Житие пророка Илии, раёк в 3 частях

раёк для кукольного театра в трёх частях


ЖИТИЕ ПРОРОКА ИЛИИ, раёк для кукольного театра в 3 частях





1. Иезавель, пророк и вороны

"...он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему.
И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.
И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]." "Третья книга царств.", гл.17. ст.31-33.

"И во;роны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.
По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю."
"Третья книга царств", Гл. 17, ст. 6-7.


Иезавель , финикиянка
устроила такую пьянку -
на рог Ваала нижет бусы,
жрецы ей подпевают басом,
в то время, как она босая
танцует , телом потрясая.
И потрясён тем блудом Илия,
и восклицает грозно:" Или я,
или она! Иссохни колос!"-
гремит под сводом храма голос.

То неба гром , то кличь вождя:
"Дотоле не падёт дождя
на пашню в сей земной юдоли,
пока не сокрушите идола!
Пока быка из злата кованного
не свергните...И в том диковинного
нет ничего - таких же кар
заслуживает и Иштар,
чьи напоказ живот и перси...
Пусть ассирияне иль персы
ей молятся, или халдеи,
но только всё ж-не иудеи!"


И так изранен весь Израиль,
одуматься уже пора ей,
а то не долго до беды,
уже в колодцах нет воды,
и остаётся -уколоться-
и трупом лечь на дно колодца.
Иерихонских что ли труб
она желает! Царь так глуп,
что стрит новый храм Ваалу,
или ему готовых мало!
Хоть люд буди. Хоть сам ори я,
царя не сбросит Самария!
А зря!Такого бы царя
пора отправить за моря!


Иезавель велит Ахаву,
чтобы снискать земную славу,
пророков сонмы извести,
и сжечь их кости в извести.
А царь Ахав ей не перечит...
Пускай чего-то там пророчит
безумец среди бела дня-
ему готова западня,
а чтоб краса-царица видела,
как любит муж-повсюду идолов
он ставит в храмах иудейских-
и финикийских, и халдейских.
Сидит на троне дщерь сидонская,
планируя дела содомские...
"Она Ваала Изваяла!" -
в народе ропот. -"Всё ей мало!"
Она нас мяла и ломала,
как будто в жатву долгий лён.
Ей блудодействовать не лень!"

Шлёт Илию Господь в Сарепту...
Народ в Сарепте ел сурепку,
хлебал водичку уз ручья...
И все подумали: ничья
в борьбе его с Иезавелью,
пророк исполнил божью волю...
И подкаблучнику Ахаву
ничья принадлежит по праву.
Судачили копейщик с лучником,
что может быть оно и лучше,
что миром кончился скандал
и в храме так же всё-Ваал.
«Ему сандал и мирт, и мирро,
и в жертву овнов – всем-то миром!»
«Что происходит во Вселенной?
Вчера фелистимлянин пленный
возлёг на жертвенный алтарь,
как то бывало только встарь!»


…Но ворон уронил перо
на белый мрамор и "Пора!"
он каркнул Илии пророку,
то не указов -лыко в строку,
с которых никакого проку,
а глас небес..."Теперь бичуй,
прервав позорную ничью...
А я испепелю их зноем,
каков мой гнев они узнают,
когда погибнет урожай!"-
так произнёс Бог, угрожая.
Ну а , возвысив голос, Илия
лишь приложил к тому усилия,
чтоб слышащие да услышали
о том, что передано свыше.


В ответ - Ваалу и Иштар
Иезавель молилась...Стар
и млад ягнят тащили, овнов, козлищ,
быков…А то ведь - не заколешь
скота для жертвы, ну так что ж,
тогда ты сам пойдёшь под нож,
и окропишь копыта идола...
И тем ещё царица выдала
себя, что мазала сосцы
и щёки...И волос концы
в кровь жертвенную окунала.
Судачили, что рог Ваала
разъёмный, в чрево затолкав,
стонала, страсти возалкав.
И так вот с рогом межу ног
её любой увидеть мог,
и вместе с храмовыми жрицами
они тогда светились лицами,
и возносились к потолку,
как дым, но только без толку!
В том не было ни мины проку,
не навредило то пророку.


Не извела Иезавель
святого...Птица журавель
глотала жаб, давясь вот так же...
Господь два ворона на страже
поставил, чтобы волос даже
не мог упасть с главы Илии
хотя решалось "или-или"...
Но берег илистый потока
стал хижиной его до срока,
подушкой камень, как скрижаль,
несокрушимый...Было жаль
Иезовели. Свой кинжал
она точила острой злобы,
но в зоб её не лезли жабы.
Пророку вороны носили
и хлеб, и мясо. Птицы были
снаряжены Предвечным Яхве,
чтоб были страстотерпцу яства.

Танцуя, Иезавель визжала
и , говорят, осиным жалом
торчал из под полы кинжал,
так ей Ваала было жаль,
что верьте в это или не верьте,
пророка наколоть на вертел
она была готова, сжалясь,
и преподобного изжарить.

С осиной талией, босая,
вдруг обернувшися осою,
она , жужжа, неслась- в пустыню,
но это все, конечно, втуне.
Всё всуе… Не найдя пророка,
она не извлекла урока.
И рог пустой воткнув на место,
кричала : «Бога я невеста
к тому же я жена царя,
а ты никто! Подохнешь зря,
когда узришь -кто всё же Бог-
когда рога вонзятся в бок,
и я -наложница Ваала-
восторжествую, как бывало!"


2.Чудо с опресноком и оживление отрока

"И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.
И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои." "Третья книга царств", гл. 17, ст.10-11.


И вот они- Сарепты стены,
от голода бродя как тени,
смиренно стонут сурептяне,
но не помогут египтяне,
где в закромах полно зерна,
а тут бродяга-вот те на!

Превозмогая глад и хворость,
мамаша собирает хворост,
чтоб изготовить опреснок,
а- помогает ей сынок.
Он со всех ног бежит к мамаше,
он издали рукою машет,
вдали завидевши пророка.
К ним -от иссохшего потока,
сандалиями пыль взбивая,
в короне солнца голова его,
плывёт он-вроде миража…
То был он меньше мураша,
а то дорос до Голиафа,
которым возгордилась Яффа,
но сокрушил его Давид.
Такой же грозный он на вид
и в то же время наг -и жалок.
Колтун волос да полушалок.
Прикрыто темечко тряпицей
и просит он воды напиться.
Вот только что был стаей птичьей
и вдруг сменил свое обличье.
Но весь ещё трепещет перьями,
очами -угольями вперясь…
И весь прозрачен, словно дым-
и всякий запирал свой дом,
чтоб обречённого не видеть,
кто ж с оборванцем дружбу водит?…
Он в струпьях весь. Покрыт паршой.
Шипят ему; «Пошёл! Пошёл!»
Не на осле он даже. Пеший.
И блеет: «Накорми лепёшкой!»
Одежды рваные-в репьях,
хитон -подобие тряпья.
И посох-то-не посох, палка!
Ну а мамаше его жалко.

Но чем ей накормить бродягу?
Такая, слышь, в бадье бадяга!
Муки осталось- на лепёшку,
вчера с сынком доели крошки...
Пора дождю пойти, пора,
уже иссяк ручей Хораф,
и масла так в кувшине мало,
что не задобрить им Ваала!
И ни дождинки. Слёзы вдовьи-
и те иссякли. И коровьи
глаза вдовы -как две звезды-
предвестницы большой беды.
Земля вся в трещинах. Воды
ей не дождаться. Чахнут злаки
и предвещают Зодиаки
конец зловещий, час последний
для городов и поселений.

Но говорит пророк вдове:
«Давай нести дрова вдвоем!
…В кувшине не иссякнет масло,
да и муки не будет мало,
и хватит нам на много дней,
хотя осталось лишь на дне…»
И вот уже её сынок
за обе щёки опреснок
ещё горячий уплетает-
и масла, и муки -хватает.

Но тут же новая напасть,-
Костлявая, разинув пасть,
косой на сына замахнулась,
душа мальчонки встрепенулась-
и каплей масла из кувшина
вдруг вылилась из тела-и на
крылах, зависнув, -сразу ввысь
уже как будто эту весь
покинуть спешно собиралась,
вдове оставив только малость
муки в бадье да слёз ручьи.
Сын мертв! Кричи иль не кричи-
Увял росток, лоза зачахла,
и в доме ладаном запахло!
«Вот чем твой Бог благодарит!»-
вдова пророку говорит.-
«Уж если б наперёд я знала,
я б жертву принесла Ваалу…»
И , возроптав, уже проклясть
была готова, но напасть
Илия встретил , словно воин…
Проклятья , плач и вдовий вой
слились в поток…А он собой
накрыл мальца, как то бывало
и Ависага согревала
Давида мерзнущего встарь-
и сотворил Небесный Царь,
свое очередное чудо …
Душа ребёнка из сосуда
уже излившись, вспять вернулась,
жилищу своему верна.
Так из зерна росток выходит
и в поле рожь весною всходит,
хоть даже засухой прижгло,
лишь только хлынет дождь назло
палимому жаровней зною,
чтоб землю напоить водою.
Чтобы удоем молока
корова , тучные бока
набивши сочною травою,
мотала сыто головою,
и к вымени телёнок льнул,
и влаги бы хватало льну
и ячменю, и чечевице-
и благостью б светились лица.
И с путником мог поделиться
любой, румяною лепёшкой,
коль постучится кто в окошко.

3. Состязание на горе Кармил

"И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных];
пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу;
и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо, [пусть будет так]." "Третья книга царств", Гл.18, ст. 22-24.

От ярости сидонской дщери
пророки прячутся в пещере,
но Илия идёт к Ахаву,
чтобы потешится на славу
над идолами рощ дубовых,
каких не терпит Иегова…
«А-а! Это ты, по чьей вине ,
мы нынче по уши в говне!
И скоро все попередохнем,
из-за таких, как ты, пройдоха!»
«То не моя вина, твоя!-
пророк ответил , не тая
камней за пазухой хитона,
и произнёс такой вот хит он, а
ну Ахав ему внимал,
и вмиг наштырил рог Ваал,
да и зловредная царица
лицом , слышь, стала просто львица.
«Не помогла тебе Иштар!
И бык во храме. Млад и стар
Несут им жертвы -всё без толку,
вот так овец доверить волку
пасти, надеясь на приплод…»-
«Замолкни, мерзкое трепло…
Мне нужен дождь! Земля иссохла.
Любимая кобыла сдохла.
И вот уж сколько тяжких дней
все колесницы без коней…»
« Дождя желаешь? Что ж давай
жрецов Ваала созывай
и похотливых жриц Астарты,
и как скомандуешь им «Старт!» ты,
пускай на жертвенник вола
возложат , где ещё зола
тепла вчерашних всесожжений,
мужи узреют пусть и жёны,
у тех жрецов и у меня,
что под дровами нет огня…
Помолим Бога, чтоб зажег,
Посмотрим же каков итог…»

Гора Кармил корме подобна
ковчега Ноева. Удобно
здесь жертву принести богам.
У жертвенника шум и гам.
Жрецы поют, танцуют, скачут,
ножами себя колют, плачут…
«Ну, ну! Сегодня вы в ударе-
Вас твари каждой здесь по паре.
Но это вам не Арарат-
и истина сия стара,
но боги ваши вас не слышат,
железо с глиною -не дышат…
Ваал -внутри пустой, как бочка ,
Иштар – его родная дочка.
Она-подобие горшка,
и в межуножьи пирожка
прообраз …а живот , как блюдо-
вместилище греха и блуда.
Куда девался ваш Ваал?
Ваших молитв не дожевал
такую пресную кормёжку
и из подхвостия лепёшку
на головы вам уронил,
на этой вот горе Кармил.
Иль спит ? Объелся опресноков?
Кричите ж громче…Он проснётся!»

Илия воду на дрова
льёт изобильно-раз и два
и три - так ,что течёт ручьями,
сопровождая то речами
насмешливыми в адрес идолов-
все видели. Себя не выдали
присутствием Иштар с Ваалом,
хоть издевался он немало.
Жрецы , танцуя, -топ да топ.
Пророка жертвенник -потоп
уже всемирный -не иначе,
вдова и мальчик горько плачут:
«Ну как же Бог огонь зажжёт,
когда всё, всё насквозь промокло…
Над Илиею меч Дамоклов
Завис, как то у фелестимлян
и греков, грех уж ты прости мне,
выслушавшему столько лет:
Зевеса, мол, в помине нет!
А есть лишь Яхве , только Яхве.
Уж он- то силу свою явит!

И то не волею Зевеса
возникла в далеке завеса
из облачка в пророков след…
И ахнул иудейский люд.
И , как гроза в начале мая,
у Тютчева…Стрела кривая
с небес на жертвенник упала,
быка пожрав ужасным палом…
Гром. Пар. И царь Ахав на пару
с царицею дивились жару.
И ахал царь Ахав , и охал:
"Вот так пророк!Вот так пройдоха!"
Такие фокусы! Неплохо.
Ни дать ни взять - колдун,факир.
Ну а на вид и наг, и сир.
Но всё же иллюзиониста
Иштар не тронула-монистами
шаманскими гремя:"Обман!
его египетский Амон
пренепременно покарает..."
Но жертвенное догорает...

С царём царица- в колесницу
иль это Илии лишь снится,
как Елисею с Моисеем-
мелькают спицы в колесе-
возносится пророк на небо-
вот так бы вознестись и мне бы…
То прям-таки кессонный сон,
жрецы пошли на корм в Кессон,
понятно, рыбам. Вдруг взбурлил
поток иссохший-ливень лил.
Пророка меч рубил жрецов-
мерзавцев этих и лжецов.
четыре сотни с половиной!
Потоки вод неслись лавиной
смывая руки, ноги, головы,
служителя Астарты голого,
а Илия рубил, рубил,
и всех , как есть, он перебил,
как и дубы в священной роще,
и .видел , что народ не ропщет.
То не царицыны мониста
звенели...В фильме "Коммунист"
звенел топор с тех пор...Права
история...Нужны дрова
для жертвенника всесожженья,
пока Земля вершит круженье...

И распрямляет стебель злак,
и умным выглядит дурак.
И сыты все -скоты и люди,
и ты, и овны, и верблюды.
И караванщики, купить
готовы брата…Есть и пить
есть что- и самым ярким фоном
Иосиф – в дружбе с фараоном…
Министр! В монистах вся-Есфирь…
И слава Иудеи вширь
Разносится…И утром рано
в пещерах потайных Кумрана
нам найденные для урока
те свитки с житием пророка
нежданно явятся в горшках,
как строки эти вот-в стишках.


Рецензии