Вертолётные миниатюры

На  реке  Шестакова   

     Раннее утро. В палатке было ещё сумрачно, но посветлевший брезент уже не давал закрываться глазам. Холодок, растворив в себе вечернее тепло печурки, путался в волосах и мурашками скатывался к самому сердцу. Спальный мешок сбился. Зябли плечи и рука, плетью свисавшая на земляной пол. Ночную дремоту ещё не прогнали заботы предстоящего дня. Зудящие с вечера комары куда-то запропастились. Экипаж ещё посапывал здоровым сном. Лишь техник завозился и стал  выкарабкиваться из-под марлевого  полога. Я тоже встал, оделся и, захватив полотенце, вышел наружу.
     Лёгкий морозец приятно щекотал ноздри. Пахло озоном. Под ногами ёжилась трава, стряхивая народившийся за ночь иней. По левую сторону стояла в забытье полуоголённая ольха, а правая, южная, открывала вид на тёмную полоску Охотского моря, над которой нависла бесформенная масса серых облаков. Множество перьев, веером рассыпанных по северному ещё чистому небу, словно щупальцами осьминога, хватались за сопки, подбирая под себя изрезанный хребтами и реками безлесый материк.
     На поляне, вокруг которой гнездились палатки, было спокойно и тихо; только впереди, за времянкой, что курилась лёгким аппетитным дымком, ворчали перекаты студёной реки. Вытоптанная змейкой тропа спускалась к Шестаковке. Её исхудавшее за лето русло обнажило берега, где у самой воды нависли хрупкие стекляшки льда. Тут же, зарываясь в мелочь, горбатились побуревшие от времени валуны, покинутые до будущей весны высокой водой. Противоположный берег нависал словно стена. Десятки струй, сбегавших по его расщелинам, перезванивались с говорливыми перекатами, создавали  неповторимую музыку природного оркестра. Эта река больше походила на широкий стремительный ручей, каких великое множество затерялось среди морщин здешней земли.
     В этом суровом, но прекрасном раю мы работали на благо нашей Родины.

               
Гравика.

     Пятидесятые годы родили незаменимый вертолёт Ми-4. Особенно не было ему цены в великолепной приёмистости двигателя. Геофизики это оценили, когда в день приходилось выполнять более трёх десятков посадок. То, надрываясь на взлётных режимах, двигатель вытаскивал вертолёт из какого-нибудь «колодца» или, затихая, падал с вершины сопки в бездну, готовый в любую минуту взреветь и остановить семитонную махину по велению  командира.
     Гравиметрическая съёмка требовала виртуозности. Иногда приходилось опираться только на одно колесо. Геофизики на минуту выскакивали из гудящего вертолёта и с помощью прибора измеряли магнитное поле земли. Для определения мест посадок использовали крупные карты и космические снимки. На одной из таких точек через иллюминатор мне довелось увидеть горный хрусталь. Прямо из земли скученно торчали гранёные «пальцы». С большой вероятностью, что это чудо до сих пор  «растёт» на одной из Камчатских сопок недалеко от посёлков Каменское и Манилы.


Охота. Поиск. Непогода.

      Март. Ослепительное солнце, отражённое необъятным снежным ковром, заставляет щурить глаза. Без очков невыносимо. Сквозь окна вертолёта пригревает так, что иногда хочется покемарить. Правая пола кожаной куртки выгорела, совсем порыжела. Именно в такую погоду мы летали с охотниками на отстрел волков.
      От Таловки взяли курс на север. По низу, как куры, разлетались белые куропатки. Видели росомаху, похожую на медведя, но, конечно, меньше размером. Рыжая тоже объявилась как по заказу. Свернувшись калачиком, она грелась на солнце. И даже гул мотора её не потревожил. Мы ещё удивлялись, немного покружив над ней. Вспомнилась давняя история с Ковалёвым, ветераном среди пилотов. Говорили, что однажды из командировки он привёз пятнадцать лис. Правда ли это было? Судить некому. Но жена его щеголяла по посёлку в пальто с лисьим воротником и в такой же шапке.
     На волка мы всё же вышли. Увидели его издалека. Стрелки тут же распластались на полу. Для удобства сняли в кабине дверь. Место было открытое, и ничего не могло помешать свалить серого. Он бежал, повернув оскаленную морду к наседавшему на него вертолёту. Не прошло и пяти минут, как всё было кончено. Волк оказался матёрым здоровяком: от хвоста до морды почти два метра. Задачу на этот день мы выполнили и уже к обеду вернулись на командировочные койки.

     После обеда к нам зашли представители из геологической партии. На днях у них пропал товарищ в поле. И они просили помочь им в поиске. До их стоянки добрались минут за двадцать: несколько балков среди белой пустыни, и всё. Правда, недалеко небольшой лесок, но довольно редкий и поэтому ничего не скрывающий.
     Здесь два дня назад пировала метель свою свадьбу. Непогода не редкость в этом районе. И обитатели - люди привыкшие. Не высовывай нос - и всё будет в порядке. Но есть и неугомонные представители из нашего семейства. Захотелось одному выйти, то ли до ветру, то ли ещё зачем. В общем, он вышел, а назад не вернулся. Исколесили мы этот район вдоль и поперёк. И несколько раз. Всё безрезультатно. Только позже, уже в мае, когда летали за погибшими с Ан-2 ребятами, смогли найти пропавшего. Но не там, где искали раньше, а гораздо севернее. Он лежал на одном из многочисленных, ещё не растаявших озер. А объяснение всему: ветер. Снегопад с южным ветром сразу стал относить его от времянок, видимости же никакой. Да и слышимости тоже. Сколько он проплутал, выбиваясь из сил, неизвестно. В таких случаях обычно пользуются верёвками. У них они тоже были натянуты. Но, видимо, он ими пренебрёг. Вот и результат - весьма плачевный.
     Непогода – страшная вещь. И недооценивать ситуацию, складывающуюся при сильных ветрах, болтанках, плохой видимости - себе во вред. Этот же район однажды нас измотал изрядно. А всего-то снежок: мелкий, постоянный, с видимостью ноль целых, столько же десятых. Летели чуть ли не от самого Слаутного до Манил на бреющем с открытой дверью, не отрываясь от спасительной в то время для нас реки Пенжины. Все до единой речной петли обрисовали своим носом. Курс иногда менялся на 180 градусов. И вместо 150 км. получились все 200, а может и больше. Из вертолёта вышли, как после большой пьянки (шутка).

( Балок – временное жильё, установленное на полозьях.)

События конца 70-х годов прошлого столетия


Рецензии
А у меня папа погиб в Охотском. Ушёл под воду с кабиной самолёта ИЛ-18. Экипаж остался на льдине. Все погибли.

Елена Бекиш   21.12.2023 20:13     Заявить о нарушении
Сочувствую, Елена. Из нашего выпуска погиб каждый 10-й. Всё это печально. Но, видно, романтика "требует жертв" И ничего тут не поделаешь.

Игорь Шевченко 3   21.12.2023 20:38   Заявить о нарушении
Очень понравилось!"Пировала метель свадьбу...."Прекрасно.

Лариса Тунеголовец   22.12.2023 04:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.