Гришка Самозванец или двоеверец на троне Рюрикович

Григорий Отрепьев был личностью неординарной, ведь он единственный из самозванцев, который захватил престол и удерживал его около года.

Источник: Яндекс-картинки.
Григорий не был безвольной куклой поляков, бояр и католических монахов. Наоборот, он как раз таки долго водил их всех за нос. Официально считается, что Отрепьев принял католичество, но при этом окончательно не порвал и с Православием. Вот в этом и вся загвоздка. Скорее всего, он был арианином, исповедующим то, что Исус был всего лишь лучшим из Божьих созданий.

То, что ариане к тому времени давно исчезли, является не более чем вымыслом. В Польше, куда сбежал Григорий, была очень большая доля ариан тех времен (17-й век). Вот к ним самозванец и приобщился. Существует доля вероятности, что ариане были протеже Гришки на пути к польской знати и двору. Да и на Москве, скорее всего ариане не перевелись. Грозный царь в свое время имел арианские взгляды.

Официально считается, что Григорий, выдававший себя за Димитрия, народу не понравился. Носил польские одеяния, брил бороду, вводил польские обычаи. Но тогда как быть с тем фактом, что когда бояре решили его "сместить" народ к этому действу не подключили. А ведь глас народа, глас Божий. Из этого я могу сделать вывод, о том, что ненависти у простого народа к Гришке не было. Это потом писатели-беллетристы напишут, о недовольстве народа самозванцем.

Бояре тогда крикнули: "Поляки хотят убить царя!" И москвичи побежали спасать царя, который им был явно по душе. А вот заговорщики, как раз таки в это время пошли убивать Отрепьева.

Теперь про то, что якобы Григорий был ставленником ляхов. Да поляки помогли ему, дали войско, денег. А он что? Он всего лишь пообещал им и то и се, а по факту ничего значимого. Ни земель, ни введения католичества. Не собирался он с ними делиться, самому было нужно. Почти за год своего правления Григорий не уступил ляхам ни пяди Русской земли, да и введением католичества он не неволил народ. Иначе я думаю, и месяца бы не продержался. Зачем ему было делиться русскими землями, если он собирался здесь править и наследников оставить?

Боярам тоже не удалось с Гришкой договориться. Он не стал их куклой. Видимо поэтому они решили его убрать, а вовсе не из чувства патриотизма.

Заговор на начальной стадии практически провалился. Верная стража и Басманов предотвратили покушение на Отрепьева. Но в последний момент, когда Басманов уговаривал заговорщиков разойтись, некто Татищев ударил того ножом в спину. Даже после прыжка из хором, с высоты 10 метров, когда Гришка вывихнул обе ноги, его все же не дали убить, верные ему стрельцы. Но тут появился некий Мыльник-купец, предприимчивая натура. Он, недолго разглогольствуя, выстрелил самозванцу в лоб. Дальше его добивала толпа.

Ну ,а что же с арианством? Известно, что покровителями Самозванца при польском дворе было семейство Мнишков. Отец будущей русской царицы, Марины, Юрий Мнишек, был, конечно, еще тем прохвостом, не имевшем ни чести, ни совести. Веру менял как перчатки лишь бы иметь выгоду. Род Мнишков происходил из Чехии, поэтому Марину считать полячкой как то не с руки. Но что еще более интересно, так это то, что ее мама – Ядвига (Гдвига) Тарло была из арианской семьи. Такого же вероисповедания придерживалась и вся ее семья. Сестра Юрия Мнишка, также была замужем за арианином Стадницким. В то время ариане в Польше вероятно не считали себя полными поляками, а скорее русскими. Это следует из того, что когда их официально запретят в конце 17-го века в Польше, они поедут в Русское царство, а не куда-нибудь еще.

Не удивлюсь, что мама Марины прививала ей арианское мировоззрение. Но вот папа? Фанатизм Марины Мнишек в вопросах католичества, скорее всего, был ширмой. Вся семья была переплетена с арианством или православием . О конфликтах Марины и Юрия со своими родственниками неизвестно. Более того, как Юрий Мнишек, так и его дочь Марина были скорее образцами разврата, а не приверженцами католического благочестия. Так в чем же причина, такого ее рвения? Гетман Станислав Жолкевский писал о Мнишке, что:

«...из честолюбия и корыстных видов решился он покровительствовать и ввести на царство Московское московитянина Гришку, сына Отрепьева, который обманом назвался царевичем Московским Дмитрием Иоанновичем... С помощью лести и лжи, которые были орудиями его действий, и родственника своего ксендза Бернарда Мациевского, епископа Краковского,…, он достиг того, что король явно стал благоприятствовать этому делу и смотрел на оное сквозь пальцы...».
Получается такая ревностная и фанатичная любовь к католицизму проявилась у Марины по причине и под влиянием ее отца, ну и конечно же из-за честолюбивых и корыстных мотивов.

Смелое предположение: не было ли тайного сговора между Мариной и Григорием, как истинных ариан, которые и не собирались делиться ни землями, ни властью и богатствами, как с поляками, так и с боярами.


Рецензии
Интересно, история всегда захватывает.

Дмитрий Викторович Васильев   06.06.2024 15:02     Заявить о нарушении