Певчие. Пятая часть

  В церкви певчих ждала неожиданность. Отец Василий строго и решительно заявил, что концертов в храме для туристов больше не будет, что петь немцам - это грех, что спонсоров себе ищите сами. Православная вера - это строгая вера. Она не допускает инородцев. И это не обсуждается. Это его твердое, окончательное решение. "Ищите другие места, где можно заработать. Мне ваша доля от концертов не нужна" - этот суровый приговор его же и обокрал в глазах у певчих, удивил и немного озлобил. Наша доля не нужна - значит появились другие доли от других спонсоров. Хор долго и раздраженно обсуждал эту тему.
   Тема "деньги" и как они добываются - бесконечно интересна. И почти не раскрывается. И правильно. Деньги любят тишину. Любые деньги: и государственные, и собственные, и всякие...
  И в первую очередь деньги - это еда. Еда - она необходима. А "необходимость - это первый учитель" - сказал Карл Маркс. Сказал навечно. И, конечно, все вокруг, не только прихожане , обсуждали тему "Певчие и деньги". Сколько же они заработали в Германии? А певчие и не скрывали. Да. Много. В школе нужно год работать, чтобы эти деньги получить. Вот так. Они и сами этого не ожидали. Но! Они это своим трудом заработали! Они янтарь не воровали, никого не обманывали...Власти не прислуживались. А те, кто заработал на янтаре... Сколько их уже уехало за границу! Сколько стали депутатами! Но...Им могли ответить, что янтарь - это народное достояние, пусть народу и служит, как нефть, газ и все, что народу принадлежит.
  Прихожане, конечно, певчих осуждали. Мол, немцам продались. И в кого верят - это вопрос, коль столько денег поимели. Естественно, все эти разговоры за спиной варились. Но маленькие хулиганистые дети, которые в своих семьях все это слышали, при встрече с певчими вначале   здоровались, но, отойдя подальше, кричали - немцам продались!
   Все эти разговоры с удовольствием доносилось отцу Василию и он, конечно, от них устал. Он - будучи скромным и немного неуверенным человеком не мог в жесткой форме "поставить кого-то на место". А ему все уши прожужжали, какие они верующие... Если они верующие...то кто тогда мы...
   Но ему нравилось их пение. Их дисциплинированность. Они были ему понятны и открыты. С ними спокойно. Не подведут. И деньги всем нужны.
   А петь в храме для туристов ему просто запретили. Да, сказать, что так решил не я, что это приказ сверху - самое простое объяснение. Я мол, здесь ни причем. Не я решил. Но в данном случае это действительно произошло не по его воле. Это произошло от многочисленных анонимных писем  выше стоящим органам. Писать доносы любят многие. И одновременно он понимал, что это правильно. Но, понимал и другое; его теплые и шутливые отношения с хором станут более сложными и непредсказуемыми.
   Теперь певчим пришлось искать другое место для концертов. Отказаться от них - это глупо. Все туристы хотели их слушать. И поездка в Германию это подтвердила.
Подумав, решили петь в кафе за городом у моря. Хозяин, конечно, обрадовался двойной прибыли от туристов и от хора.
   Репертуар пришлось менять. Петь в кафе сакральные произведения - это на грани богохульства. Решили в первой части исполнять популярную классику "Аве Марию" Каччини, Шуберта, Баха и Рахманинова и обязательно "Вечери твоея" Львова. А во второй развлекательной части петь народные и популярные песни, как это делали в Германии.
   Первое выступление прошло с небольшим казусом. Певчие, конечно, волновались. Голоса от волнения звучали нежнее и доверчивей. Но во второй части Марина, которая солировала в песне "Потеряла я колечко", решила на пальцах показать её содержание; она вышла вперед и, вытянув руку, стала показывать средний палец.
   Пока туристы не успели вникнуть в ситуацию, певчие это увидев, быстро её окружили и пританцовывая, тоже стали показывать друг другу средний палец, как бы поддразнивая и подкалывая друг друга. А в последнем куплете, чтобы это все забылось, Алла пригласила танцевать пожилого немца. Забыв про средний палец, все радостно хлопали и улыбались. После этого случая Алла уже постоянно приглашала кого-нибудь танцевать. Это всем нравилось.
   Однажды, когда концерт уже закончился, к певчим подошел мальчик лет десяти (приехал с родителями) и попросил спеть "Калинку". Это было так неожиданно и так приятно! Певчие окружили мальчика и Марина стала солировать. Её голос летел. Её голос сверкал. Её голос поднял со своих мест всех туристов. И припев "Калинка, калинка, калинка моя" дружно пели все. Эту песню знали и любили во многих странах. И когда песня закончилась, и туристы захотели еще раз отблагодарить материально - певчие мягко отказались, сказав, что это подарок. В ответ все заулыбались. Улыбки были разные. Все всё понимали по-своему.
   Теперь в кафе певчие отмечали все праздник, все дни рождения , а то и просто отдыхали. Хозяин им разрешал с собою приносить вино и другие крепкие напитки. Деньги брал только за еду. Он и сам иногда подсаживался к ним поболтать.
   И, конечно, день рождения Марины отмечали в кафе. Туристов не ждали. Решили отдохнуть. Но!... когда все уже были беззаботно веселыми и счастливыми, когда казалось, что жизнь удалась во всем, когда исчезли всякие проблемы...неожиданно появились туристы. Никому не хотелось петь. Не хотелось нарушать этот маленький праздник, но Марина сказала: "Мой день рождения и мне решать. И может я буду всю жизнь краснеть от собственного унижения, от собственной жадности... Буду со стыдом вспоминать...Но я сейчас их спрошу... Кто знает... Может они захотят нас послушать"
   Она чуть шатаясь подошла к туристам, неловко остановилась и неожиданно спросила - Вы нам споете?
   Это - "Вы нам споете?" - стало постоянным кодом для улыбок, шуток и легкого поддразнивания. Марина не обижалась. Она прекрасно понимала, что ничего плохого  не сделала, что в тот день, день своего рождения, хорошо выпила, что "если так получилось, то так и должно быть". И почему бы ей не расслабиться в свой день рождения? Да... В этот день она хотела забыться, хотела уйти от тяжелых, безысходных мыслей... От проблем, с которыми пока не знала, как справиться.
   Её дочка Елена много лет назад встретила очень интересного человека (им восхищались все), военный (значит хорошо получает), умный, красивый, высокий! Что еще надо! Все немного ей завидовали.
   Олег, её будущий муж, увидев её в электричке, сразу влюбился. Бывает же так! Он подошел, познакомился и в мыслях уже представлял её своей женой.
   Они и поженились через две недели после этого знакомства. Его родители были в шоке! Уговаривали, убеждали, ссорились! Не получилось. Марина боялась встречи с его родителями. Она прекрасно понимала, что две недели, это мало. Но она понимала и другое... Упустить такого человека - это безумие.
     А Олег  не мог представить свою жизнь без Елены, а Елена не могла поверить, что все это произошло с ней. Его родители были категорически против: в глазах мамы всегда светилась злобная насмешка, папа старался избегать прямого взгляда. И только его бабуля жизнерадостно сказала по телефону - "Любишь - женись". Олег так и сделал. Конечно, можно человека узнавать всю жизнь, но так и не узнать, а можно просто поверить своему сердцу.
   Позже Олег удочерил Олю, и они уехали на Дальний Восток по месту его службы.
Марина к ним приезжала. Это было время развала Союза, и вид выброшенных на берег подводных лодок, оставленных судов, которые чернели вдоль берега её немного испугал - неужели это так и останется...
   Она гостила недолго. У них к тому времени родился мальчик, и Елена ждала второго ребенка. Марина понимала, что им тяжело, но она понимала и другое. Она своим присутствием, своими советами будет только им мешать. Она всем сердцем чувствовала, что может нечаянно разрушить их союз, поэтому она забрала внучку и уехала. А через несколько лет они приехали к Марине. Родина решительно повернула курс на дружбу и сотрудничество со всем миром. И зачем тогда столько денег военным.
   Олегу сразу предложили должность начальника милиции. И правильно. Этот умный, красивый человек одним своим видом вызывал уважение. Вначале Марина обрадовалась. Хорошая должность - хороший оклад, хорошие связи - это хорошие возможности для всего. Все так. Но... Начальник милиции и офицерская честь, эти должности оказались для Олега несовместимыми. Честность - это честь. Но о какой чести можно было думать... В то время честь растаяла. Олег не смог себя обманывать. Не смог в себе нести поступки несовместимые с пониманием порядочности самой жизни. Сама порядочность не может в себе нести ложь и воровство. Порядочно украсть, порядочно лукавить, порядочно предать - зачем же себе лгать...
   Олег стал выпивать. И деньги, которые к нему шли, этому только помогали. И один Бог знает - сколько офицеров, в то время спились - пропали.
    Родители Олега, все это понимая, предложили им переехать в Петербург. Они сразу согласились. Олег опять устроился на хорошую должность. Им сразу дали две больших комнаты в общежитии в центре города.
   Все началось так благополучно! Марина так радовалась за них! Беда пришла неожиданно. "Хорошая должность" оказалась очень рискованной. "Хорошая должность" в себе скрывала столько прошлых "задолженностей"... Хорошая должность не прощала бескомпромиссности... Олега просто убрали с дороги. Не справился. Тело его нашли через два месяца далеко за городом в лесу.
   Елена осталась без работы с тремя детьми. Его родители ей помогали. Марина изгрызла все ногти. Марина просила Елену вернуться. Марина вечерами ходила и ходила по улицам, пытаясь найти правильное решение, пытаясь найти выход из этой беды. Елена отказалась возвращаться. И тогда Марина решила продать квартиру и отдать ей все деньги.
   Она так и сделала. Но! Бывает же так! Все деньги внезапно обнулил дефолт. Будь он неладен! И теперь на эти деньги и комнату на окраине Петербурга не купишь. 
   Марина без квартиры, без денег пришла жить к сестре. Но решила не сдаваться. Она ходила и ходила (почти каждый день) в администрацию и просила комнату в общежитии. Она так всем надоела! Но все помнили Олега, его беспомощную чистоту, его трагический уход. Все знали, почему Марина продала квартиру.
   Комнату она получила.

Конец пятой части. 


Рецензии