Про повышение успеваемости

Аля пересказывает мне какой-то русский мультик. Я слушаю невнимательно, с пятого на десятое — готовлю обед. Вдруг внимание моё привлекает фраза:

— И учитель сказал Сониной маме "Ей надо повысить успеваемость".

Фраза из мультика в устах нашей девочки звучит по меньшей мере странно. Чужеродно, я бы сказала. Примерно как та, которую вставил Шарик в письмо маме дяди Фёдора - про повышение лохматости. Мы живем в Германии, Аля учится во втором классе, оценок им пока не ставят, так что с таким понятием, как успеваемость, детка вряд ли могла столкнуться. Особенно если учесть, что успеваемость в немецкой начальной школе вообще никого не волнует: ни учителей, ни учеников. Остаться на второй год - не зазорно, здесь это называется - повторить год, и широко практикуется. Если родители видят, что ребенок чего-то не усвоил, они сами просят разрешения повторить год, и школа почти всегда соглашается - дает возможность ребенку усвоить материал, без которого дальше идти невозможно.
 
— А ты знаешь, что это такое — успеваемость? Не думаю, что ты понимаешь, о чем идет речь, — говорю я.

— Ну, конечно, я понимаю, что это такое, — снисходительно отвечает внучка. — Ты думаешь, Соню просто так назвали Соней? Не-е-ет, это потому, что она спит на ходу, и из-за этого ничего не успевает делать вовремя. Вот учитель и хочет, чтобы она повысила успеваемость — стала всё успевать.

Всё ясно: объяснила непонятное слово так, как она его поняла - с помощью похожих слов. Народная этимология в действии. Приходится щелкнуть внучку по носу и объяснять, что русское выражение "повысить успеваемость"  означает — улучшить оценки, а вовсе не то, о чем она подумала.


Рецензии
Двое моих русских внуков живут и учатся в Финляндии.
Школа обычная, финская, обучение по всем предметам на финском языке.
Так вот, у них с успеваемостью дела обстоят много лучше,
чем у природных финнов. Им просто некогда
отвлекаться и маяться дурью.
Поэтому и успевают.



Василий Овчинников   13.12.2023 00:35     Заявить о нарушении
Про финскую школу ничего не знаю, кроме того, что считается, что у финнов самая лучшая в мире система образования. У нас в Германии система обрзования значительно сложнее (немцы вообще любят всё усложнять), но, поскольку дети другой не знают, им учиться легко.

Мои внучки, хоть и родились здесь, прекрасно говорят не только по-немецки, но и по-русски, любят читать книги на русском, чему я очень рада: всё-таки для меня немецкий язык - не родной, на русском мне намного легче объяснять им сложные вещи...

Василий, спасибо вам за прочтение и отклик!

Элина Плант   13.12.2023 01:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.