Н. Коротина. Ю. Шарипова. Повышение финграмотности

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Авторы:
КОРОТИНА Наталья Юрьевна, к.э.н., доцент, Челябинский Филиал, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации г. Челябинск, Россия

ШАРИПОВА Юлия Рамильевна, студент, Челябинский Филиал, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации г. Челябинск, Россия.

ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПУТЕМ ИНФОРМИРОВАНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

В современном мире все очевиднее становится необходимость повышения финансовой грамотности населения. В Российской Федерации лишь небольшая часть граждан относительно свободно ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По своей сути, финансовая грамотность – это способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния  и финансовой безопасности (5).

Данные по оценке уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации на основе данных Всемирного банка и мониторинга Национального агентства финансовых исследований приведены в таблице 1(1,4).

Таблица 1 – Оценка уровня финансовой грамотности населения РФ, %

Показатель знания среди населения России Период
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Отличное 20 17 13
Удовлетворительное 44 41 38
Неудовлетворительное 36 42 49
Исходя из приведенных показателей, можно сделать вывод о низком уровне финансовой грамотности населения РФ.
К компонентам, раскрывающим понятие «финансовая грамотность», относятся финансовые знания по следующим тематическим направлениям (1):
– личное финансовое планирование;
– бюджет доходов и расходов;
– банковские депозиты и кредиты;
– инструменты фондового рынка (акции, об-
лигации, паи);
– механизм фондового рынка;
– страхование;
– налогообложение физических лиц и др.;

Говоря о последнем компоненте, не следует недооценивать его значимость для бюджетов граждан.

Налог на доходы физических лиц - наиболее перспективный в плане его продуктивности. По объему поступлений в бюджет РФ занимает третье место, уступая налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организации. В РФ В 2014 году НДФЛ поступило 2,68 трлн. рублей, что на 8% больше чем в 2013 году.

Налог на доходы физических лиц является одним из видов прямых налогов в России. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме (6).

Большое количество налогоплательщиков не осведомлены о том, что в ряде случаев они имеют возможность освободиться от уплаты налогов на полученный доход либо возвращать суммы от ранее уплаченных налогов из государственного бюджета. Данное обстоятельство связано с низким уровнем финансовой грамотности и отсутствием необходимой налоговой культуры среди населения.

Так, все налогоплательщики хотят снизить свое налоговое бремя, но не все знают об одном из основных инструментов налогообложения, обуславливающего соблюдение принципа равномерного налогообложения, а именно, налоговом вычете.

Сущность налогового вычета проявляется в том, что из налогооблагаемой базы налогоплательщика вычитается конкретный размер суммы, который зависит от налоговой ситуации (3).

Налоговые вычеты позволяют налогоплательщику учесть свои расходы при налогообложении при условии, что эти расходы имеют социальную направленность.
В Российской Федерации существует пять видов налоговых вычетов на доходы физических лиц (3):

- стандартные вычеты, предоставляемые льготным категориям налогоплательщиков и гражданам, имеющим детей;
- социальные вычеты, включающие в себя вычеты на лечение, обучение, лекарства, накопительную часть пенсии, а также добровольное пенсионное обеспечение;
- имущественные вычеты, а именно, на продажу и покупку недвижимости, а также иного имущества;
- профессиональные вычеты авторам произведений;
- инвестиционные вычеты;

Для соблюдения всех норм, необходимо определить все составляющие элементы и порядок исчисления налоговой базы. Существующие стандартные налоговые вычеты не в состоянии оказывать существенную поддержку семье. В таком случае, населению необходимо пользоваться имущественными или социальными налоговыми вычетами. В данной статье целесообразно рассмотрение использования системы социальных налоговых вычетов на лечение и обучение.

Социальный налоговый вычет по расходам на лечение и (или) приобретение медикаментов предоставляется налогоплательщику, оплатившему за счет собственных средств (3):

услуги по своему лечению;
услуги по лечению супругов, своих родителей, детей в возрасте до 18 лет;
медикаменты, назначенные лечащим врачом и приобретенные за счет собственных средств;
страховые взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования налогоплательщика, договорам страхования.

Порядок предоставления социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов определен п.3 ст. 219 НК РФ.

Так, существует возможность вернуть до 120 000 рублей в год от расходов на лечение и (или) приобретение медикаментов, в совокупности с другими расходами (на обучение, например).

 Согласно законодательству РФ (ст. 219 НК РФ), при оплате образовательных услуг граждане могут рассчитывать на налоговый вычет или, говоря проще, вернуть себе часть затраченных,  на обучение денег.

Социальный налоговый вычет по расходам на обучение вправе получить физическое лицо, оплатившее:

собственное обучение любой формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, иная);
обучение своего ребенка в возрасте до 24 лет или опекаемого подопечного до 18 лет по очной форме обучения;

обучение своего брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения.

То есть, если гражданин официально платит подоходный налог и оплатил свое обучение или обучение своих детей/братьев/сестер, то он вправе вернуть себе часть денег в размере до 13% от стоимости обучения. В денежном выражении эта сумма составляет не более 50 000 рублей в год(2).

Итак, повышение финансовой грамотности населения – актуальная задача в экономических условиях, сложившихся в современной России. Высокая финансовая культура общества тесно связана с налоговой культурой и много значит в развитии финансовой грамотности населения. Именно поэтому популяризация инструментов повышения налоговой грамотности является важнейшей государственной задачей.
Налоговые вычеты являются важным инструментом налоговой политики, поскольку связаны с обеспечением равных финансовых возможностей для большинства жителей РФ.
Таким образом, возвращая себе часть ранее уплаченного налога, население самостоятельно снижает для себя объем налогового бремени.

Следовательно, появляются дополнительные денежные средства, которые могут служить для накопления. В этом проявляется роль налогового вычета как элемента политики повышения финансовой грамотности населения России. Проблемным был и остается тот факт, что малая часть населения осведомлена о данных имеющихся возможностях сохранения и увеличения своих доходов. В данном случае возрастает роль образовательно-просветительских групп, занимающихся данной тематикой либо компаний, специализирующихся в вопросах налогообложения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Всемирный банк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.worldbank.org/ru/country/russia (дата обращения: 13.04.2016).
2. Гагарин П.А. Силой деньги не удержать// Банки и деловой мир. 2013. № 3. С. 74-76.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» -  Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/10900200/ (Дата обращения 5.03.2016 г.)
4. Национальное агентство финансовых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nacfin.ru/ (дата обращения: 13.04.2016).
5. Повышение уровня финансовой грамотности – накопление в обществе человеческого капитала [Текст] // Экономика мегаполисов и регионов. – 2014. – № 3 (33). – С. 12-21.
6. Социальные и имущественные вычеты по налогу на доходы физических лиц. Методические рекомендации. Екатеринбург: УФНС России по Свердловской области, 2015.
7. Стальная М.И., Стальная В.В. Социальный вычет на лечение физических лиц // Научный альманах. 2015. № 9(11). С.304-307.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам
Всероссийской научно-практической конференции
28 апреля - 16 мая 2016 г.
г. Екатеринбург

Издательская группа «Знание»
Главный редактор: С. Ю. Радченко)


Рецензии