Эльмира Юрьева. Дедукция как основа...

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Автор: ЮРЬЕВА Эльмира Ибрагимовна, к.ф.-м.н., Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова, преподаватель математики, г. Екатеринбург, Россия

ДЕДУКЦИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Текущие состояние развития современного общества формирует перед педагогическими коллективами определенные запросы, на которые общество хотело бы получить высококвалифицированные ответы.

В настоящее время одним из главных вопросов современности заключается в необходимости объяснения феномена постоянно ухудшающейся ситуации, связанной с наличием низкого уровня знаний обучающихся, например, по дисциплине Математика.
Анализ ситуации проводится на различных уровнях. Выводы при этом иногда полностью противоречат основным положениям проведенного анализа. В частности, Г. Греф [1], формулируя в своих пяти тезисах отказ от прежней (советской) системы образования, заключает, что основной урон современной России наносит экспорт высокообразованных специалистов. Однако, эти специалисты получили образование еще в период СССР, т.е. то образование, против которого сейчас активно выступает докладчик.

Особенность современного состояния общества заключается не в плохой системе советского образования, а в том, что в настоящее время мир находится в состоянии третьей промышленной (или цифровой) революции [1], основная особенность которой заключается в расширении доступности значительно большего объема информации, чем это было возможным в предыдущее время.

Согласно данным [2], в условиях расширения потоков информации системы массовой информации (СМИ) выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. В результате, человек стал способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. Ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг человека просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Клиповый формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную обособленность, а не содержательную.

Поэтому не удивительно, что ответом на клиповую подачу возросшего объема информации послужило появление и клипового мышления. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий.

Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый (бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов…).
От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» содержательного мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

Таким образом, перед современной системой образования стоит важная задача – сформировать такие методики обучения, которые способствовали бы формированию мышления, основанного не на клиповом, а на содержательном восприятии информации.
Системе образования предстоит масштабное переформатирование методического аппарата, который должен подстроиться под изменившиеся условия информационных потоков, превратившихся из малых рукотворных, регулируемых педагогическим коллективом, в огромные гигантские волны моря или даже океана информации. В сложившейся ситуации неизмеримо вырастает роль педагогов, обучающих своих учеников тому искусству ориентации в море информации, без которого невозможна реализация какой-либо осознанной деятельности.

На мой взгляд, применение преподавателем дедуктивного способа передачи учебной информации позволяет сформулировать плавный переход от клиповой формы мышления студентов к формированию содержательного восприятия действительности, основанного на анализе существующих связей между предметами. Основой процесса дедукции могут служить составленные студентами интеллектуальные карты материалов учебного процесса (см. рис.1).

ЛИТЕРАТУРА:

1. 2. Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” — феномен современности. 18 февраля 2013. http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии