М. Сидорова. Е. Аликин. Реализация идей...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
СИДОРОВА Марина Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова», г. Екатеринбург, Россия

АЛИКИН Е.В., студент, ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова», г. Екатеринбург, Россия

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ НЕОИНДУСТРАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОРЕСУРСОВ

Впервые «идея стратегии устойчивого развития» появилась в 70 годы прошлого столетия.  Естественная эволюция завела человечество в тяжелое положение, происходит деградация природной среды, в биосфере развиваются необратимые негативные процессы. «Не заменяя национальных программ», идея стратегии устойчивого развития постепенно реализуется во всем мире, в том числе и в России. По мнению С.С. Губанова: «России необходимо как можно быстрее разворачивать процесс крупномасштабной неоиндустриализации»(1). Неоиндустрализация подразумевает переход к новому современному обществу с высоким уровнем жизни, которое будет осуществлено с помощью новой экономикой, которая не будет зависеть от экспорта энергетических ресурсов, с наличием наукоемкой промышленности, со способностями самим производить необходимую технику и информационные технологии.
Основная цель современной промышленной политики (с позиции неоиндустриализации) – это принципиальное увеличение темпов и масштабов социально-экономического развития страны.  Наблюдаем противоречие, с одной стороны «сохраним природу в интересах настоящих и будущих поколений» (2), а с другой «современный человек-эгоистичное дитя природы». Где «золотая середина»? Как сохранить то, самое ценное, что «мы унаследовали не от своих предков, а взяли взаймы у своих детей»? Программы по ресурсо- и энергосбережению, экологическое просвещение, все это воплощение идей на высоком уровне. А что мы можем сделать мы?

Человек тесно связан с окружающей средой, его физическое и психическое здоровье зависит от состояния среды. Поэтому для того, чтобы жизнь человека была полноценной, необходимо следить за состоянием среды. Проблем множество, способов решения еще больше. Поэтому необходимо решать по при принципу «мысли глобально, действу локально».

Сейчас все, а не только профессиональные экологи, знают, больше всего окружающая среда получает вред вовсе не от стационарных источников (таких как промышленных предприятий, например), а от многочисленного автотранспорта. Проблема состава атмосферного воздуха и его загрязнения от выбросов автотранспорта становится все более актуальной. По расчетам специалистов, «вклад» автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Из-за автомобильных выбросов в почву и воздух попадают тяжелые металлы и другие вредные вещества. Это доказывает, что экологический ущерб автотранспорта огромен и проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, автотранспорт создает шумовые и энергетические загрязнения. Все это ведет к значительному ухудшению здоровья и сокращению жизни населения, а главное, нарушению биоты.

Каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных веществ. Самая большая группа соединений - углеводороды. Эффект падения концентраций атмосферных загрязнений, то есть приближение к нормальному состоянию, связан не только с разбавлением выхлопных газов воздухом, но и со способностью самоочищения атмосферы. В основе самоочищения лежат различные физические, физико-химические и химические процессы. Выпадение тяжелых взвешенных частиц (седиментация) быстро освобождает атмосферу только от грубых частиц. Процессы нейтрализации и связывания газов в атмосфере проходят гораздо медленнее. Значительную роль в этом играет зеленая растительность, поскольку между растениями идет интенсивный газообмен.

Один автомобиль может стать причиной «парникового эффекта», кислотных дождей, деградации почв и т. д. Нужно стимулировать создание безопасных, экологически чистых и экономичных автомобилей. Двигатель внутреннего сгорания остаётся основной движущей силой автомобиля. На протяжении долгого периода времени для повышения октанового числа бензина, использовали присадки (антидетонаторы), например, тетраэтилсвинец. А это небезопасно.  Из выхлопной трубы выходят токсичные соединения свинца. В связи с этим единственный путь решения энергетической проблемы автомобильного транспорта - это создание альтернативных видов топлива (3).

В качестве топлива для автотранспорта возможно использовать природный газ в двух видах: сжатом (компримированном) и сжиженном. В России эти виды топлива соответственно сокращенно классифицируются как КПГ (компримированный природный газ) и СПГ (сжиженный природный газ), в международной классификации CNG и LNG (4). При росте цен на бензин, а главное, периодически возникающем дефиците топлива на АЗС, автобусы на метане не испытывают никаких проблем ни с ценой, ни с наличием топлива. Причина в том, что метан – это трубопроводный газ, который поступает к АГНКС по трубопроводу. А в трубопроводе газ есть всегда. Кроме того, важным преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур.

Из этих данных видна экологическая выгода природного газа как топлива перед нынешними, однако также понятно, что полностью проблему он не поможет решить. Так или иначе автомобили на природном газе будут загрязнять окружающею среду, только в меньшей концентрации. Но сегодняшняя задача именно в этом – снизить антропогенную нагрузку на среду, и только потом задумываться о полной ликвидации этой нагрузки. Массовый перевод общественного транспорта на газ, может решить ряд локальных проблем. Реализация этой идеи может носить принудительный характер.

Переход личного авто на экологически чистое топливо может оказаться на первом этапе делом добровольным. Любая экологическая система является относительно устойчивой. Естественная экосистема чувствительна. Любая антропогенная нагрузка негативно скажется на ее устойчивости, поэтому биоресурсы нуждаются в защите от нас же самих. Снижая «потребности, в которых нет никакой потребности», осуществляя пропаганду на местах, можно изменит не только свое сознание, но сохранить биоресурсы, к которым мы, как это не странно так же относимся. Модернизация производства и его децентрализация так же могут снизить нагрузку на окружающую среду. Уменьшив концентрацию, можно спасти себя здесь и сейчас, переходя на другой вид топлива, мы можем спасти мир.

Назаретян А.П.  считал, что концепции «устойчивого развития» в 1970-1980-х годах «походили на врачебные рекомендации по продлению агонии обречённого пациента» (5). Теперь реализация Идей Стратегии Устойчивого развития воплощается в жизнь на местах, и в государстве в целом, и Свердловской области, в частности. Современная нормативно-правовая база, усиление со стороны государства контроля за состоянием окружающей среды и массовая экологизация, тому яркое подтверждение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Выпуск 6, ноябрь – декабрь 2013 - http://publ.naukovedenie.ru
2. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования, 2006
3. В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко и др., Химия. Профильный уровень, 2010 г.
4. Е.А.Коняев, М.Л.Немчиков, М.Г.Голубева, Химмотология реактивных топлив, 2009г.
5. Автор: Назаретян А.П. Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 4, номер 1 / 2011

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии