Картинки малоросского быта и колдовские байки Майс

 Картинки малоросского быта и колдовские байки

"Майская ночь", опера Римского-Корсакова, концертный зал, Мариинского театра, 20 ноября 2023 года

Чтобы понять, что Римский-Корсаков любил повести Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", особенно историю про панночку - "Майская ночь", не требуется никаких слов, достаточно послушать музыку его оперы. Такое обилие красивых лирических мелодий, народных напевов, зажигательных плясок и хоров, острого юмора и искрометного гротеска, сдобренных задушевным стилем гоголевского повествования! Пожалуй, это самая мистическая и самая украинская опера Римского-Корсакова, для которой он написал и либретто. Ведьмы, утопленницы, русалки, пьяные казаки, которым всюду мерещится нечистая сила, девушки, которые заслушиваются страшными росказнями, взрослые мужики, взахлеб травящие всякие небылицы, ловля чертей там, где их нет, русалочьи хороводы лунной ночью под переборы бандуры парубка Левко и извечный залихватский гопак с прыжками, "топаньем и свистом" - чего только ни собрал в этой опере самый плодовитый русский композитор из знаменитой "могучей кучки"! Тут в первую очередь, конечно, в сюжете Гоголь постарался с его тягой одновременно любоваться и понасмехаться над всякой мистикой и чертовщиной. Его сказочную историю "Майская ночь или утопленница" Римский-Корсаков как раз очень точно и воплотил в развеселой лирическаюой опере с ее главным хитом - чарующей песней Левко "Спи, моя красавица, сладко спи!" и прекрасным удалым хором с солирующим Левко, завершающим первое действие. А еще подкупает замечательный дуэт Ганны (Ирина Шишкова) и Левко (Александр Михайлов), его рассказ о трагической судьбе панночки, ставшей русалкой, о ее мачехе, затесавшейся под видом русалки среди ночных дев глубоких омутов. Очарование страшных сказок, милые мечтания молодых влюбленных, забавные рассуждения Ганны об ангелах, взирающих на них с небес под видом звезд, о высоченном дубе, по которому сам Бог спускается к людям в святочную неделю - все бережно, с любовью воплощено композитором в напевных мелодиях, обработанных подлинных народных украинских напевах и плясовых ритмах.
Очень удачный подобрался в этом спектакле исполнительский состав: дирижер – Роман Леонтьев,
Левко – Александр  Михайлов, Ганна – Ирина Шишкова,
Панночка-русалка – Наталья  Павлова.
Колоритны в комических ролях были Михаил  Колелишвили (Голова), Николай Каменский (Каленик) и Андрей Попов (Винокур).
"Винницу поставить и вино делать", - важную задачу для подгулявшей компании должен был решить Винокур, наладив производство горячительного на месте старого панского дома, где и шалили русалки.
Очень показательна сцена назойливого ухаживания за Ганной Головы, самого важного человека на селе, поставленного комиссаром следить за порядком - все должны его слушаться. Но Ганна без колебаний его отвергает да еще и стыдит, что не гоже ему в такие почтенные годы за молодыми девушками ухлестывать! Стыдно это! И никакие посулы, обещания дорогих подарков на нее не действуют! Высмеивают его и сельские парубки, вдохновленные Левко, которому Голова, его отец, не дает жениться на Ганне. Они распевают насмешливую песню про любовные заходы Головы. Левко недоволен решением отца, но ослушаться отца не может. Да, в селе не забалуешь! Все правильно расфасовано! Здоровое нравственное начало все ставит на свои места: "Не живи, как хочется, а как Бог велит!"
Но все разрешается буквально волшебным способом - русалочьи чары рождают приказ комиссара, предписывающий Голове женить сына на Ганне и замостить дорогу к приезду начальства. И приказ надо выполнять! Молодые счастливы! Зрители тоже!
В спектакле бережно точно воссоздан замысел композитора, для которого самым важным было максимально сохранить колорит повести Гоголя, ее национальные краски, мистическое очарование и мягкий юмор. Живая картинка народной жизни, расцвеченная ведьминскими историями и колдовскими байками, - вот что дарит нам предложенная постановка оперы "Майская ночь" (режиссер-постановщик – Александр Маскалин, художник-постановщик – Сергей  Грачёв, художник по свету – Камиль Кутыев). И публика явно по достоинству это оценила, бурно и долго аплодируя артистам в конце спектакля. У меня опера оставила приятное светлое чувство эстетического удовлетворения.


Рецензии