Начинал на Сталинце
Вся жизнь Андрея Ивановича Дудки связана с землей-кормилицей, с заботами и тревогами о хлебе насущном: снижении потерь зерна в жатву, повышении плодородия хлебной нивы. Перед уходом на пенсию работал на мощном «Колосе», а в тревожных снах до сих пор видит себя на мостике допотопного, по нынешним меркам, «Сталинца». Потомственный казак, он родился и вырос в Новониколаевской. Вся его жизнь прошла в родной станице, а трудовая биография тесно связана с местным колхозом. В его трудовой книжке всего две записи. Одна – о приеме на работу в колхоз «Победа», другая, с интервалом в 45 лет, об уходе на заслуженный отдых из этого же хозяйства. Начал работать мальчишкой, а потом стал знатным механизатором, кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции.
Андрей Иванович относится к старшему поколению, льготной категории граждан, уважительно именуемых тружениками тыла. На их неокрепшие детские плечи в лихую военную годину легли тяжелые испытания. Детство для него закончилось в 13 лет, когда только окончил 4-й класс. Отец, Иван Иванович, сражался на фронте, а он, оказавшись старшим мужчиной в доме, во всем помогал матери. Нянчил младших братьев, ухаживал за скотиной. Когда приблизился фронт, станичным мальчишкам вместе с матерями пришлось рыть за станицей окопы.
Вскоре в Новониколаевскую пришли враги. Фашисты устроились в их доме, а мать с ребятишками выгнали. Натерпелись лиха тогда, как и другие земляки. Но больше всего все страдали от голода. Когда Красная армия выбивала немцев из станицы, большая часть домов сгорела от ураганного обстрела наших «Катюш». Когда освободили станицу, работал в поле и на ферме. После шестимесячных курсов в Славянской стал трактористом.
Рассказывая свою не хитрую биографию, пожилой человек поведал и о военном лихолетье. Многое стерлось в памяти, но будто осталось – постоянное унизительное и истязающее чувство голода. Самым главным «деликатесом» тех лет для мальчишек были лепешки и кисель из рогоза, похлебка с небольшим количеством какого-либо зерна. А еще Андрею Ивановичу не забыть страха, перемешанного с радостью, испытанного в дни, когда наши выбивали врага. Невозможно было не трепетать, ведь над головой, с неимоверной скоростью, и воем проносились хвостатые огненные снаряды, совсем рядом вздымалась земля при взрывах. От шквального огня «Катюш» тогда сгорели почти все хаты, но погорельцы не роптали, война есть война. Как и другие станичники, они ликовали: фашисты отступили! Еще не догорели последние пепелища, еще не ушли части освободителей, и линия фронта просматривалась невооруженным глазом, а новониколаевцы уже начали восстанавливать разрушенное хозяйство. Андрей работал и учился, оставаясь главной опорой матери.
В 1949 году его призвали в армию. Пять лет отслужил на Балтийском флоте. По возвращении закончил шестимесячные курсы в Славянской и стал механизатором. Работал всегда с удовольствием, казалось, что и не уставал вовсе. В 1989 году на пенсию его провожали торжественно. Еще бы, гордость земляков, орденоносец! На судьбу Андрей Иванович не жалуется. С покойной супругой, Зинаидой Федоровной вырастил двух сыновей. Три внука и столько же внучек, одного правнука.
Свидетельство о публикации №223112201217