Пацанячья жизнь в СССР

Как то не видно нигде про жизнь детей и юношей в ранешной стране. Есть про науку. сельское хозяйство, аграриев, но про племя младое ничего, а обидно. Напишу про себя и мне подобных, ибо хорошо знаю тему. Конечно были и другие группы по интересам, но их жизнь пусть описывают сами.

Про Дворцы пионеров кое что ещё упоминается, хотя редко и неохотно, а жаль — это был пласт развития детского творчества, навыков и интересов самых  разнообразных направлений и увлечений, что могло поспособствовать выбору будущей профессии и увлечений. Мне довелось в пятом классе обучиться азам фотографии, а это не просто навести объектив телефона или мыльницы на объект и нажать на кнопку, это действие было самое примитивное в процессе, а вот дальше нужны были знания и умения, наряду с владением набором для получения снимка на бумаге. Надо было разбираться с химией порошков и растворов для проявления негатива, закрепления и печати кадра на бумагу, а ещё и набора оборудования для всего этого, начиная от бачка для проявки и кончая сложным устройством увеличителя для печати. Всякие ванночки, баночки, красный фонарь, пинцеты и другие мелочи, всё это было у руководителя кружка во Дворце и редко у кого дома из за финансовых проблем большинства населения. Но во Дворце то было всё БЕСПЛАТНО! Да. сейчас звучит фантастично, но тогда для детей и юношества ,было доступно всё. Это главный плюс тогдашней жизни, чего нам никак не светит сейчас, как и в будущем.

Теперь про меня и моё окружающее пространство. В восьмом классе у нас в школе появилась молодая женщина и стала набирать кружок Юных туристов, куда я записался первым, что и определило мою жизнь. Женщину звали Зинаида Михайловна и была она инструктором методистом Центральной Детской Экскурсионно-Туристской Станции (ЦДЭТС), при Министерстве народного образования. Если Дворцы пионеров подчинялись ОНО (отдел народного образования), то станция управлялась напрямую министерством,  поскольку основная забота её была в подготовке методик преподавания теории и навыков учителям средних школ. Все учителя обязаны были, кроме основного своего предмета, ещё вести внеклассную работу с учениками, а по данной теме ЦДЭТС работала с географами, историками,биологами, физкультурниками и трудовиками, обучая их по программам подготовки туристов. Туризмом тогда считался только активный отдых, а не экскурсии, валяние на пляжах и походы по барам и ресторанам. Шопинга не было и близко, поскольку покупать было нечего, а что было, то без выбора, зато в очередь. Вот куда меня занесло, записавшегося в кружок к ЗинМих, как мы её звали с любовью.

Итак, стал я туристом и Юным геологом к тому ж, это по узкой специальности. Специализации были как внутри кружка, так и по специальности инструктора-методиста, поскольку ими были преподаватели разных направлений. Но эти специализации были условными, просто каждый получал задания на практику по своей теме, а  основное было походы, навыки выживания. Кулинария на костре, быт без комфорта — всё то что лежит вне поля цивилизации. Надо сразу пояснить для современных читателей, что с десяти лет мальчики и девочки уже многое умели делать по дому и уверенно пользоваться ножовкой, топором, а уж с ножами были все на ты. Сейчас я иногда сотрудничаю с кружком юных туристов СОШ 96 Краснодара и поражаюсь отсутствию элементарного владения кухонными приборами. Даже в 14 лет дети не могут пользоваться ножом. Разжечь костёр, приготовить элементарное блюдо для себя и членов семьи. Правда есть и исключения — дети из так называемых неблагополучных семей, а попросту семей бедных финансово, всё умеют, а вот дальше только уровень покупки фастфуда в точке. Вот с такими детками приходится сейчас заниматься преподавателям и руководителю кружка.

Опять про ЦДЭТС. В мою пору директором был Гапоненко Василий Михайлович, историк по специальности, завучем Шевченко Лидия Васильевна. географ, методисты Вдовкина Зинаида Михайловна, почвовед,  Савченко Лариса Кондратьевна географ, остальных не помню уже. К станции была прикреплена автомашина, бортовой ГАЗ 51, которая нас забрасывала на маршруты, если туда не ходили рейсовые автобусы. Станция имела свой бюджет на обеспечение продуктами на походы, на проезд рейсовыми автобусами, на командировки методистов по работе со школами в пределах республики, а так же на проведение многочисленных соревнований по технике туризма, как внутри системы министерства, так и городских и республиканских, когда наши команды и судьи в них участвовали. Помню аврал по спасению исторического наследия доисторической культуры на территории современной Киргизии, вывоза балбалов (каменные изваяния древних личностей с непременной рюмкой в руке) с территории Кеминской долины. Решением ЦК КП Киргизии, всю долину решено было засадить сортами элитного картофеля, а для этого всю плоскую территорию долины,  надо было распахать и убрать с будущих полей все камни. Минсельхозу не было дела до каких то исторических ценностев и они кинулись воплощать планы партии в жизнь. Как то прознав про эту акцию, историческая составляющая науки подняла вайдот и клич «спасай пока не поздно», поднял в том числе десанты пацанов из ЦДЭТС и СШ №10, где уже был исторический музей, на вывоз артефактов в безопасные места. Десант при помощью нашего грузовика с задачей справился, пока поля распахали и окультурили, проснулись и государственные тугодумы в лице музеев и министерств. Оно, конечно, правильно, легче отнять и отобрать спасённое уже в черте города у школ и ЦДЭТС, чем как то организовать процесс аж за 100 км от кабинетов.
Так я в этой станции и стал своим активистом и к окончанию восьмого класса уже имел опыт многодневных походов, спортивной квалификации на второй юношеский разряд и звание «Руководитель походов выходного дня».С таким багажом я пошёл в ГорПТУ №4 на дальнейшее обучение по специальности «Слесарь ремонтник промышленного оборудования», с общественной нагрузкой руководителя секции туризма в системе «Трудовые резервы» ВС ДСО Профсоюзов. Следует напомнить, что на все эти мероприятия ГОСУДАРСТВОМ выделялись средства и снаряжение.

Часть вторая, послеармейская.
Итак я дома после трёх лет отсутствия в спортивных рядах и тренерских забот. Четыре дня, вместо месяца, положенного по закону для акклиматизации, удалось просачковать и я был насильно рекрутирован на каторжные работы инструктором-методистом ЦДЭТС, с правом руководства двумя группами юных романтиков по 15 подростков, или даже детей в группе. И сразу задачи, сразу проблемы, сразу все прелести службы в системе. Теперь у нас директор новый, по национальности киргиз, по квалификации математик, пошёл на повышение из какой то районной крохотной школы. Узнаю от коллег новые веяния в государственном управлении  - согласно мудрым руководящим инициативам ЦК КПСС, в братских республиках решено отдать руководящие должности не по квалификации и профессиональной пригодности, а  по национальному признаку с главным постулатом — начальник киргиз, все остальные без ущерба для работы абы кто по национальности, лишь бы работа не остановилась. Потому у нас на ЦДЭТС теперь директором учитель математики какой то деревенской школы. Директор нам попался замечательный, в дела ЦДЭТС не вмешивался, показываясь на работе только в дни аванса и получки, да изредка перехватить рубль-другой на «красненькое» в столовке. Правила ЦДЭТС  железной рукой соратница-ученица  супругов Маречек Б.Р.-Бондаренко А.И., Шевченко Лидия Васильевна, держа в ежовых рукавицах штат методистов, как то: Зинаида Михайловна, и Лариса Кондратьевна работали ещё тогда, когда я был сопливым кружковцем станции) Пташникова Ирина Васильевна (пожилая дама с Украины по работе мужа, переехавшая во Фрунзе. Супруг И.В. был собственным корреспондентом газеты «Советский спорт» в Киргизской ССР, Балакин Степан Степанович)
Котлов Евгений, Шуменко Георгий, неразлучная пара, ушедшая от нас на вольные хлеба в свободное плавание и внештатными корреспондентами журнала «Вокруг света», Самышкин Ю., Тарасевич В., Кияшко Н., Швабенланд Вергилия Александровна,ну и кружководы не в штате, человека четыре, кажется. Примкнувшим стал и я после армии с кураторством отдалённых районов, куда не стремилась нога старого, мудрого  методиста. Все районы Киргизии были поделены между сотрудниками по знАчимости их статуса и стажа работы на станции по удалению от столицы, потому как по районам надо было ездить довольно часто, развозя методические материалы и проводя всякие практические мероприятия с работниками РайОНО и преподавателями школ, то в очень отдалённые районы желающих не находилось. А тут я весь такой исполнительный и лёгкий на подъём, отвыкший от жизни вне казармы, готовый на лишения и трудности. Мне торжественно вручили ключи куратора Нарынской области, Баткенского, Тогуз Тороузского и Ак Талинского районов, с правом нести ответственность а насильное внедрение детского туризма в подневольные массы. Эти районы были отдалёнными, дороги туда были в будущем, но самолёт летал везде. Обычный мой рейд выглядел так: На выданном мне персонально нашем автобусике ПАЗ (помните такой однодверный и дверь открывалась ручкой от водителя?) мы ехали до города Нарын, там я собирал, предварительно оповестив по телефону свой приезд, всех причастных и доводил до преподавателей и чиновников последние ЦУ министерства, с раздачей материалов для изучения. Проводил семинары, или что там было по программе и убывал далее, до села Дюрбельджин, центра Ак Талинского района (теперь Баетово). Всё повторялось по предыдущему сценарию, с местными нюансами, далее перелетал уже самолётом до Казармана, оттуда до Баткена, а уже оттуда до Дюрбельджина, где меня ждал Виктор, наш водитель и мы начинали обратный вояж до дома. Иногда можно было проехать до глухого угла Мин Куш, но туда ходил рейсовый автобус и обычно я так на нём и добирался. Посёлок был при урановом руднике и подчинялся Москве, со снабжением всякими ништяками из столицы, на чём я зарабатывал уважение коллег. Если мне не давали наш автобус, я шантажировал начальство отказом привезти всяко разное из магазина посёлка и тогда мне выделяли автобус и заказы с деньгами. Книги бытовая техника, посуда, что то ещё, чего не было в продаже у нас в столице Фрунзе. Если под заказ не хватало денег, по телеграфу в момент высылалась сумма потребная для покупки. Условия командировки были райскими — двухместный номер стоил 1р.20 коп.в сутки с персоны с коврами на полу, с местным телефоном, вкусным буфетом и без клопов. А весной, в конце мая надо было проводить зональные соревнования по спортивному ориентированию и по туристской технике с победителями районных соревнований, которые проводили подготовленные нами преподаватели и чиновники РОНО. Для этого я выезжал за неделю до того готовить трассы и собирать заявки. Потом проводился сам слёт с тридцатью командами по квоте, но обычно было больше вне конкурса. Изюминкой было награждение абсолютно всех, хоть за что то без обид, что ехали ребятишки не зря. Опять же напоминаю, что все расходы покрывались бюджетами школ, райОНО, ОблОНО и нашей ЦДЭТС.
Вот так работала система внешкольного воспитания. Я тут не сказки рассказываю, я тут излагаю фактический материал, имеющий реальные события со мной и моей работой.

Так работала система образования в СССР, что сейчас выглядит фантастически. Всё это воспитывало в ребятах и девчатах жизненные навыки, интерес к новому, знания вне школьной программы не по кино и видикам, а путём познавания всего своими ручками-ножками, а главное головой, чего нет в современной системе воспитания, увы.

Позже в разное время работали в ЦДЭТС наши кружковцы и не только. Кошеляев Володя долго был завучем. Выпускники известные в учёном мире историки Притеева Надежда и Света Варламова, из гнезда Зинаиды Михайловны, как и известный в нашем альпинизме Юра Кудашкин. Сергей Орлов и сейчас работает с ребятишками. Многие уже ушли к последним кострам, но есть ещё живые, на ходу и все благодарны нашим инструкторам и наставникам, что дали нам путёвки в горы, в жизнь, в оптимизм, в романтику, песни, костры и дали неизведанные.


Рецензии