Учиться как в эпоху Индустриализации! С дискуссией

Статья давняя, с 2019г., до сих пор возвращаюсь к важной для меня теме самообразования и поисков лучших учебников и пособий - "Надо учиться по учебникам эпохи Индустриализации!" - здесь изменила название, чтобы точнее выразить суть, так как не все поняли посыл:причем здесь учебники эпохи Индустриализмации, слишком буквально истолковав название. Теперь статья с доработками, продолжением, новыми иллюстрациями и последует вторая часть, с дискуссиями, новая статья - как продолжение темы сравнения учебников прошлого и натсоящего, и шире:концепций образования. Так что полемический настрой указывает на актуальность темы, в тренде "Сталинские учебники" и я рассказываю и о своем опыте, и размышления о педагогике. См. мои статьи в "Моя Книга об обучении и воспитании ума", которая за много лет стала действительно большой книгой, и которую, наверное, с другим, менее громоздким названием, хочу опубликовать на бумаге. Была бы благодарна какой-либо помощи в этом направлении.

21 ноября 2023г.
------------------------------

Илл.:Дионисий Бирюков. Студенты в новом университете. 1950-е.
------------------------------

Картина эта и ниже см.— соцреализм, ныне всё более востребованный после всей этой чернухи, сколько света и позитива! И уж не воспринимается как официоз и лакировка, время отметает всё наносное, оставляя сущностное. Большое видится на расстоянии. Надо учиться по учебникам эпохи Индустриализации!   А я объясню почему...

 Автор картины(название ?) - Сергей Ласточкин. См. по сслыке в др. сттаье, формат прозы ру заставляет делать единственный выбор иллюстрации на одну публикацию, и я выбрала для этой сюда картину  Дионисий Бирюков. Студенты в новом университете. 1950-е. На карте на доске написано"Великие стройки", и это более чем в тему статьи, но и картина С.Ласточкина не уступает по выразительности.  а исчезла дружа народов?.

Не столь известный советский художник, но смотрите, какая смелая  размашитсая кисть и яркая солнечная палитра.  Напомнит знаеменитую  картину Самсона Самсонова "На новые земли", также 1950-х гг..

Великие стройки социализма...

А образование? Вот об этом ниже.

Надо учиться по учебникам эпохи Индустриализации!   А я объясню почему...Новые учебники, те, что ныне издаются и распространяются как рекомендованные школам, — в основном пишутся с расчетом, что по ним основная масса учащихся не усвоит материал в отведенные сроки и с требованиями в объеме ЕГЭ. Некоторый процент учащихся будет осваивать неусвоенное на уроках — с нанятыми репетиторами. А это означает, что в школу внедряется скрытое расслоение по финансовым возможностям родителей учащихся.

Чтобы сдать на высокий балл ЕГЭ нынешним учащимся никак не обойтись без репетиторов, и не одного, а нескольких. Заодно это и кража времени учащихся, времени, которое должно отводиться на отдых, спорт, искусства, даже просто сон.

Двойная работа на уроках и у репетиторов, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл и пройти по конкурсу в "престижные" вузы. Дипломы "непрестижных" не очень котируются на всё сужающемся по возможностям и все более жестком по требованиям рынке труда.

Заодно в такой системе заинтересованы и сами учителя средних школ, которые после работы становятся репетиторами своим же ученикам, тем, из них, кому наняли его, учителя(этические принципы побоку). Вместо того, чтобы повышать свой педагогический уровень, оттачивать методы преподавания, делая знания доступными учащимся, учителя станут запутывать и без того изрядно путанное и нарочито усложненное изложение в многих учебниках, особенно точных наук.

Где же выход?
Дионисий Бирюков. Студенты в новом университете. 1950-е.

Он в правильном подборе учебников и учебных пособий, какие писались в пору сталинской индустриализации. Только изучая заново курсы математического анализа, физики, химии, иностранных языков по ним, я поняла, по каким зачастую негодным-принципиально неусвояемым по настоящему и путаным учебникам учили нас и в школе и в вузе.

 Плохо понятное подавляющему большинству учащихся во всех этих колмогоровых и проч. — предстало яснее ясного в учебниках в том числе давно ставших библиографической редкостью, сталинского времени. Не имеет большого значения,  что часть сведения "устарела". На самом деле почти ничего не устарело, только некоторые термины изменены, например, теперь не пишут "орбиталь", но "электронное облако". Или не "окислы", но "оксиды". И т.д. Чуть по-другому излагается электронная теория строения атома. Остальное всё то же. Позанимайтесь по старым учебникам, усвойте (без репетиторов) по ним основной материал,  а потом пролистайте свои новые учебники, и вы сами поймете что там "устарело" и чего в старых учебниках недостает из новых требований, скорректируете. Используйте методики экспериментальных школ советского времени, например, школы В.Ф.Шаталова.   

За лето вы подготовитесь на высший балл на ЕГЭ.

Учась по этим учебникам и книгам, наша страна не только догнала и перегнала развитой Запад, но и первой взметнула свои крылья в космос! В день полета Гагарина, как рассказывают, в США пресса писала, что нужно выкинуть на свалку все американские школьные учебники...Проиграли. Есть даже такие курсы, какие были рекомендованы ВТУЗам Наркомпросом СССР в качестве учебных пособий, я заказывала их в 1(одном) экземпляре репринтным изданием на заказ, так как невозможно найти не только бумажные экземпляры, но даже архивные сканированные.

И ничего понятнее и лучше я не читала в высшей математике и других науках! Я назову свои пособия в следующей публикации, это всё раритеты! Но по ним я сдала на отлично выпускные и вступительный в университет. И спустя годы, именно сталинские учебники возместили мне пробелы и забытое-неусвоенное.

Почему эти пособия не были внедрены в дальнейшем и не писалось новых по тем методическим и идеологическим принципам? Вопрос риторический.  Государство, его мощь и перспектива развития, начинается со школы. Если превратить школу в место, где нет радости познания для всех, где нет истинного коллективизма, нет поощрения лучших, а индивидуальность нивелируется и подавляется, где попросту нет толковых учебников — чего ждать от будущности Державы. Не нефтью и не газом богата страна должна быть, а взращенным человеческим потенциалом. Начало которому — Учитель. Школа. Книга.

 03/07/2019

09/11/2023

 Из дискуссий под моей сатьей на КОНТ:


Тимофей9 ноября 17:19
Не от учебников зависит учеба, а от желания учиться. У меня три знакомых золотых медалиста. Никто из них не нанимал репетиторов.

Зера Черкесова ; Тимофей9 ноября 17:53
Тимофей, Мотивация(желание учиться, притом твердое и стойкое) в прямой зависимости от того насколько понятно и увлеченно, а если нарочито-усложненно и скучно, то какая мотивация? Она исчезает у 99% .

С медалистами вопрос особый. Я сама медалистка и я училась и до сих пор учусь по избанным учебным курсам, а не просто чтобы на обложке стояло "Учебник". Ваши медалисты могли вам и говорить неправду, в любом случае отличник это "гений усердия", и слово отличник от слова отличается, то есть менее 1% от всех.

В современной ЕГЭ-системе сколько выпускников пишут каждый год ЕГЭ на высший балл? Горстка...Но Держава не может полагаться на столь малый процент, она должна в той или иной мере образовывать всех, от рабочего до руководящего звена.

А вообще я фанат со школьной поры Школы Шаталова, Донецкой школы, эх, что теперь с Донецком...
Вот Виктор Федорович и учил:Учиться победно! Школа должна учить победно! Всех.
Не всех на 5+, но каждый должен чувствовать свой рост и победность развития.

liubarsky.sergej ; Зера Черкесова9 ноября 22:11
Зера Черкесова, Фанаты (чего угодно) опасны. Вера не заменяет знание.
Школа Шаталова далеко не идеал.

Зера Черкесова ; liubarsky.sergej9 ноября 22:14
@liubarsky.sergej, А что вы знаете о школе Шаталова(я не фанат ).

Зера Черкесова ; Зера Черкесова9 ноября 22:22
Зера Черкесова, Например то что Шаталов предложил и доказал что 10-летку можно свернуть в 8-летку с освоением 10-летки ВСЕМ СО СДАЧЕЙ ПУБЛИЧНО ДОКАЗЫВАЮЩИХ ЭТО 100% УСПЕВАЕМОСТЬ - вы называете "не-идеалом". Тогда что идеал? Наша сегодняшняя школа?

Зера Черкесова ; Зера Черкесова9 ноября 22:24
Зера Черкесова, И это не натаскивание на ЕГЭ, а пдлинные знаниями ВСЕМИ.
Или что Шаталов первый предложил и ввёл в своей школе 5-дневку, чтобы у детей было 2 выходных в неделю, и кроме того домашних заданий он и его коллеи НЕ ЗАДАВАЛИ. И все равно все успевали учиться на 4 и 5 а многие только на 5.
Тройки исчезли как факт!
Притом что дети многие были из неблагополучных семей, набраны те кого выгнали из др школ по неуспеваемости и т.д.

Зера Черкесова ; Зера Черкесова9 ноября 22:27
Зера Черкесова, А что Шаталов ввел физкультуру ЕЖЕДНЕВНО час всеми с 1 по выпускной и сам бегал с детьми по стадиону, см д/ф Час ученичества С.Соловейчика.

заботясь о гармонии развития. физическом наравне с умственным.

тоже не идеал?

Зера Черкесова ; Зера Черкесова9 ноября 22:30
Зера Черкесова, и тд и тп. А знаете почему все забыто и давно еще при жизни Шаталова его забыли.
Потому что он сам ответил:
когда я пришел снова и свноа в Министерство просвещения показывая, доказывая, вот статистика. вот проверки всё доказали..

Наконец министр или иной важный чиновник просто ответил без затей:

- Ну если все на 5 будут учиться- КТО ПАХАТЬ БУДЕТ?!

И школу Шаталова закрыли.

Александр9 ноября 18:01
Гм... Хорошая идея - учиться по учебникам тридцатых годов! А автор не подскажет, где можно найти учебник тридцатых годов по программированию или по АСУТП?

Зера Черкесова ; Александр9 ноября 18:12
Александр, Скоро вам не понадобиться осваивать программирование:Искуственный интелект способен к саморазвитию и самообучению и программы уже пишет самостоятельно, а люди только путаются под ногами...

Зера Черкесова ; Зера Черкесова9 ноября 18:14
Зера Черкесова, Прграммирование это РАБОЧАЯ специальность. А то сделали культ, да и учат ему в колледже информ. технологий, а многие осваивают самостоятельно. Это набор рабочих навыков, а школа должна учить 1) фундаметальным знаниям 2) раскрывать задатки и таланты каждого, чего она НЕ делает со времен разгона педологии 20-х годов, то есть разбранив самое стремление раскрывать ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА.

Системе не нужны индивидуальности.

Александр ; Зера Черкесова9 ноября 18:18
Зера Черкесова, а вот уже и результат преклонения перед искусственным интеллектом - Вы уже сами с собой беседуете. Закономерный результат...

Зера Черкесова ; Александр9 ноября 18:23
Александр, Я ответила на ваш вопрос, прочтя и сарказм в нем, но ответила серъезно и основательно, ну а если вы "не догнали", то.. и воспримите как "автор разговарвает сам собой", потому что вы выключились из диалога, непосильного вам. И это тоже следствие нашей системы образования. Прочтите у Шаталова("Куда и как исчезли тройки") , как учителя приезжали со всей страны в Донецк в 70-е гг. и со слезами наблюдали как в классах экспериментальной школы Шаталова учащиеся все до единого говорят, притом от себя, диалог, общение, дискуссии, мысль!
Глава:
" Демосфены! !"

И Шаталов просчитал(кстати физик и математик, а не гуманитарий), сколько минут в день отводится на речь в среднем каждого в обычной еще тогда советской школе. Оказлось...6 минут.

Александр ; Зера Черкесова9 ноября 18:27
Зера Черкесова, вопрос не в минутах, затраченных на разговор, а в том, что учиться сегодня по учебникам тридцатых годов прошлого столетия - не только бессмысленно, но и просто глупо.

Зера Черкесова ; Зера Черкесова9 ноября 18:28
Зера Черкесова, Кстати.я многое взяла в старших классах от системы Шаталова, это важная часть нашей семейной педагогики. Так что в опредленном смысле я "шаталовка" и сохранила верность его идеям. Учиться победно! Это главное, а отнюдь не "опорные конспекты", великое всегда нивелируют до второстепенного, он и сам возражал против столь узкого понимания смысла его новаторской педагогической концепции.

Зера Черкесова ; Александр9 ноября 18:32
Александр, Ваше право, мне всё равно, я высказала свое мнение, основанное на моем опыте. И советую вам погуглить, насколько сейчас в тренде(в моде) Сталинские учебники. И они даже переиздаются. Все не могут быть глупцами, которые ищут альтернативы...
А навязывать вам, да боже упаси.

Александр ; Зера Черкесова9 ноября 18:33
Зера Черкесова, Россия - свободная страна, каждый имеет право на своё мнение. Я своё тоже высказал.

Зера Черкесова ; Александр9 ноября 19:11
Александр, я отметила ваш ответ лайком одобрения.
А в завершение дискуссии вот вам факт:

Пару лет назад издательский центр Дрофа, печатающий масоов школьные учебники, отпечатал 80 тыс. экз. учебника школьного учителя Киселёва "Геометрия", первое изание которой вышло до революции, и по нему учились всё сталинское время.

Весь тираж "Дрофа" БЕСПЛАТНО разослало по школам и в Академию наук:

"В НАЗИДАНИЕ!"

Как следует писать учебники.

Надо этот случай поместить в новую статью.
Это к тезису:глупо применять учебники 30-х гг. А во сталинская школа применяла НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ УЧЕБНИКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ, И НЕ ВИДЕЛА В ЭТОМ НИЧЕГО ГЛУПОГО И ЭТО В ЭРУ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ, КОГДА НУЖНЫ БЫЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОДКОВАННЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.
И не забывла также о логие и психологии в старших классах, написав в циркуляре Наркомпроса:

"Совершенно недопустимо отсутсиве Логики в программе страших класов!".

Привести виденный мной циркуляр.

liubarsky.sergej ; Александр9 ноября 22:13
Александр, Да уж всё не гладко. Школа должна раскрывать мироусстройство. Прежде всего.

Mac9 ноября 19:16
К сожалению, за тридцать, да наверное и более, лет наше общество не имея никакой идеи, свалилось в чуждые нам потребительские ценности. Причем, это происходило отнюдь не стихийно, но целенаправленно. Элитам и прочим "хозяевам жизни", равно как и на западе, совсем не выгодно, чтобы все поголовно были умными, ибо с ними сложнее, чем с безграмотными, ну, или малограмотными...
Что же касается учебников, то это тоже большой бизнес. Везде бизнес...К сожалению.

Зера Черкесова ; Mac9 ноября 19:21
Mac, Да, вы правы...

Зера Черкесова ; Зера Черкесова9 ноября 19:22
Зера Черкесова, Но дорогу осилит идущий. Начинать с себя, подавать примеры, заражать энтузиазмом, глядишь, и подтянутся..а в общем что-то уже и меняется в атмосфере общества и руководства.

Mac ; Зера Черкесова9 ноября 19:39
Я тоже оптимист и тоже искренне рассчитываю, что не все еще вымерли, кто бы мог подавать соответствующий пример.

Валериан9 ноября 20:01
:clap: :clap: :clap:

Зера Черкесова ; Валериан9 ноября 20:07
Валериан, Благодарю!



 21.11.2023 21:51



https://zera-cherkesov.livejournal.com/594559.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/594559.html - С дополнениями.


Рецензии