Александр Шпак. Управление экологическими проектам

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Автор: ШПАК Александр Валентинович, член МОД «В защиту человека труда», Заместитель председателя Общественного экологического совета Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Эксперт-консультант Общественной палаты Свердловской области, руководитель Центра экологических экспертиз ООС «Инициатива», ученый секретарь секции «Экология Человека как основной вопрос развития России в ХХI веке,
г. Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ ХХI ВЕКА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

(Системный подход в решении проблем, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций или террористической угрозы, на объектах питьевого водоснабжения муниципальных образований)

Первое: учитывая серьезные проблемы, сложившиеся в Российской федерации с загрязнением питьевых водоисточников, связанных с либерализацией в отношении водо- и недропользователей, с упразднением ряда надзорных органов, считаем необходимым создать отдельный раздел программы обеспечения населения Свердловской области (Уральского региона) водой питьевого качества:

«Обеспечение населения муниципальных образований питьевой водой на случай ЧС».
Данный раздел связан с задачей усиления контроля на питьевом водозаборе и получения оперативной информации об изменении химического состава воды в режиме реального времени, что могут обеспечить приборы биомониторинга, которые уже несколько лет успешно проработали на водоканале г. Екатеринбурга и г. Владивостока по настоящее время.

В период экономического кризиса или новой индустриализации многие предприятия продолжают курс на «оптимизацию» своих затрат (при поддержке Правительства), упрощая или полностью прекращая предписанный регламент работ по утилизации отходов и загрязняющих веществ, получаемых в процессе производства. Как результат этого – все чаще стали фиксироваться случаи загрязнения поверхностных водных объектов. При анализе ситуации и поиске виновных в загрязнении воды лиц появились дополнительные препятствия, в виде законодательного запрета на проведение оперативных проверок предприятий, кроме как по разрешению прокуратуры при надлежащем обосновании таковой необходимости.

Факт террористической опасности также никто не отменял. За свою независимую и последовательную политику в отношении северного Кавказа и бывших Советских республик России придется расплачиваться жизнями мирного населения и работников оперативных служб и силовых подразделений. Методы ведения террора изменяются, взоры экстремистов уже направлены на систему централизованного водоснабжения населения (пример Крыма). Не дать шанса террористам осуществить свои зловещие планы – это наша прямая обязанность как граждан и как патриотов своей страны. Для этого необходимо действовать на опережение, эффективно и последовательно.
Достаточно перспективны для мониторинга исходной воды на объектах питьевого водоснабжения муниципальных образований - системы биосигнализации, использующие в качестве субъекта мониторинга двустворчатых моллюсков.

 В системе мониторинга они являются своеобразным исполнительным механизмом, генерирующим команду к началу углубленного анализа воды и переходу на резервные источники водоснабжения, после поступления сигнала об ее токсичности. Моллюски быстро отвечают на резкое появление загрязнения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В настоящий момент не существует ни одного нормативного документа, позволяющего или предписывающего использование систем биосигнализации на станциях подготовки питьевой воды. Исторически сложилось так, что многие десятилетия контроль качества воды велся дискретно, по ряду химических и санитарных показателей. С политической и экономической реформой в России сложились и новые общественно-социальные условия жизни и деятельности, которые требуют новых методов организации, контроля и обеспечения функционирования отраслей народного хозяйства. Система водоподготовки и водоотведения не является исключением из этого правила.

В существующей законодательной базе относительно безопасного водоснабжения населения питьевой водой необходимо в рабочем порядке провести изменения, даже хотя бы на уровне Свердловской области или г.Екатеринбурга, которые бы легализовали все действия исполнительной власти, реализованные при получении сигнала о токсичности воды от системы биосигнализации.
Второе: Следующий этап;

После обнаружения химического загрязнения – использование резерва питьевой воды «на краткосрочный период» (создание резерва, питьевого водоснабжения микрорайона, района, поселка, города регламентируются ФЗ 416, инструкцией ВК ВСН 4-90 от 2002 г. и др.).

Проект концепции обсуждался на техническом совете Ренова Стройгрупп по району «Академический» в г. Екатеринбурге в конце 2010г, в Правительстве Свердловской области; в августе 2016 г. доложен заместителю Губернатора Челябинской области; рассматривался на различных конференциях и симпозиумах.

Смысл идеи заключался в создании резерва воды в бутылях по 19 и 10 л.

В основу заложить идею частно-государственного партнерства.
Согласно инструкции ВК ВСН 4-90 от 2002г., резервы питьевой воды в подземных хранилищах должны находиться в каждом населенном пункте.
Новое предложение в 5-10 раз удешевляет затраты на строительство и содержание данных объектов и инфраструктуры.

Примеры из разных областей и республик РФ подтверждают насущную необходимость и обязательность выполнения озвученных вопросов и претворения в жизнь настоящих предложений.

 Вопросы здоровья и безопасности населения не могут быть решены только на муниципальном уровне, это также важнейшая задача и для федеральной власти.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии