Андрей Дынько. Я - гражданин России...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Автор: ДЫНЬКО Андрей Юрьевич, преподаватель, Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова, г. Екатеринбург, Россия

Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ. 20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РФ

За последние сто лет было принято пять Конституций, и на сегодняшний день действующей является Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Но и нынешняя Конституция РФ не является идеальной, содержит в себе много противоречий и пробелов, в том числе в статьях, касающихся изменений и внесения поправок в саму Конституцию РФ.

Рассмотрим механизм внесения поправок в Конституцию РФ. На сегодняшний день существует четыре способа изменения самой Конституции РФ или определенных частей, статей в ней, причём три способа считаются наиболее жесткими, а один есть в более упрощенном виде.

Первый способ предполагает изменения и внесения поправок в положения главы 1, 2 и 9 в соответствии со ст. 135.Он считается наиболее сложным и имеет самый затрудненный порядок изменения, так как затрагивает наиболее общие и обширные положения общественных отношений в Российской Федераций. Внесение изменений в данные главы возможно только путем Всенародного референдума или принятия новой Конституций, которое относится к компетенции специально созываемого для этого Конституционного Собрания. Однако сам текст Конституции недостаточно подробно регулирует процедуру внесения поправок в Главы 3-8, тем самым, оставляя ряд вопросов нераскрытыми. В частности не понятно, на каком этапе процесса внесения поправок, текст поправки подписывается и обнародуется Президентом РФ, сколько времени отводится на одобрение поправки к Конституции законодательными органами государственной власти субъектов федерации, а также каким нормативно-правовым актом вносится поправка непосредственно в текст Конституции.

Второй способ отвечает за изменение глав 3-8 Конституции РФ в соответствии со ст. 136. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона (ст. 108), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Таким образом, мы прекрасно видим, что принимать участие в изменений главы 3-8 Конституций РФ имеют право только Президент РФ и Совет Федерации.

Третий способ регулируется частью  1  ст. 137 Конституции РФ, которая гласит, что изменения в ст. 65 Конституции РФ, предусматривающие принятие в Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составе нового субъекта Федерации, а также изменение конституционно-правового статуса действующего субъекта Федерации, вносятся на основании федеральных конституционных законов.

Четвертый способ, который является наиболее упрощенным по сравнению с остальными, – внесение изменений на основании указов Президента РФ. Речь идет о включении в ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов Федерации. Президент издаст указы на основании решений субъектов Федерации об утверждении ими своих новых наименований. Приведенный вариант изменения Конституции в ней не оговорен – он предусмотрен в постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ.

Анализ норм гл. 9 Конституции РФ, как полагает Конституционный Суд, показывает, что предусмотренный ч. 2 ст. 137 упрощенный порядок включения в ст. 65 нового наименования субъекта Федерации допустим только в тех случаях, когда переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм. Новое наименование субъекта Федерации не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Согласно вышеизложенному, мы можем наблюдать, что к изменению и внесению поправок в Конституцию РФ имеет право и допуск только законодательно-представительные и исполнительные органы Российской Федераций и только в один из способов предполагает Всенародный референдум. При этом Конституция РФ утверждает, согласно ст. 3, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», который, как ни странно, просто не допущен до внесения поправок в саму Конституцию РФ, но при этом он живет, соблюдая ее, согласно ей.

Почему только часть людей имеет право на внесение поправок в Конституцию РФ? Это при том, что она утверждает, что все граждане равны «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». И та часть граждан, которая допущена до «полного» права изменения Конституций РФ, сама, согласно статистике и опросу населения, ее не соблюдает. На каком же тогда основании только часть граждан имеет право вообще начать рассмотрение изменения Конституции РФ? И только она может решить, стоит ли народу пересмотреть, или внести какие-то изменения в Конституцию РФ или нет. Может быть, в стране не столько «большой» данная система и может быть эффективной, но только не в России.

Проанализировав данную проблему изменения и внесения поправок, что раз Конституция РФ создана народом и для народа, то народ должен иметь полное право участвовать в изменении и внесения поправок по всей Конституций РФ, а не только в положения глав 1, 2 и 9.

Иметь право на вынесения рассмотрения изменения или внесения поправок в Конституцию РФ посредством информационно-телекоммуникационной сети, то есть определенного механизма и сбора подписей, который контролировался бы независимыми органами, и только тогда Конституция РФ будет служить не только государству, но и его гражданам.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии