Мысли на заметку. 21 марта 2019 года
Начал читать Мамардашвили «вгиковские» лекции. Очень хорошо. Но я не могу определить его уровень абстрагирования. Он как-то то там, то там.
Методология — это то важное, что он даёт. Как читать мыслителей и как самому мыслить.
Иногда кажется, что мы так же заблуждаемся, как когда-то заблуждались и древние. Во всяком случае, Мамардашвили тоже решает, как устроен мир: с точки зрения древних, с точки зрения нашей, современной. То есть реально существующим и единственно существующим признается мир, а мы как бы его часть. Но ведь это не так. Существует единое сознающее начало, которое мы, с одной стороны, сознаём в себе, сознаём собой, а с другой — наблюдаем во всём живом. Мы это начало называем Богом. Всё остальное: мир, космос, пространство и время — это наше восприятие проявлений живого сознания, сознающего начала.
Если и там, и там заблуждение (предположим), то эти «заблуждения» созидают совершенно разных людей. А истиной можно назвать сумму всех заблуждений человека о самом себе. Забавно звучит, истина состоит из заблуждений. А из истин состоит одно большое заблуждение. По крайней мере, для каждого из нас так оно и есть.
Это можно сказать о физических знаниях особенно. О математике, о истории, географии. Там везде множество истин не составляются в истину. А в религиозном знании (оценочном) множество заблуждений составляют истину. Это то, о чем говорил Толстой, когда осуждал науку.
Я не знаю, какая там абсолютная истина, я живу со своей, другой у меня нет. А пока другой нет, а абсолютная недоступна, то истиной будет то, что есть, хотя я и предполагаю, что это, скорее всего, не истина, а заблуждение, которое я принял за истину за неимением другой истины. Ведь нельзя же совсем без истины обобщающей. Так же, как и нельзя без истины основополагающей.
Свидетельство о публикации №223112100925