Ленинград - великая песня запрещенного поэта

"Ленинград" - великая песня запрещенного поэта в исполнении ныне запрещенной великой Аллы Пугачёвой


   Осип Эмильевич Мандельштам родился в "эмиграции", в Варшаве, в польско-еврейской семье, за 26 лет до большевистской революции. А вскоре после рождения Осипа его родители переехали в С-Петербург. В 17 лет он поступил в парижскую  Сорбонну на филологический факультет, но на следующий год бросил учебу, чтобы поступить в Гейдельбергский университет в Германии. Еще через 3 года он решил продолжить свое образование уже в универе Питера, из которого евреи из-за ярого антисемитизма властей были исключены. Чтобы снять все вопросы, связанные с его еврейским происхождением,Мандельштам официально вышел из иудейства и стал христианином - но не православным, а принял протестантский МЕТОДИЗМ, и в результате такого "счастливого приобретения" безо всяких проблем был принят в университет. Но так и не получил официального образования. Да и зачем, ему, сыну миллионера, оно так было нужно?

    В С-Петербурге в предреволюционное десятилетие воздух был наполнен социалистическими, романтическими и всякими прочими политическими и поэтическими идеями. Мандельштам дружил с поэтом Н.Гумилевым, мужем А.Ахматовой. Вместе с ним и другими молодыми поэтами они создали кружок поэтов-акмеистов, чем и прославились и вошли в плеяду поэтов знаменитого Серебряного века.

  Мандельштам не принял и не мог принять революцию! Она лишила его и капитала, и многих друзей. В 21-м году был расстрелян его друг поэт Н.Гумилев. Последователи акмеизма и прочих "неофициальных буржуазных" литературных течений подвергались большевиками и поруганию, и политическому преследованию. В СССР отныне насаждалось только одно-единственное литературное направление - партийный, социалистический реализм. Что это такое, хорошо объяснил Ленин: каждым своим словом, каждой буквой литератор должен служить только одному - партии большевиков и пролетариату, их скорейшей победе во всем мире! Такой дури Мандельштам не понимал и ее презирал! В  итоге в 1933 году Мандельштам сочинил политическое по своей сути крайне злое стихотворение "Эпиграмма на Сталина", которое он декламировал на нескольких небольших частных собраниях в Москве. Стихотворение намеренно оскорбляло Сталина, Мандельштам  называл его "убийцей крестьян", "кремлевским горцем", его пальцы сравнивал с жирными червями. Шесть месяцев спустя, в мае 1934 года, Мандельштам был арестован тремя офицерами НКВД, которые прибыли в его квартиру с ордером на обыск. Его жена сначала надеялась, что это из-за ссоры, произошедшей в Ленинграде несколькими днями ранее, когда Мандельштам обвинил писателя Алексея Толстого в том, что тот оскорбил его жену, и дал ему за это пощечину! Но на допросе Мандельштаму показали копию его эпиграммы на Сталина, и он сразу признался, что является ее автором, полагая, что поэту в принципе неправильно отказываться от своего собственного произведения. Ни он, ни его жена Надежда никогда не рисковали записывать этот стих и потому предполагали, что кто-то из доверенных друзей, которым он этот стих читал, выучил его наизусть, записал на бумагу и сочинил донос - передал письменную копию в полицию. Кто это сделал,так и не было установлено.
Мандельштам ожидал, что оскорбление Сталина повлечет за собой смертную казнь, но его жена и А.Ахматова начали кампанию по его спасению и преуспели в создании "какой-то особой атмосферы, когда люди суетились и перешептывались друг с другом". И высокопоставленные советские чиновники, и журналисты понимали, что кремлевский режим, находится на грани убийства известного поэта. Тогда поэт Пастернак обратился к видному большевику Бухарину с просьбой вмешаться. Бухарин, который знал чету Мандельштамов 15 лет и часто помогал им, обратился к главе НКВД и написал записку Сталину. В итоге Мандельштам был приговорен не к смертной казни и даже не к ГУЛАГу, а всего-то к трехлетней ссылке в Чердынь, на Северном Урале, куда его сопровождала жена. И это рассматривалось как "чудо"! Но напряжение, вызванное допросом, довело Мандельштама до грани безумия! И в Чердыни он попытался покончить с собой, выбросившись из окна. Его брат Александр обратился в полицию с просьбой оказать Осипу надлежащую психиатрическую помощь. Времена были еще не кровавые, и произошло второе "чудо" -  Мандельштаму позволили покинуть совсем уж захудалую неведомую Чердынь и самому выбрать место ссылки. Мандельштам буквально методом тыка выбрал Воронеж. А Сталин в Москве в эти дни вдруг позвонил Борису Пастернаку и задал ему только один вопрос - действительно ли Мандельштам талантливый поэт? Сталин еще не страдал патологической паранойей и еще не уничтожал всех подряд. Некоторых он пока еще миловал и спасал от пули... А "благодарный" Мандельштам заставил себя написать "Оду Сталину", надеясь, что это защитит его от дальнейших преследований.

  Трехлетний период ссылки Мандельштама закончился в мае 1937 года, когда уже вовсю шла "Великая чистка". В 1938 г. был расстрелян его защитник Бухарин. Пара Мандельштама больше не имела права жить в Москве, поэтому они поселились в соседнем Калинине (Тверь). Всё в том же 38-м Мандельштам был вновь арестован и приговорен к пяти годам исправительных лагерей на Дальнем Востоке. Вполне возможно, что его ожидала Колыма. Из пересыльного лагеря Владперпункт он отправил свое последнее письмо брату и жене, в котором писал, что очень мерзнет, болеет и от голода чрезвычайно отощал. Просил выслать ему теплые вещи. Но 27 декабря 1938 года, не дожив до своего 48-летия, Осип Мандельштам умер в пересыльном лагере от брюшного тифа. Его тело пролежало непогребенным до весны вместе с другими умершими. Затем весь "зимний штабель" был захоронен в братской могиле...

Исполнилось пророчество самого Мандельштама: "Только в России поэзию уважают, из-за нее убивают людей. Есть ли где-нибудь еще, где поэзия является столь распространенным мотивом для убийства?"

   Несмотря на то, что в годы хрущевской оттепели Мандельштам был официально реабилитирован, его РЕАЛЬНОЕ политическое и литературное "прощение" и возвращение в российскую культурную среду так и не состоялось. Его произведения не печатались. Его имя произносили полушепотом и только среди тех людей, которым полностью доверяли! А потом на смену хрущевской "оттепели" и вовсе пришла брежневщина, которая взял курс на частичное восстановление репрессивного режима Сталина - по крайней мере в пропаганде и идеологии. И стихи Мандельштама для режима так и продолжали оставаться крамольными. Поэтому А.Пугачева взяла на себя огромную ответственность, когда сочинила на стихотворение Мандельштама "Ленинград" песню и в 1980 г. записала ее в своем большом альбоме (песню можно найти, например на ютубе по адресу  -   https://youtu.be/ffMgfK7E61w?si=0vpyoCdMKC82PcY4 )

   Стихотворение совершенно безобидное. Правда в нем содержится некий намек на нечто... - когда поэт написал, что он хочет вернуться и пройтись по родному городу, что у него "еще есть адреса, по которым найду МЕРТВЕЦОВ голоса..."  Мало ли  КАКИХ мертвецов имел поэт в виду... Но идиотствовавшие советские чинуши от культуры абсолютно серьезно уверяли, что под мертвецами Мандельштам подразумевал тех, кто был при Сталине репрессирован и расстрелян!.. При Брежневе петь про репрессии  было "невиданным своеволием" певицы! И это вызвало страшный гнев руководителей советской эстрады! И грозило Пугачевой самыми суровыми санкциями! Вплоть до изгнания с эстрады! Однако через 2 года на смену брежневским маразматикам и откровенным придуркам пришел уже Андропов, который славился своим либерализмом по отношению к деятелям искусства, и "пугачевское дело" само собой рассосалось... исчезло в никуда... осталось некрасивым, подлым историческим  как бы "анекдотом"...


  И вот с той поры, с 1980-го года, прошло (подумать только!) 43 года! Почти полвека! Началась известная СВО на Украине, муж Пугачевой М.Галкин выступил резко против боевых действий с "украинскими нацистами"! Ему за своеволие грозило самое суровое уголовное преследование! Срок, который ему предстояло отсидеть, даже называть страшно! Можно сказать только одно - он, этот срок, почти такой же, как и в безумные сталинские времена! Поэтому Галкин вместе с женой и их двумя детьми практически бежали из страны! Из своего уже знаменитого огромного многоэтажного замка в Подмосковье, в деревне Грязи. И начали скитаться по миру - жили то в Израиле, у родного брата Галкина, то в Прибалтике. Теперь, кажется, окончательно решили осесть на Кипре. Ну дай-то бог. В ноябре 23-го примадонна, без мужа, вернулась на неделю в Россию, но здесь власти приняли ее очень холодно... Видимо, потребовали раскаяться за резкие слова ее мужа об СВО. Однако 75-летняя Алла этого так и не сделала - не в том она возрасте, чтобы полностью меняться, пересматривать свое мировоззрение, "предавать мужа" и т.п. И уехала прочь! Видимо навсегда... И журналистам громко заявила, что она, упаси господи, не против России как страны, что она продолжает любить свой народ! Всегда служила ему и никогда его не предавала и не предаст! И не в народе дело - а в его молчании, в вечной его покорности...

   В который уже раз не устаю удивляться: время зациклилось! Такое чувство, что мы вновь живем при Брежневе, в советские, почти сталинские времена, когда деятелям культуры за свои взгляды на происходящее вокруг них, за свои убеждения приходится внезапно бежать из страны... а их имена со злорадством вымарываются не просто из афиш - из истории страны... из памяти народа...

   Словно таких людей никогда и не было...

   Нет, а вы все-таки послушайте эту уже ставшую легендарной песню Пугачевой на стихи Мандельштама - прикоснитесь к данной трагической истории России... К истории, которая всё еще продолжается... и не известно, когда и чем еще закончится...

================================================



   Комменты читателей



   regent
      Спасибо, Сергей.
     Алла заменила одно слово, Петербург на Ленинград. А то бы ей эту песню вообще не удалось спеть. Эзоповщина, ёптыть.




    jason_rook
       Учись, пиит воронин:

Когда б я уголь взял для высшей похвалы —
Для радости рисунка непреложной, —
Я б воздух расчертил на хитрые углы
И осторожно и тревожно.
Чтоб настоящее в чертах отозвалось,
В искусстве с дерзостью гранича,
Я б рассказал о том, кто сдвинул мира ось,
Ста сорока народов чтя обычай.
Я б поднял брови малый уголок
И поднял вновь и разрешил иначе:
Знать, Прометей раздул свой уголек, —
Гляди, Эсхил, как я, рисуя, плачу!

Я б несколько гремучих линий взял,
Все моложавое его тысячелетье,
И мужество улыбкою связал
И развязал в ненапряженном свете,
И в дружбе мудрых глаз найду для близнеца,
Какого, не скажу, то выраженье, близясь
К которому, к нему, — вдруг узнаешь отца
И задыхаешься, почуяв мира близость.
И я хочу благодарить холмы,
Что эту кость и эту кисть развили:
Он родился в горах и горечь знал тюрьмы.
Хочу назвать его — не Сталин, — Джугашвили!

Художник, береги и охраняй бойца:
В рост окружи его сырым и синим бором
Вниманья влажного. Не огорчить отца
Недобрым образом иль мыслей недобором,
Художник, помоги тому, кто весь с тобой,
Кто мыслит, чувствует и строит.
Не я и не другой — ему народ родной —
Народ-Гомер хвалу утроит.
Художник, береги и охраняй бойца:
Лес человечества за ним поет, густея,
Само грядущее — дружина мудреца
И слушает его все чаще, все смелее.

Он свесился с трибуны, как с горы,
В бугры голов. Должник сильнее иска.
Могучие глаза решительно добры,
Густая бровь кому-то светит близко,
И я хотел бы стрелкой указать
На твердость рта — отца речей упрямых,
Лепное, сложное, крутое веко — знать,
Работает из миллиона рамок.
Весь — откровенность, весь — признанья медь,
И зоркий слух, не терпящий сурдинки,
На всех готовых жить и умереть
Бегут, играя, хмурые морщинки.

Сжимая уголек, в котором все сошлось,
Рукою жадною одно лишь сходство клича,
Рукою хищною — ловить лишь сходства ось —
Я уголь искрошу, ища его обличья.
Я у него учусь, не для себя учась.
Я у него учусь — к себе не знать пощады,
Несчастья скроют ли большого плана часть,
Я разыщу его в случайностях их чада...
Пусть недостоин я еще иметь друзей,
Пусть не насыщен я и желчью и слезами,
Он все мне чудится в шинели, в картузе,
На чудной площади с счастливыми глазами.

Глазами Сталина раздвинута гора
И вдаль прищурилась равнина.
Как море без морщин, как завтра из вчера —
До солнца борозды от плуга-исполина.
Он улыбается улыбкою жнеца
Рукопожатий в разговоре,
Который начался и длится без конца
На шестиклятвенном просторе.
И каждое гумно и каждая копна
Сильна, убориста, умна — добро живое —
Чудо народное! Да будет жизнь крупна.
Ворочается счастье стержневое.

И шестикратно я в сознаньи берегу,
Свидетель медленный труда, борьбы и жатвы,
Его огромный путь — через тайгу
И ленинский октябрь — до выполненной клятвы.
Уходят вдаль людских голов бугры:
Я уменьшаюсь там, меня уж не заметят,
Но в книгах ласковых и в играх детворы
Воскресну я сказать, что солнце светит.
Правдивей правды нет, чем искренность бойца:
Для чести и любви, для доблести и стали
Есть имя славное для сжатых губ чтеца —
Его мы слышали и мы его застали.

jason_rook

22 ноября 2023, 18:14:13  ВЫБРАТЬСВЕРНУТЬ
УдалитьОтметить как спамЗаморозитьСкрытьОтслеживатьЛучший комментарийEmbed
учись, пиит воронин



Когда б я уголь взял для высшей похвалы —
Для радости рисунка непреложной, —
Я б воздух расчертил на хитрые углы
И осторожно и тревожно.
Чтоб настоящее в чертах отозвалось,
В искусстве с дерзостью гранича,
Я б рассказал о том, кто сдвинул мира ось,
Ста сорока народов чтя обычай.
Я б поднял брови малый уголок
И поднял вновь и разрешил иначе:
Знать, Прометей раздул свой уголек, —
Гляди, Эсхил, как я, рисуя, плачу!

Я б несколько гремучих линий взял,
Все моложавое его тысячелетье,
И мужество улыбкою связал
И развязал в ненапряженном свете,
И в дружбе мудрых глаз найду для близнеца,
Какого, не скажу, то выраженье, близясь
К которому, к нему, — вдруг узнаешь отца
И задыхаешься, почуяв мира близость.
И я хочу благодарить холмы,
Что эту кость и эту кисть развили:
Он родился в горах и горечь знал тюрьмы.
Хочу назвать его — не Сталин, — Джугашвили!

Художник, береги и охраняй бойца:
В рост окружи его сырым и синим бором
Вниманья влажного. Не огорчить отца
Недобрым образом иль мыслей недобором,
Художник, помоги тому, кто весь с тобой,
Кто мыслит, чувствует и строит.
Не я и не другой — ему народ родной —
Народ-Гомер хвалу утроит.
Художник, береги и охраняй бойца:
Лес человечества за ним поет, густея,
Само грядущее — дружина мудреца
И слушает его все чаще, все смелее.

Он свесился с трибуны, как с горы,
В бугры голов. Должник сильнее иска.
Могучие глаза решительно добры,
Густая бровь кому-то светит близко,
И я хотел бы стрелкой указать
На твердость рта — отца речей упрямых,
Лепное, сложное, крутое веко — знать,
Работает из миллиона рамок.
Весь — откровенность, весь — признанья медь,
И зоркий слух, не терпящий сурдинки,
На всех готовых жить и умереть
Бегут, играя, хмурые морщинки.

Сжимая уголек, в котором все сошлось,
Рукою жадною одно лишь сходство клича,
Рукою хищною — ловить лишь сходства ось —
Я уголь искрошу, ища его обличья.
Я у него учусь, не для себя учась.
Я у него учусь — к себе не знать пощады,
Несчастья скроют ли большого плана часть,
Я разыщу его в случайностях их чада...
Пусть недостоин я еще иметь друзей,
Пусть не насыщен я и желчью и слезами,
Он все мне чудится в шинели, в картузе,
На чудной площади с счастливыми глазами.

Глазами Сталина раздвинута гора
И вдаль прищурилась равнина.
Как море без морщин, как завтра из вчера —
До солнца борозды от плуга-исполина.
Он улыбается улыбкою жнеца
Рукопожатий в разговоре,
Который начался и длится без конца
На шестиклятвенном просторе.
И каждое гумно и каждая копна
Сильна, убориста, умна — добро живое —
Чудо народное! Да будет жизнь крупна.
Ворочается счастье стержневое.

И шестикратно я в сознаньи берегу,
Свидетель медленный труда, борьбы и жатвы,
Его огромный путь — через тайгу
И ленинский октябрь — до выполненной клятвы.
Уходят вдаль людских голов бугры:
Я уменьшаюсь там, меня уж не заметят,
Но в книгах ласковых и в играх детворы
Воскресну я сказать, что солнце светит.
Правдивей правды нет, чем искренность бойца:
Для чести и любви, для доблести и стали
Есть имя славное для сжатых губ чтеца —
Его мы слышали и мы его застали.


   Стих Мандельштама, между прочим.
   Великолепное стихотворение, но оно не спасло автора.
   Жнец не знает милосердия.

   И вообще, он типичная продажная интеллигенция — на кухнях драконит режым, который дал ему всё — высокие гонорары, правительственную дачу, элитную квартиру, а после этого преспокойно пишет оды этому режыму. То, что ты восхищаешься пугачихой и этим Пендельштаммом — про тебя уже много говорит. И вообще, он типичная продажная интеллигенция — на кухнях драконит режым, который дал ему всё — высокие гонорары, правительственную дачу, элитную квартиру, а после этого преспокойно пишет оды этому режыму



   Мой ответ
       То, что дал ему режЫм, это в сто раз меньше того, что было у семьи Мандельштамов ДО ревалуции!



 

   yastrebok939
      Шлюха жидовская и муж её пидар ссыкливый и продажный.
 Серега, а где у этой СУЧКИ престарелой Родина?!




   Мой ответ
         У всех богатых людей нет родины — денег хватает жить, где захотят.




    yastrebok939
        Тогда и нех...  петь про неё, потаскухе этой жидовской! Пущай про свой славный Калохост или Хохломор тот пидорный визжит.




    Мой ответ
        Василий, она никакая не еврейка, а именно русская. У евреев национальность считается по матери,а не по отцу. А мать у нее — русская. Да и какой смысл сегодня смотреть на национальность? Сейчас в России живут миллионы украинцев, которые такие только по родителям, а они сами родились и всю жизнь прожили в России. Не выгонять же их из России... Точно так же в Харькове. Днепре, Кривом Роге, Запорожье, Одессе, Киеве живут миллионы русских по отцу и по матери, но сейчас многие из них воюют именно за Укру. Всё так перемешалось, что уже каша... Скажу тебе по секрету, что у меня дедушка по отцу носил фамилию Полещук. а это или укрская, или белорусская фамилия. Но дед и сам не знал, кто он по национальности, потому что во время гражданской войны потерял родителей, ничего о них всю жизнь не знал, т.к. воспитывался в детдоме. От них у него осталась только фамилия. И по отцу у меня до 17 лет была фамилия Полещук. И только после школы я переделал документы на материну фамилию, т.к. родители развелись, когда мне было 4 года, и я отца всю жизнь плохо знал и не любил, хотя он жил рядом, в Самаре. Так что я тоже не знаю, кто я по национальности... Но на Укре у меня живут двоюродные братья и их дети — чистейшие хохлы по поведению, хотя матери у них русские — моей мамы родные сестры. Так эти братья ненавидят меня, словно это я лично убил кого-то из их детей!.. И я с ними уже 10 лет совсем не общаюсь.И никогда уже не буду! Пошли они на х...!




   yastrebok939
        Серега, вот у тебя сколько РОДИН и ГРАЖДАНСТВ?




   stingvv
      Осип классный поэт!




   Мой ответ
      А мне больше всего врезалось в память то, что, оказывается поэт Н.Гумилев в среде поэтов считался человеком недалеким и не пользовался уважением. Все удивились,что возвышенная Ахматова вышла за него замуж... Впрочем и сама Анна была человеком гиперсексуальным и жестоким! Именно поэтому ее так не любил родной сын Лев Гумилев!

Эх, мать, страна Поэзия -
Кровавая как лезвие!





   stingvv
      Ахматова, это скорее, созданный ей же самой образ избранной, хотя, стихов ее никто с ходу не вспомнит. В этом смысле Цветаева, конечно, гораздо талантливее.




   stingvv
      Мандельштам жил в нищете, питался объедками, но его стихи говорят сами за себя. Вспоминая Ахматову, первой ассоциацией будут не стихи, а то, что она была "великая", Мандельштама сразу же можно вспомнить по стихам. Вот и вся разница между поэтом и медийным проектом. Понятно, что каждый воспринимает поэзию по своему. Ахматова, ну, да, талантлива, по-моему, ее стихи ближе к игре словами, которые можно удачно собирать как пазл, нет наития. Все четко и размеренно.



   Мой ответ
        Из всех нынешних певиц России я уважаю только А.Пугачеву. По крайней мере раньше она не пела однодневок. Каждая песня несла глубокий смысл, стихи были написаны именно поэтами, а не хрен знает кем. Каждое слово произносилось четко! Это было уроком дикции! А какие паузы внутри песни она способна выдерживать — это что-то! Это почти мхатовское искусство! — когда Станиславский бесконечно твердил актерам: "Не верю"! Потому что требовал каждое слово насыщать внутренней энергетикой актера. Каждая песня Пугачевой — это мини-спектакль на 3-4 минуты! Это тоже — чисто мхатовское ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО!!! Так актерствовать в течение исполняемой песни! выдавать ТАКИЕ мизансцены! была способна только еще одна певица — К.Шульженко! Сегодня она, к сожалению, совсем забыта... Вы послушайте хотя бы ее песню "Последний бой" — фрагмент юбилейного концерта, 1976 года  https://youtu.be/MmsCXOpZ6Rk?si=SS2lnoCsfEETG5iP
    Ведь железные мужики, прошедшие войну, которых, казалось, не прошибещь уже ничем, в зале ПЛАКАЛИ!..
 


    utvamu
       Всё, что вы тут понаписали - это либерастский бред! Как можно его развидеть!?



    Мое резюме
        Да... кажется мы сейчас уж слишком разошлись!..  Среднеобразованному СВОошному населению это всё очень непонятно и - очень подозрительно!.. Как бы не донес "куда следует"... Ведь сегодня дела возбуждаются не по факту нарушения закона, а по факту ДОНОСА - если кто-то на кого-то донес, то суд ОБЯЗАН дать "преступнику" срок или в лучшем назначить штраф. Дескать таково веление времени - "всё для фронта, всё для победы!... шаг влево, шаг вправо - преступление!.. дискредитация армии... "оскорбление и унижение режима"...  Даже малейший намек якобы на инакомыслие - "расстрел на месте"!

   Боже, в какое страшное время мы стали жить!


Рецензии