Алена Конева. Молодежный проектный офис

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Автор: КОНЕВА Алена Игоревна, Председатель молодежного координационного совета Молодежного проектного офиса «Гражданских инициатив», Заместитель руководителя по патриотическому воспитанию Молодежного волонтерского (добровольческого) центра ООС «Инициатива», г. Екатеринбург, Россия

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ:
МОЛОДЕЖНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ОФИС «ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ»

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный гражданин общества.
Молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д.

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума.

Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы.

Сегодня усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности.
Так, постепенно нивелируются ценности труда и образования, выбора и самоопределения жизненного пути, чести, совести, сохранение здоровья социального и физического, психологической устойчивости в среде молодежи в «эпоху бифуркации» мы приближаемся к границе «самоистребления».

Пути решения проблем молодежи на современном этапе развития должны состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах, но и на деле. Власти должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки – это и есть будущее страны и его социальный капитал. Социальный капитал – это взаимное доверие, чувство солидарности и ответственности за состояние общества и способность объединиться на добровольной основе для достижения совместными усилиями общих целей. Наряду с человеческим потенциалом социальный капитал является ключевым ресурсом развития.

Поэтому молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от взаимонаправленных действий общества и государства. Речь идет о государственной молодежной политике и социальной работе с молодежью.

Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствование общественных отношений является эффективная государственная, в том числе и молодежная политика.

В целом за последнее время единственным ФЗ, посвященным собственно молодежи, стал закон, снизивший возрастной порог для привлечения молодежи к общественно-политической жизни, дав молодежи возможность всей страны участвовать в местных выборах, начиная с 18 лет (2009 г.). Полезный, но не базовый.

Несмотря на то, что в настоящее время существует большой массив нормативных актов (федеральных и региональных), направленных на реализацию прав молодежи и развития государственной молодежной политики (ГМП), регулирование в этой сфере ограниченно именно потому, что правовые нормы содержатся в нормативных актах разного уровня и различной тематике. Они не имеют единой концептуальной основы, у них отсутствует единый понятийный аппарат. Отдельные правовые акты были приняты еще в 90-е годы и в силу значительных изменений за это время не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики (основным законодательным актом и сегодня остается постановление Верховного Совета РФ 1993 года - «Об основных направлениях государственной молодежной политики»).

10 февраля 2016 г. состоялось первое заседание Государственной Думы, на котором обсуждали будущее закона о современной молодежной политике. По мнению Минспорттуризма и ряда специалистов области ГМП, отсутствие «Закона о молодежи» создает серьезные препятствия в осуществлении Правительством РФ полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью.

Поэтому новый Федеральный закон должен установить и определить цели, задачи, принципы, основные направления и меры реализации ГМП в целях создания социально-экономических, правовых и организованных условий, а также гарантий для социального становления молодых граждан, развитие и реализации потенциала молодежи в интересах страны.

Необходимо законодательно закрепить на федеральном уровне общественные отношения, сложившиеся в процессе реализации ГМП между органами государственной власти и местного самоуправления, различными молодежными структурами, молодежными общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами, а также создать единый понятийный аппарат для того, чтобы унифицировать процесс отраслевого законодательства.

Разработать механизмы стратегий и закона о молодежной политике, которые должны обеспечить прямое взаимодействие с молодежью:

1. Создание системы молодежных проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной политике, на примере нашего проекта «Молодежь- Инновации- Будущее»;
2. Разработка и реализация в жизнь единых федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи, на примере нашего Молодежного проектного офиса «Гражданских инициатив»;
3. Привлечение на конкурсной основе в качестве исполнителей по реализации основных приоритетных направлений и стратегий молодежных и общественных объединений, на примере Центра поддержки инициатив молодежного и социального предпринимательства;
4. Привлечение всех субъектов РФ для участия в реализации проектов и программ;
5. Привлечение на конкурсной основе (и тендерной основе ЗК №442) субсидий для финансирования проектов и программ государственной и негосударственной организации и субъектов РФ;
6. Привлечение внебюджетных средств и других межрегиональных ресурсов (в том числе человеческих, интеллектуальных, волонтерских и административного и организационного потенциала территории).

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии