Политический анализ романов Достоевского

Издание второе. Анализ романов Ф.М.Достоевского.
М. Шульгин – Иркутск-Сочи, 2022-2023

Представлены наиболее значимые положения Ф.М. Достоевского в виде выдержек из романов Идиот, Братья Карамазовы, Подросток, Бесы в неизменном, измененном и поэтическом виде, отражающие негативную сущность либеральной политики в социальной жизни России. Это выражается в снижении национального самосознания, ведущему к ослаблению государства и его последующему разделению.

Предисловие

Идея классического либерализма была изначально прогрессивной и появилась как протест против консервативных порядков за свободу
частной жизни и предпринимательства,
неприкосновенность частной собственности,
выборность власти и равенство всех перед законом.

 Господствующий ныне  неолиберализм выступает за сильное государство при сохранении гражданских свобод, что в долгосрочной перспективе невыполнимо.
Почему?
        – Гражданские свободы направлены на развитие разных сторон личности, в том числе свободу самовыражения, которая под действием соцсетей и рекламы у части населения с неустойчивой психикой, особенно среди молодежи, может быть саморазрушительной. Тогда общество, бывшее ранее неоднородным по доходам и интересам, становится к тому же и разведенным политически
по обе стороны барикад.
        В странах обостряется борьба за лидерство и власть. Но как в семье, так и государстве управлять процессами должен кто-то один, а другой подчиняться. Тогда будет порядок.
        Известно изречение: или командуй или подчиняйся, а третьего не дано

Исследователи либерализма выделяют его минусы:
размывание идентичности народа,
бесконтрольная миграция,
разрушение традиционной семьи,
разобщение общества и ослабление государства (интернет данные).

Приступим к Достоевскому

I. Отрицание России начинается с отрицания порядков.
Роман «Идиот»

       Ф.М. Достоевский сомневается в конструктивной сущности русского либерализма: «И не является ли сущностью либерализма простое нападение на существующие порядки вещей?  - А чаще даже не на существующие порядки, а на сущность наших вещей и самые вещи из России».
       «Либерал дошел до того, что отрицает не только порядки, но и самую Россию – т.е. бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и даже восторг».
       «И они, пожалуй, при этом являются закоренелыми консерваторами. Критику и ненависть ко всему русскому воспринимают как любовь к отечеству и хвалятся тем, что видят лучше других. Но при этом стали стыдится слов «Любви к отечеству».  Русский либерализм есть покамест еще не русский».
       «Никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь свое особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или чем-нибудь хуже».
       «У нас до сих пор либералы были только из двух слоев: прежде всего помещичьего и семинарского, а так как оба сословия обратились наконец в совершенные касты, совершенно от нации обособленные – и, стало быть все что они делают было совершенно не национальное».
       «Переход в другую веру происходит от нашего пресыщения и больше от скуки. Наши люди в поисках истины если доберутся до берега, то, не зная середины, (меры) до крайности дойдут – и в иезуиты перейдут, и веру станут силой попирать.

       И все из духовной жажды и из тоски по крепкому берегу. Эта страстность волнует не только нас, но и всю Европу».

II.Потеря Родины в погоне за капиталом.
По роману «Подросток»

Достоевский пишет: "У многих просветителей бытовала мысль, что в России скрепляющей идеи нет, каждый врозь. Все будто живут на постоялом дворе и собираются вон из страны".

       Скрепляющая ранее идея свободы, «поставила на вершину право собственности на частный капитал и поделила людей по наличию богатства - и стала разделяющей». В погоне за капиталом, утрачивалось значение смысла «Родины и национальной независимости», что мы сегодня видим в Европе. 

Когда права людей в Европе уровняли,
то честь и долг в дороге утеряли.
А эгоизм зашел на пьедестал,
идею о свободе обокрал
и сделал главным частный капитал*
(авторская интерпретация текста в стихах)

       В русском обществе стала распространяться идея о второстепенности народа России (что освобождает от патриотических предрассудков).
«Русский народ есть народ второстепенный, которому предназначено только послужить лишь материалом для более благородного племени. Если бы эта идея второстепенности про Россию была всеми усвоена, то развязала бы всем руки и освободила бы многих от патриотических предрассудков».

       Распространилась мысли о том, что все империи рушатся - стало быть и Россию ждет раздробление.
       Достоевский пишет: «Империи гибнут, а человек живет. Если в России разуверились, то тогда можно просто работать ради будущего племени - всего человечества. «И без того Россия умерла бы, как и Рим, не прожившая и 1,5 тыс. лет. Римляне тоже обратились в материал, но оставили идею, и она вошла элементом в судьбу человечества. Человек то и вовсе конечен и является материалом для отчизны. - Что ж ему ничего не делать? Делайте для человечества. Дел столько, что и недостанет всей жизни».

III. Навязчивое поклонение Западу
в романе «Бесы»

      Достоевский пишет: «Наш русский либерализм прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить. Мы с немцев что-нибудь взяли. Двугривенный взяли, а сто рублей отдали…»
      «В русском барстве есть что-то чрезвычайно быстро изнашиваемое. Поэтому перебираюсь за границу. Там и климат лучше и строения каменные». У нас же в России рушиться нечему. Упадут у нас не камни, а все рассыплется в грязь. Простой народ еще держится кое-как русским богом».
      «В России теперь что угодно может произойти.  Русский бог не устоит против
крестьянской реформы и железных дорог… Понятно, что русские с состоянием
хлынули за границу. Тут просто инстинкт, бежать с тонущего корабля».
      
Мечтали Польшу запустить по Днепр*
и уничтожить армию и флот,
наследство отменить, Россию раздробить
и жить как ветер свежий без забот.      
      
К простолюдинам же с презрением относились,
французов чистеньких под ними представляя.
Их грубости и серости стыдились.
народом прикрывались. Ну и тем гордились.
         
И стань когда-нибудь страна богатой и счастливой, -
то некого бы стало ненавидеть, негде воровать.
Но въевшееся в кровь брезгливое презрение,
найдет за что Россию оболгать.
               
В России, говорили: «Падать больше нечему»,
и держится колос большой по воле Бога»,
но братство христианское отнюдь не вечное,
и Бог не устоит перед железною дорогою.

Далее Ф.М. Достоевский замечает: «Мы с Кирилловым решили, что русские перед американцами маленькие ребятишки (как, впрочем, и сегодня) и нужно родиться в Америке или прожить долгие годы, чтобы стать с ними вровень».

И выглядим мы как-то неумело, ребятишками,
перед этими большими американскими сынишками.
И чтобы вровень с ними можно было стать,
пол жизни в Штатах надо прозябать*.
* интерпретация текста в стихах, близкая к содержанию романа

Запад - образец для русских

Россия школьница в оборках платье носит*,
на Запад взгляд при этом тайно косит.
Идеи ветхие за Днепром собирает,
о демократии, свободах все мечтает.

Немецкий труд как образец для наших русских,
недостижим был прежде, ну а как теперь?
Порядку двести лет учились мы у метров прусских,
с восторгом ломились в закрытую дверь*.   


IY. Раздробление России в романе «Братья Карамазовы»

«На вечерах говорили «об уничтожении цензуры, буквы «ъ». О полезности раздробления России по народностям с вольною федеративной связью, об уничтожении армии и флота, о восстановлении Польши по Днепр… о прокламациях, об уничтожении наследства, о замене русских букв латынью».

«Гляжу на запад, восторгаюсь. Хорошо, если б нас покорили французы: умная нация покорила бы весьма глупую и присоединила к себе. Я желаю уничтожения всех солдат. Совсем даже были бы другие порядки».
               
Если русская тройка так быстро мчится*,
с Россией что-то должно приключиться.               
А покорили бы французы нас иль немцы –
открыли бы мы им тихонько двери в сенцы.

«Все аксиомы русских мальчиков сплошь выверены из европейских гипотез; что у них гипотеза, то у нас аксиома»

И что у них гипотезы - у нас все аксиомы*,
хотя они давно уже для праведных не новы. 
И Западу мы любим подражать,
хулить Россию, бег ее сдержать.

Он никого не любит, себя ж при этом уважает высоко,
а просвещение видит в модном платье и блеске чищенных сапог.
Мечтал во Францию отбыть и переделаться в французы.

2. «Великую идею (свободы, братства) вываляют в грязи», исказят до неузнаваемости (поставленную нелепо углом, без пропорции) и превратят «в игрушку для глупых ребят». 

Великую идею по кочкам волочат*
и так ее безжалостно, и дико исказят,
что превратят в игрушку для ребят.


Как итог для размышления

1. «У нас создался невиданный высший культурный тип – тип всемирного боления за всех». - «Это русский тип, взятый в высшем культурном слое народа. Нас таких всего тысяча. И Россия жила лишь для того, чтобы произвести эту тысячу».

2.  «Вот уже столетие, как Россия живет решительно не для себя, а для Европы. Тут опять логика; но в логике всегда тоска».

3. «Умелость и несдержанность русских ставится нам в вину. От того-то вот нас до сих пор иностранцы заедают».

4. «Все аксиомы русских мальчиков сплошь выверены из европейских гипотез; что у них гипотеза, то у нас аксиома»

«…если бы Россия как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива… и тогда некого было бы им ненавидеть, не на кого плевать, не над кем издеваться… Тут и остается в твердом остатке животная ненависть к России как в организм въевшаяся».

«Если в России разуверились, то тогда можно просто работать ради будущего племени - всего человечества» (Ф.М. Достоевский).

Это утверждение Достоевского можно отнести прежде всего к тем, кто уехал или собирается уехать из России, из своего дома, своей Родины.


Рецензии