Коллектив авторов. Системно-социальное...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
МАКАРОВА Екатерина Геннадьевна, студентка 6 курса, Воронежский архитектурно-строительный университет, г. Воронеж, Россия

КУТУЗОВ Михаил Александрович, эксперт-системный аналитик проектно-творческой группы «Знак четырех» (Воронеж), действительный член РГО, РГВИО, игромастер,
г. Воронеж, Россия

СОЛОСИНА Мария Игоревна, инженер межфакультетской научно-исследовательской лаборатории экономики и управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

СИСТЕМНО-СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ
РАЗВИТИЯ СОЦИУМА, ТЕРРИТОРИИ, ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Развитие человека, социума, территории, общественного сознания определяется наличием возможности качественных позитивных долговременных изменений. Однако позитивные изменения не происходят сами по себе. В основе их лежит ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

В нашем понимании такой целенаправленной деятельностью является СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Понятие социального проектирования включает в себя целенаправленную деятельность по разработке и реализации проектов, направленных на личностное развитие, развитие территории, социума и общественного сознания. Синергетический эффект от реализации социальных проектов может возникнут в том случае, если проектная деятельность организуется как системная – иными словами, все вышеперечисленные компоненты выступают в реальной деятельности в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В этом случае мы имеем дело с феноменом СИСТЕМНО-СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, отмечая то, что наибольший эффект проектная деятельность дает именно в кооперации различных участников и с опорой на системное стратегическое видение перспектив развития  в формате ОБРАЗА БУДУЩЕГО.
Системно-социальные проекты разрабатывают и реализуют субъекты развития.

Субъектом развития может выступать как отдельный человек, так и сообщество. Отличительной характеристикой субъектом развития является то, что они приняли на себя ответственность и намерены решать существующие проблемы, направленные именно на преобразование проблемы в проект. Иными словами – наличие проблемы не усложняет, а упрощает проектирование – поскольку вне проблемы проект создать невозможно

Мир динамично меняется. Происходит переход от одной технологической платформы к другой. Уходят в прошлое привычные профессии. В связи с этим Россия как все страны мира находится в ситуации кризиса, когда применение привычных механизмов не способно решить нарастающие проблемы. В сложившейся ситуации ни один субъект отдельно (будь то исполнительная власть, бизнес-сообщество, эксперт) не способен решить возникающие проблемы в одиночку; необходимо выстраивать кооперацию, систему разделения труда. Все это возможно только в деятельности - создании системных социальных проектов.

В глобальном мире территории конкурируют за людей, поскольку человеческий  интеллектуальный потенциал – единственный неисчерпаемый ресурс развития социума, территории, общественного сознания. Соответственно, те территории, которые создадут больше возможностей для самореализации людей выйдут в лидеры по темпам развития. Территории смогут привлечь к себе ресурсы (человеческий капитал, материальные, финансовые) и стать точкой роста, сформировав систему уникальных проектов, с активным участием местных жителей, развитием местной экономики и формированием новых глобальных рынков.

Нужно искать новые технологии, новые решения – кризис, в первую очередь, в головах – в мышлении. Системно-социальное проектирование – это технология перевода проблемы в системный проект с активным участием жителей, заинтересованных в реализации возможностей реализации собственной перспективы. Она включает в себя сильный образовательный блок, который направлен на обучение проектному мышлению, созданию уникальных решений и воплощению их в жизнь собственными силами.

Практика системно-социального проектирования дает возможность наработать необходимые социальные навыки коммуникации, научиться видеть и описывать проблему, переводить её в проект и реализовывать проект, решающий проблему. Такие проекты учат людей совместно решать проблемы территории, где они живут, учат договариваться, искать партнеров, думать на перспективу.
Для студентов различных факультетов (политологов, социологов, экономистов и представителей других специальностей) участие в подобных проектах – это отработка профессиональных навыков, обмен знаниями. Это возможность учиться в деятельности, совмещая теорию и практику в своей работе. Эти навыки впоследствии могут помочь ребятам самостоятельно создать собственное рабочее место в качестве экспертов-системных проектировщиков, которые в наибольшей степени востребованы именно в ближайшей перспективе.

В фильме «Человек на своем месте» (режиссер А.Сахаров, Мосфильм, 1973г.) показан пример социального проекта развития поселения. В фильме есть момент, когда, обсуждая будущее колхоза, руководство говорит, что нет ничего страшного, что молодежь уходит из колхоза и идет работать на строящийся рядом химический завод. Это не проблема. Главная проблема – это дать молодежи перспективу у себя в селе. В связи с этим задача колхоза через пару лет – предложить перспективный проект для своей молодежи, не менее интересную и оснащенную по самым современных технологиям работу чем на заводе, возможности для самореализации. Тогда ребята вернуться в родное село и смогут воплотить свои новые знания на малой родине. Село будет жить и развиваться. Задача социального проекта именно такая – сформировать перспективу развития в долгосрочной перспективе и организовать систему проектов, реализация которых приближает нас к желаемому образу будущего.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ УНИКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ПИРОГРАФИИ «ALLEGRO CON BRIO» (РАМОНЬ, ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Для того, чтобы создать уникальный брендовый проект развития территории необходимо провести аналитическое исследование и выявить уникальные черты территории, которые могут стать основой проекта.

В Рамони в ходе такого исследования было выявлено, что одной из исторических ремесленных школ в поселении была уникальная школа пирографии принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской.

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925), урожденная княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне, была внучкой Николая I, племянницей Александра II. В 1868 году она сочеталась браком с принцем Александром Петровичем Ольденбургским (1844-1932) - правнуком Павла I, получила в 1879 году имение в Рамони в подарок от императора Александра II[1].Евгения Максимилиановна Ольденбургская привнесла в жизнь Рамони много нового: был построен сахарный завод, начали производить конфеты, пользующиеся большим спросом даже в Петербурге, появились школа и больница. Сильна была принцесса Ольденбургская и в искусстве, и всячески содействовала его развитию. Она открыла кружевные и ковровые мастерские, на которых работали местные умелицы. Евгения также была признанным художником огня. Ажурные потолочные панели, выполненные в технике пирографии собственными руками, украшали потолки Рамонского замка. Работы принцессы Ольденбурской были известны и за пределами Рамони.

Развитие проекта подразумевает формирование системы кооперации и разделения труда в рамках проекта. Для этого инициативная группа проекта разработала ряд организационных механизмов: проведение круглого стола и стратегической игры для потенциальных партнеров проекта, с тем, чтобы выработать совместное общее видение проекта и определить сферу компетентности каждого участника.

Первое мероприятие проекта - организация выставки пирографических работ «Лики Рамонского замка» в Воронежской области в сентябре 2016 году планируется. На выставке будут представлены пирографические работы, предметы интерьера, украшенные в техники пирографии, сувенирная продукция. В дальнейшем планируется создать временную и постоянную выставку работ.

Таким образом, брендовый системно-социальный проект Allegro con brio может стать возможностью привлечения новых участников на принципах партнёрстваможет стать образцом проектирования, на котором смогут учиться представители других поселений, в том числе ТОСов Воронежской области.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ТОС)
В Воронежской области одним из возможных механизмов внедрения практики системно-социального проектирования является создание методического центра поддержки ТОС (территориальное общественное самоуправление).

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в Воронежской области в 2015 году получило новый импульс к развитию. Был организован и успешно проведен грантовый конкурс социально-значимых инициатив. Итоги конкурса продемонстрировали заинтересованность жителей в благоустройстве родных мест. Был накоплен позитивный опыт сотрудничества ТОСов с органами муниципальной и региональной власти [2]. В 2016 г. конкурс проводится снова и интерес к нему со стороны ТОСов высокий.

Территория не развивается сама – ее развивают жители, реализуя собственные проекты. В перспективе ТОСы способны не только благоустраивать территорию, но и принимать активное участие в вопросах ее развития. Пустеющим поселениям нужны сильные брендовые системно-социальные проекты развития, повышающие самозанятость населения и дающие новые перспективы развития для поселений и их жителей. Именно на помощь в создании таких проектов будет направлена работа методического центра поддержки ТОС.

Направления работы центра методической поддержки ТОС:
- образование и просвещение;
Обучение ТОСовцев навыкам коммуникации, описания проблемы и создания проекта ее решающего.
- игропрактики;
Активное внедрение игровых технологий как в процессы обучения, так и в проектирование с тем, чтобы смоделировать развитие проектов и предупредить возможные ошибки при его реализации [2].
- экспертная поддержка;
- юридическая поддержка;
- бухгалтерская поддержка.

Также Центр планирует вести активную работу с вузами Воронежа, предлагая студентам возможности прохождения практики в реальных проектах территориального развития. В перспективе Центр планирует организовывать конкурс социальных проектов, направленный на развитие навыков проектирования и предприимчивости.
Полагаем, что системно-социальное проектирование как один из действенных механизмов развития социума, территории, общественного сознания. Работа по созданию и реализации социальных проектов помогает людям освоить навыки коммуникации, проектирования, стратегического мышления. Системно-социальные проекты с основой на кооперацию, разработанные жителями совместно, могут им дать возможность создавать собственную перспективу и открывают новые возможности для самореализации. Потенциально люди, прошедшие школу системно-социального проектирование, - интеллектуальная элита своих поселений, т.е. люди, которые берут ответственность за развитие своей малой родины и формирование перспектив для жизни на этой территории.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Историко-культурный клуб "Друзья Дома Ольденбургских".- URL: (дата обращения 25.04.2016).
2. Солосина М.И., Юшкевич Ю.С. Перспективы развития системы ТОС в Воронежской области. – материалы первой международной научно-практической конференции «Муниципальные образования современных регионов: проблемы исследования, развития и управления в условиях геоэкономической и политической нестабильности». – Воронеж. - с.176-179.
3. Кутузов М.А.Чтобы жить умеючи, надо жить…играючи! - Экономические стратегии №1. – 2005. - с. 80-83. – обращения 25.04.2016).

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии