Дедти двадцатых. Глава 3. Сон Дана

 Сначала Дан услышал во сне: «Привет! Как жизнь?
 И очень удивился. Потом выглянул в окно и удивился снова. За окном был конец зимы, очень много темноты, очень мало снега и очень много воды. Так много, что кусты плавали, раздвигая воду ветками.
 «Как в городе Стерлитамак», - сказал голос. Дан продолжал смотреть в окно. Ему казалось, что он очутился на даче в конце февраля. Дан глядел на белые просторы, не узнавая их. Неужели цветущие яблони посреди зелёных волн молодой травы стали полем с торчащими посреди снеговых волн и тонущими кораблями деревьев?
Дан увидел старый сарай, в котором он летом любил мастерить. Только тогда в сарае было тепло, а теперь зуб на зуб не попадал. Теперь? Трудно было понять, чем было на самом деле «теперь». Ведь того, что было раньше, как будто и не было вовсе…
 На крылечке дачи сидел мальчишка с палочкой, черноволосый и белозубый, с серьёзными глазами.
 - Почему у тебя палочка? - спросил Дан.
 - Волшебная, - усмехнулся паренёк.
 - Кого заколдовываешь?
 - Себя! - Уголки мальчишеских губ метнулись вбок резкой молнией.
 - В кого хочешь превратиться?
 - Просто хочу идти дальше! - Мальчик поднялся на ноги, опираясь на палку, без которой двигаться не мог.
 - Зачем тебе палка?
 - Чтобы быть сильнее. Одна нога слабая совсем.
 - Поэтому ты такой хмурый?
 - Не только… - Мальчик тяжело вздохнул.
 - Тебя как зовут?
 - Генка. А тебя?
 - Меня - Дан. А куда ты смотришь?
 Черноволосый мальчишка пристально всматривался вдаль, наклонившись вперёд и опираясь на палочку. Он сказал:
 - Я здесь все вижу как через пелену.
 Дан осмотрелся. Пейзаж был серым: то ли оттепельным, то ли пепельным. Действительно - словно сквозь пелену…
 - Хочу тебя спросить… - Генка перевёл взгляд на деревья. - У тебя дома письма, старые фотографии есть? Родителей, бабушек-дедушек?
 - Есть, наверное. Не знаю… А что?
 - У матери спроси. - Генка был настойчив. - Она знает, может.
 - А что нужно найти? - не понял Дан.
 - Письмо есть одно. Старое. Прочти его.
 - Зачем? - спросил Дан.
 - Понимаешь, я однажды не ответил на него. Вернее, ответил, но не сразу. На такие письма нужно отвечать сразу.
 - Что за письмо? почему ты не ответил сразу?
 - Испугался. Меня искали, а я не был уверен, что нужно найтись.
 - Ты не ответил, что это было за письмо.
 - Я думал, что помню его слово в слово. А сейчас не сразу получается вспомнить. Раньше наизусть мог прочесть.
 - Надо же! - поразился Дан. - Ты молодец. Я иногда учу что нибудь, учу, а запомнить не могу никак.
 Генка замолчал, Потом произнес
 - Там были такие слова: «Я узнал, что вы есть мой брат».
 - Это было письмо тебе от твоего брата?
 - Да.
 - А он что, не знал раньше, брат ты ему или нет?
 - Он как раз хотел выяснить, кто я.
 - Как же может человек не знать, кто ему брат, а кто нет? -Дан был окончательно сбит с толку.
 - Бывает и такое. Бывает, что неизвестно, кто тебе друг, а кто - враг. Бывает, что нужно проверять людей. Даже собственных братьев.
 - Ты любил своего брата? - пытался разобраться Дан.
 - Да.
 - Вы играли вместе?
 Генка усмехнулся:
 - Играли?… Мы сбежали из детдома вместе. Мы ездка вместе на поезде, зайцами.
 - А как вы попали в детдом?
 - У нас умерла от чахотки мама. А потом отец женился. А ещё позже была революция. И нас отправили в детдом. Потом начался голод, и мы через год вернулись. Но увидели, что дома теперь только новая жена отца с детьми.
 - И что было дальше?
 - Мы уехали к дяде, брату отца. Он взял меня к себе жить.
 - А твоего брата? - Дан боялся услышать ответ.
 - Его забрали в детскую трудовую колонию.
 - А ты?
 - Я не мог работать, из-за ноги, - спокойно объяснил Генка.
 - А потом?
 - А потом я учился в Макаровской мордовской школе. В школе-трехлетке. И закончил её. Стал писать письма в разные учебные заведения. Потому что хотел учиться дальше. И Алеша…
 - Алешей звали твоего брата?
 - Да. Алёшей, Лёшкой. Я потерял с ним связь. Вреде бы он после колонии куда-то уехал учиться. В военное училище, кажется. И я уехал. В техникум поступил. Горно- металлургический. В городе Свердловске.
 - И вы переписывались?
 - Знаешь... раньше письма часто терялись, доходили поздно.
 - До тебя не дошли письма?
 - Дошло одно. Я тебе про него и рассказываю. Но оно дошло через тридцать пять лет. И я не был уверен…
 - А что было до этого? И в чём ты не был уверен? - сыпал вопросами Дан.
 - Не торопись, пожалуйста. Когда мне было двадцать семь лет, я был несправедливо осужден. Меня сослали в Вятский лагерь. Я строил железную дорогу. А потом началась война.
 - И ты воевал?
 - Нет. Меня не выпускали долго. Я работал для фронта.
 - А твой брат?... Он воевал?.. Он не погиб?
 - Он не погиб. Он получил звание Героя Советского Союза. Он быз радиоразведчиком. И я остался жив. Но память стала хуже. Бывают времена, когда память становится лишним грузом.
 - И ты... его забыл?
 - Я его не забыл. Братьев не забывают. Особенно тех, с которыми бежал из детдома.
 - А он тебя искал и нашел?
 - Да. Он всегда лучше дружил с памятью. Он нашёл меня через несколько лет после войны.
 - А как вы сбегали из детдома?
 - Очень просто, на поезде.
 - Вы купили билеты и вернулись на поезде?
 - Нет, не покупали.
 - Вы что, бесплатно ехали?
 - Бесплатно. Только не в вагонах, а под вагонами.
 - ??
 - А кто же нас бесплатно в вагон бы посадил? - усмехнулся черноволосый мальчишка, показывая белые зубы.
 - А в Вятском лагере у тебя были друзья или враги?
 - Были и друзья, и враги.
 - А враги тебя… били?
 - Не били. Там свои законы. Хромых не бьют.
 - А друзья твои - они кто были?
 - Разные люди. Я читал им вслух. «Отверженных» Виктора Гюго. Хорошо, был в лагере склад книг. Что-то вроде библиотеки. Я читал, а те, кто слушал, были моими друзьями.
 - Генка, а когда брат тебя нашёл, ты его сразу вспомнил?
 - Не сразу. Все те годы, которые мы не виделись, я запрещал себе его вспоминать. Но потом я получил Алёшино письмо. Я на него долго не решался ответить. Я не знал точно, кто меня найдёт - враг или друг.
 - Хорошо, что вы наконец нашли друг друга. Вы, наверное, были очень этому рады.
 - И рады, и не рады. Мне тяжело было с ним. Он был старшим братом. А я отвык быть младшим. Алёша был хорошим человеком, добрым, с ним поссориться было невозможно. Но я ругался с ним часто. Он очень хотел найти наших родных - тех, кто остался там, в Башкирии. В селе Русский Акташ. Поехал один в Уфу. И там умер. Из-за жары. Я побоялся ехать на его похороны. Дан, передай Уфе от меня привет, если поедешь туда.
 - От кого привет? От Генки? - переспросил Дан.
 - От твоего прадеда.
Дан хотел задать следующий вопрос, но рядом никого уже не было.
И он проснулся.


Рецензии