно…»).

А если эфира и эфирного вера не существует? Значит, это кому-нибудь нужно? Да, нужно!

Нужно релятивистам во главе с пламенным научным революционером! Нужно, чтобы заявить всему свету, что, дескать, задачку инвариантности скорости света можно и нужно решить без эфира с помощью математики и геометрии (про физику почему-то малость подзабыли). Стоит нам время из Абсолюта превратить в жалкого подкаблучника, дав этому вполне научные определения вроде «относительность одновременности» и «замедление времени», а попутно проделать нечто подобное с элементом пространства под названием «длина тела», как все необходимые математические ингредиенты для сказочного релятивистского «супа из топора» готовы!

Собственно говоря, весь математический аппарат преобразований скорости света в Абсолют был готов задолго до Эйнштейна.  Молодой, горячий Альберт Германович лишь взял преобразования Лоренца, рассчитанные для движения в упругой материальной среде под названием «эфир», и соединил их с принципом относительности Пуанкаре, нигде при этом не упоминая его имени. При этом хитром способе соединения преобразований Лоренца с принципом относительности Пуанкаре, кинематика и математика Альберта Эйнштейна (или его жены Милевы Марич, как утверждают завистники и злопыхатели) показывали инвариантность уравнений Максвелла.

Вот она — теория инвариантности, которая впоследствии стала называться теорий относительности! То есть уравнения Максвелла остаются неизменными (инвариантными) во всех инерциальных системах отсчета: хоть для наблюдателей-пассажиров, движущихся равномерно и прямолинейно на поезде, хоть для станционных смотрителей и зевак, стоящих неподвижно на перроне; хоть для космонавтов, летящих на звездолёте по инерции и по прямой с околосветовой скоростью и попутно наблюдающих  за звёздным небом и за своими синхронизированными с Землёй часами,  хоть для покоящихся (относительно звездолёта) землян, наблюдающих за звездолётом и за своими земными часами, синхронизированными с часами космонавтов на звездолёте.

А эфирного ветра в опыте Майкельсона-Морли нет, потому что все оптические явления происходят одинаково во всех инерциальных системах отсчёта, вне зависимости от того, покоится тело или движется по инерции. Именно поэтому движущийся по инерции оптический интерферометр Майкельсона, призванный обнаружить эфирный ветер подобно обычному флюгеру, остался неподвижен, зафиксировав эфирный штиль, а не ветер.

Это и есть принцип относительности Эйнштейна, который пришёл на смену принципу относительности Галилея. У Галилея инвариантность преобразований распространялась лишь на механические явления. У Эйнштейна помимо механики —  на электромагнитные явления вообще и на оптические в частности.

Грубо говоря, принцип относительности Эйнштейна утверждает, что, сев в звездолёт после хороших посиделок с друзьями в бане, подобно Жене Лукашину (кто летит в Альфаград на Альфа Центавре?), на следующий день, продрав глаза, никакими опытами внутри этого звездолёта — ни механическими, ни оптическими — никогда не узнаешь, покоится ли космический корабль ещё на стартовой площадке или уже несётся по инерции с околосветовой скоростью в пространстве по направлении к своему космическому счастью: на третью  улицу Строителей, дом 25, в Альфаграде  на экзопланете Альфа Центавра B b. Чур, только в иллюминаторы на звёзды не выглядывать, а то всё сразу станет ясно.

Но вопросики к такому релятивистскому выбору остались. Например, как можно соединить уравнения инвариантности Лоренца, рассчитанные для движения в упругой материальной среде — эфире, с отсутствием таковой среды в математических построениях Эйнштейна? Или, если упругой среды нет, то где и посредством чего движутся световые волны? Или (вопрос на засыпку!) что будет со всеми этими уравнениями, если убрать наблюдателя? Ведь именно относительно некоего гипотетического наблюдателя с очами и часами они и рассчитаны. У Эйнштейна именно наблюдатель становится Абсолютной Системой Отсчёта (АСО)! Не неподвижный эфир Лоренца, а неподвижный наблюдатель! Наблюдатель и есть Абсолют! (Наблюдатель — это звучит гордо!) Не будет наблюдателя — не будет ни «замедления времени», ни сокращения размеров тела в направлении движения, ни инвариантности движения света?   

Какой-то получается «субъективный идеализм», как утверждали критики СТО в молодой Советской России, идущей по пути победившего диалектического материализма. Или же это просто субъективный релятивизм? Всё становится относительно не только относительно Абсолюта по имени Скорость Света, но и относительно наблюдателя, который наблюдает именно посредством света. (Сплошная тавтология!)

Допустим, взглянул этот кудесник-наблюдатель вот на ту летающую тарелку, летящую равномерно и прямолинейно со скоростью 150 000 км/сек — она тут же в его глазах сократилась в длине, а время на ней замедлилось. Взглянул на тот звездолёт, мчащийся со скоростью 299 000 км/сек, — время для него практически остановилось, а сам звездолёт сплющился до наноразмеров. Хотя ни на летающей тарелке, ни на звездолёте никто ничего не заметит: ни замедления времени, ни сокращения длины. Вперёд, на Альфа Центавру! Через релятивистские тернии к звёздам! К звёздочке своей ясной! («Песни у людей разные, но моя одна на века, звёздочка моя ясная, как ты от меня далека…»)

А что будет, если наблюдатель не один, а их много, скажем, миллиардов семь-восемь, как жителей на планете Земля? Тогда все они автоматически, по праву рождения, становятся Абсолютами! И каждый из них, где бы он ни был, куда бы ни летел на крыльях любви, аэроплана или на борту летающей тарелки, одним своим магическим взглядом будет замедлять время и сокращать пространство. («Ты — по-своему, а я — по-своему», — как сказал бы страховой агент и одновременно угонщик автомобилей Юрий Деточкин.) Такой вот демократический абсолютизм... Воистину, люди как боги! Поздравляю вас, земляне! Абсолют — это звучит гордо!

Вот такой вот фокус с размерами, временем, а впоследствии и массой-энергией проделал молодой Альберт Эйнштейн, дабы объяснить «неудавшиеся попытки обнаружить движение Земли относительно “светоносной среды”». Взял, да и вывернул из электродинамики движущихся тел понятие неподвижного эфира, ввернул в математический патрон своей теории лампочку синхронизации часов и молвил: «Да будет свет!» Получите специальную теорию относительности (СТО) вместе со всеми её парадоксами, в которой математика гуляет под ручку с кинематикой отдельно от физики и логики.

Помните улыбку Чеширского кота? В Стране чудес, куда попала девочка Алиса, улыбка Чеширского кота каким-то непостижимым образом гуляет отдельно от своего хозяина. Вот и в релятивистской Стране чудес, куда мы попали стараниями молодого Альберта, математика тоже гуляет сама по себе, отделившись от физики, наподобие улыбки Чеширского кота, отделившейся от самого кота.

Вся эта релятивистская Страна чудес взгромоздилась на фундаменте конечной скорости распространения света, ведущей к запаздыванию передачи сигнала и информации. Это запаздывание учитывается и в других областях науки и техники. Например, в радиосвязи радиосигнал может запаздывать на секунды, минуты, часы в зависимости от дальности источника сигнала, запущенного, например, на окраину Солнечной системы и дальше. Это запаздывание реальное и оно приносит кучу проблем.  В астрономии луч света, испущенный звездой, приходит на Землю спустя годы, века, тысячелетия, миллионы и миллиарды лет в зависимости от расстояния до неё. Так, если от Солнца до Земли свет идёт чуть больше 8 минут, то от ближайшей к Земле звезды Альфа Центавра до Земли ему уже необходимо добираться более 4 лет со скорость 300 тысяч км/сек. Это тоже реальное запаздывание светового сигнала, который может рассказать астрономам о важных событиях в жизни светил даже спустя много-много лет после их гибели.

Именно на этом же запаздывании светового сигнала построено и всё громоздкое математическое здание специальной теории относительности (СТО). Не было бы этого запаздывания — не было бы и СТО со всеми её формулами и парадоксами. (Интересно, а принцип относительности Эйнштейна был бы или нет в этом случае?) Именно запаздывание светового сигнала порождает у наблюдателя оптические иллюзии в виде отставания часов на движущемся с околосветовой скоростью теле, которое почему-то называют «замедлением времени», и сокращения его продольных размеров в направлении движения, хотя НА САМОМ ДЕЛЕ никакие часы не отстают и никакие размеры в СТО не сокращаются.

Если в теории эфира Лоренца сокращение тела в направлении движения вполне реально, вне зависимости от системы отсчёта, то в СТО оно только «каатся», как сказал великий советский сатирик Аркадий Райкин. (То есть это кажущаяся теория относительности (КТО). «Лично мне так каатся»!)

Вот в чём заключается истинный смысл СТО: в математическом расчёте ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ, которые якобы и приводят к постоянству скорости света в вакууме. Оптические иллюзии соединили с физическим постулатом постоянства скорости света и получили математическую инвариантность для электродинамики движущихся тел. Ну, а почему тогда наука ополчились на индусов, в которых весь мир —  иллюзия, Майя? Даёшь иллюзии широким массам трудящихся, учёных и неучей!

Только стоило ли ради всего этого огород городить?  Ну и что толку с этого оптического обмана зрения? Сколько есть ещё оптических иллюзий, в которых карлики становятся гигантами и наоборот! Только на их основе никто почему-то никаких научных теорий не строит.

Стоило только объявить, что пространство и время Ньютона — никакие не абсолюты, а время и вовсе — четвёртое измерение пространства, как мы получаем весьма элегантное математическое решение проблемы, красоте которого физики всего мира (за исключением некоторых далёких от математической эстетики отщепенцев) не устают восхищаться второе столетие. Да, красота — это страшная сила!

Но тех самых далёких от математической эстетики «отщепенцев» продолжают терзать смутные сомнения: ну да, по формуле-то, вроде, всё сходится, а вот по логике и физике — полный бред! Или, говоря языком самих релятивистов, сплошные парадоксы. И самый яркий из них — парадокс часов, он же — парадокс близнецов.

По сути, этот парадокс утверждает, что если часы разогнать до околосветовой скорости, затем развернуть на 180 градусов и сбросить скорость с 299 000 км/сек до нуля, то якобы часы, с которыми проделали все эти хитрые манипуляции, отстанут.

Особо умиляет то, что сама специальная теория относительности (СТО) была разработана только для инерциального, то есть равномерного и прямолинейного движения, не терпящего никаких ускорений. По сути дела это означает, что часы надо разгонять с нуля до скорости света без ускорения (!), затем каким-то макаром прямолинейно (!) развернуть их на 180 градусов и без отрицательного ускорения (!) затормозить со скорости света до нуля.  Кто готов произвести сей «экскремент», как говорил батька Ангел будущему адъютанту его превосходительства со товарищами? 

Да, излюбленные «мысленные эксперименты» герра Эйнштейна — это одно, а вот реальный эксперимент — это нечто совершенно иное! Тут формулами и уравнениями не отделаешься! Тут опыт давай, сын ошибок трудных!  А опыта такого как не было, так и нет! И сдаётся мне, никогда и не будет! И тут дело даже не в технике на грани фантастики, а в физике, которую пытается отодвинуть в сторону нагромождение математики в теории относительности Эйнштейна. Не зря, ой не зря Леон Бриллюэн назвал теорию относительности «типичным примером научной фантастики»!

Стоит только взглянуть на пресловутый «парадокс часов» повнимательней, и любому вдумчивому человеку станет ясно, что  то самое Абсолютное Время Ньютона, которое якобы сверг Эйнштейн, никуда не исчезло. Просто не надо путать божий дар с яичницей, а Абсолютное Время, недоступное человеку, со временем эмпирическим, единственно доступным наблюдателю.

Если эмпирическое время, которое измеряют обычные часы, действительно может отставать (именно отставать, а не замедляться) для разных наблюдателей из-за конечной скорости света, то Абсолютное Время тикает абсолютно как ни в чём не бывало.  А у Эйнштейна как раз «время — это то, что показывают часы».

Первое великое объединение в физике, сделанное Галилеем, утверждает, что равномерное и прямолинейное движение с любой скоростью, хоть со скоростью, близкой к скорости света, равнозначно покою. Соответственно, на сколько часы отстают у одного покоящегося/движущегося по инерции наблюдателя, ровно на столько же они отстают и другого покоящегося/движущегося относительно первого. То есть сделай поправку на это равновеликое отставание — получишь Абсолют Ньютона.

В своей книге «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего» Ли Смолин, который считает себя последовательным релятивистом и учеником Эйнштейна, тем не менее делает шаг вперёд и два шага назад.

Шаг вперёд называется «формодинамика», в которой автор настаивает на отказе от ключевого принципа относительности одновременности:

«Задача прояснения смысла квантовой теории в поисках новой космологической теории является ключевой.

Какова цена “входного билета”? Отказ от принципа относительности одновременности и возвращение к картине мира, в которой абсолютное определение одновременности справедливо во всей Вселенной» [1].

Отказ от принципа относительности одновременности возвращает нас на 2 шага назад, к ВЫДЕЛЕННОМУ ГЛОБАЛЬНОМУ ВРЕМЕНИ Ньютона, противоречащему догматике теории относительности Эйнштейна:

«Но если время реально (в том смысле, что настоящее время существует), то все наблюдатели могут согласиться, что существует граница между реальным настоящим и пока нереальным будущим. Это подразумевает универсальное, физическое понятие одновременности, которое включает в себя далекие события во Вселенной. Его можно назвать ВЫДЕЛЕННЫМ ГЛОБАЛЬНЫМ ВРЕМЕНЕМ. Здесь мы сталкиваемся с прямым противоречием между доводом в пользу выделенного глобального времени и принципами теории относительности, не допускающими существования такого времени» [1].

(Лучше говорить не о ГЛОБАЛЬНОМ, то есть имеющим отношение к Земному шару, а о ЕДИНОМ ВСЕЛЕНСКОМ ВРЕМЕНИ, которое тикает одновременно во всей Вселенной.)

И, о ужас (!) у Смолина вдруг опять появляется та самая свергнутая Эйнштейном сто лет назад Абсолютная Система Отсчёта (АСО):

          «Иными словами, Эйнштейн был неправ. И Ньютон. И Галилей. В движении нет относительности.

            Это наш выбор. Либо квантовая механика является окончательной теорией и нет возможности проникнуть за её статистическую завесу, чтобы достичь более глубокого уровня описания природы, либо Аристотель был прав и выделенные системы движения и покоя существуют» [1].

(Экстремист, право слово! На святое замахнулся! На наше всё!)

Конфликт между релятивизмом Эйнштейна и абсолютизмом Ньютона разрешается релятивистом Смолиным при помощи вышеупомянутой формодинамики:

«Ее главный принцип: всё реальное в физике связано с формой объектов, и все реальные изменения — это просто изменения форм. Размер, в сущности, не имеет значения, и то, что объекты кажутся нам имеющими размер — лишь иллюзия» [1].

Согласно этой теории, в мире меняются не формы тел, которые всегда остаются неизменными, а только их относительные размеры. О, и тут относительность! Только теперь вместо относительности одновременности наступает относительность размеров тел.

Но при этом про базовый принцип теории относительности, относительность одновременности, приходится забыть. Помните про парадокс близнецов, один из которых стал космонавтом и полетел к далёкой звезде со скоростью, близкой к скорости света, а другой остался на Земле? Согласно специальной теории относительности (СТО), брат-космонавт не расстанется с комсомолом, будет вечно молодым. Зато второй брательник превратится за время полёта своего моложавого брата в дряхлого старикашку.

В формодинамике ничего подобного нет. Никакого пресловутого «парадокса часов» не существует. Часы везде идут одинаково, отсчитывая не относительное, а Абсолютное время, одинаковое во всех частях Вселенной.  Братья-близнецы старятся одинаково, хоть на Земле, хоть бороздя в космических кораблях просторы Вселенной, без всяких там парадоксов. (И это правильно!)

И формы тел сохраняются неизменными, включая прекрасные женские формы. Зато размеры этих форм, увы, становятся относительны, так же, как у Эйнштейна относительно время. Они либо ужимаются, как шагреневая кожа, либо увеличиваются, как воздушный шарик или надувная кукла:

«Словом, в ОТО размер универсален, а время относительно, а в формодинамике наоборот. Примечательно, что эти две теории эквивалентны друг другу, потому что вы можете (с помощью некоего математического приёма, о котором нет нужды здесь рассказывать) заменить относительность времени на относительность размеров. Можно описать историю Вселенной двумя способами: на языке ОТО и формодинамики. Физическое содержание обоих описаний будет одним и тем же, и любой вопрос о наблюдаемых будет иметь один ответ.

Когда история описывается на языке ОТО, определение времени произвольно. Время относительно, и нет смысла говорить о времени в удалённых областях Вселенной. Но когда история описана на языке формодинамики, универсальным понятием является время. Ценой, которую вы платите за это, является размер, который в этом описании становится относительным, и лишается смысла сравнение размеров объектов, разделённых большим расстоянием» [1].

То есть если в теории относительности может замедляться время, то в формодинамике вместо замедления времени, которое всегда и всюду тикает неизменно, порой ужимаются размеры объектов, сохраняя при том свои формы неизменными. Вот и вся динамика форм, то есть формодинамика.

Итак, время и формы тел — реальность, пространство и размеры тел — иллюзия. Время абсолютно, пространство относительно. Как относительна порой бывает сама теория относительности…

Вот так вот одним выстрелом мудрый Ли Смолин убил целую стаю научных «зайцев». Обзавидуешься! Впору охотникам на привале рассказывать! (Нет ли у кого-нибудь похожей «охотничьей истории» на заданную тему? Ну, да ладно, может, сами что-нибудь подобное расскажем попозже…)

Причём, как оказалось, и релятивистские «волки» сыты, и классические Абсолюты целы. С одной стороны, есть и Время как Абсолют Ньютона, и «старорежимная» Абсолютная Система Отсчёта.  С другой стороны, есть принцип относительности Эйнштейна (но не принцип относительности одновременности!) и Скорость Света в вакууме как релятивистский Абсолют.

«Диалектика, батенька!» — сказал бы Ильич со своим фирменным лукавым прищуром. И по Гегелевской триаде — «тезис — антитезис — синтез», и по Марксу с Энгельсом — единство и борьба противоположных Абсолютов приводит к отрицанию Смолиным отрицания Эйнштейна и к синтезу Ньютона с Эйнштейном на качественно новом уровне. 

Итак, к нам возвращается Абсолют Ньютона в виде ЕДИНОГО ВСЕЛЕНСКОГО ВРЕМЕНИ, тикающего одинаково и одновременно во всей Вселенной. Но и это ещё не главное. Оно не только тикает, но и… творит в процессе этих тиканий мир!

Вот это уже будет новейшая научная революция!


Продолжение следует: http://proza.ru/2023/11/27/279
На главную: http://proza.ru/2017/02/08/668


ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Ли Смолин «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего»


   21 ноября 2023 года


Рецензии