Маргарита Морозова

Если в  атомном наукограде Обнинске вы поинтересуетесь самой известной местной достопримечательностью, то вам, скорее всего, не укажут на первую в мире АЭС, не похвастаются разнообразными реакторами и многочисленными НИИ, а повезут к довольно изящному старому особняку в стиле "русский модерн",  что на городской окраине, отрекомендовав его коротко и несколько загадочно "дачей Морозовой". Кто такова - даже в насквозь научном городе не каждый в курсе. Хотя сама "дача" знаменита вполне.

Известно, что до революции была связана с Мамонтовыми и  Морозовыми - их в истории множество. До этого - с Обнинскими. Здесь работали Серов и Коровин,  писал Андрей Белый, сочинял Скрябин, гостил Поленов. Какое-то время здесь была размещена школа педагога-новатора Шацкого. Во время войны - отсюда фронтом командовал Жуков, после - ядерными делами советские академики. Но в истории изящный старинный  особнячок так  остался под именем недолгой его хозяйки Маргариты Кирилловны Морозовой (1873-1958 г.).

Хоть и с колоритной мамонтовской родословной, а  начинала Маргарита золушкой. Бурный  отец  накуролесив по Европе и растратив весь капитал, рано свёл счёты с жизнью. Мать, чтобы прокормить двух дочерей Маргариту и Елену,  не кланяясь при этом могущественной родне, организовала в Москве пошивочную мастерскую.   Уповали на  сдержанность и просвещение: музыка, иностранные языки, книги. В выходные обедневших принцесс принимали в доме блестящих родственников - Третьяковых. Главным магнитом, естественно, была галерея. В памяти сестер  останутся "Неутешное горе"  Крамского, "Княжна Тараканова" Флавицкого, "Не ждали" Репина.

В 18 за золушкой приедет принц - могучий, шумный и талантливый молодой московский миллионер Миша Морозов, наследник богатейшего морозовскрго текстильного дела. Неприметная золушка расцветет в прекрасную принцессу, ослепляя красотой московский свет, умом - университетскую профессору, проникновенностью и участием - лучших художников и сочинителей рубежа веков, щедрым покровительством - самые благородные просветительские начинания начала прошлого века.

Главнейшее из них - проникновенное участие в главной страсти мужа - коллекционировании шедевров живописи. Миша, а потом и его брат Иван буквально заболели этим делом - упрямо опустошая свои кошельки на лучшие полотна. Так в доме Маргариты Кирилловны поселятся ставшие в последствии бесценными полотна пока ещё мало кому известных Гогена, Сезанна, Мунка, Ренуара, Левитана, Врубеля. Последнего, скажем - знаменитая "Царевна-Лебедь", купленная Мишей Морозовым у скромного автора всего-то за триста целковых. Или - Ренуар и его бессмертная"Жанна Самари": также навсегда прописалась в России с лёгкой руки (точнее  - лёгких рук) блестящей четы Морозовых.

Всего 84 художественных шедевров останется после раннего ухода мужа в руках Маргариты Кирилловны. Их она не замедлит завещать Третьяковке, оставив лишь малую часть в пожизненное пользование себе с  последующей передачей в дар России. Те, впрочем, Россия сама в скорости у меценатки отберёт, став после 1917 года советской. И картины отберёт, и дом, и капиталы, точнее те самые средства, что Маргарита Морозова неустанно жертвовала на поддержку писательского, издательского, научного, музыкального и живописного дела.

В её культурно-просветительской орбите вращались изысканный  Скрябин, и модный Андрей Белый, погрузившиеся в  философствование  Соловьев и Трубецкой,  синтезировавшие этот процесс с православием -  Булгаков и Флоренский,  нащупавшие пути  в импрессионизм - Серов  с Коровиным, не обходил изящный круг друзей  Поленов. Молодая богатая  вдова организует издательство "Путь", выпуская в нем лучшие  труды  русских философов "серебряного века". Спонсирует журнал "Вопросы философии и психологии", держит общественно-политическую газету "Московский еженедельник".  Финансирует школы, музеи, приюты. "Удивительная по уму и вкусу женщина, - писал о ней Василий Розанов. - Оказывается не просто "бросает деньги", а одушевлена и во всем сама принимает участие. Это важнее, чем больницы, приюты, школы".

С неё пишет портреты Серов. Сначала, правда, с её могучего супруга - умелого текстильного дельца и ярого коллекционера Миши, в полный рост, как с полководца. Потом на пару с Коровиным - с ещё более фанатичного приобретателя картин и ещё более знатного заводчика  -  брата Ивана. Правда, уже менее парадные и куда более проникновенные,  сидящем за столом в тихом раздумье. Между тем изящество кисти Серова доходит до пиковых вершин именно в изображении самой совершенной и грациозной модели из морозовского семейства - Маргариты Кирилловны. Чтобы в конечном итоге блеснуть шедевром русской живописи, обессмертив  имя её любимого сына - маленького Мики. Его нежный образ кисти гениального Серова станет одной из ярчайших и самых притягательных звёзд экспозиции Третьяковской галереи.

Революция пройдет катком по семье Морозовых. Состояние рухнет.  Дети спасутся за границей. Из четырех детей с обнищавшей меценаткой останется лишь младший сын Мики. Бывшая миллионерша будет снимать углы, в т.ч. в одном из  реквизированных своих особняков, что отойдет в итоге датскому посольству.  Посол не сможет не принять участие,  предложив датское гражданство некогда блестящей меценатке. Та наотрез откажется, сославшись на невозможность расстаться с родиной. А та в свою очередь  ничего другого не сможет Маргарите Кирилловне предложить, как снимать под старость лет холодную дачу в Лионозове и лишь за год до смерти, к её 83-летию, выкроить для ярчайшей звёзды "серебряного века"   50-рублевую пенсию и малогабаритную квартиру где-то на окраине.

Алексей Мельников,
Калуга.

На иллюстрации портрет Маргариты Морозовой кисти Валентина Серова.


Рецензии
Предыдущий рецензент отметил, по итогу прочтения, что несправедливо, мол. Да, вполне может быть. Даже спорить не стоит. Но...
Так ли это важно было самой М.К.? Она осознанно осталась на Родине. И для неё, думаю, важным было именно это. А совсем не отношение к ней новой власти.
Мне кажется, именно так. Но спорить не буду.
P.S. Леша, если разрешишь, по паре моментов относительно редактуры - в личку.

Константин Кучер   22.11.2023 10:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.