Язык, мышление и идентичность

Одна из самых тонких и одновременно опасных граней научных исследований – столкновение проблемных полей, чья взаимосвязь и взаимозависимость очевидны. От этого исследовательское поле заметно расширяется. В условиях междисциплинарного подхода рассмотрение таких точек взаимодействия как язык и мышление представляется важным и интересным предметом изучения.

Язык – маркер национальной идентичности. И изучение языков способно расширить наши знания о другой культуре. Но познание других языков никогда не может помочь человеку до конца понять иную культуру, или, что еще сложнее, принять на себя чужую идентичность. Для этого требуются гораздо более сложные и тонкие политические, культурные и идеологические процессы. Однако, изучение иного языка может способствовать развитию мышления. Но влияет ли изучение «сложных языков» на развитие интеллекта и, если влияние есть, то какое?

А.Р. Лурия в своей классической работе «Язык и сознание» утверждал: «Человек может не только воспринимать вещи, но может рассуждать, делать выводы из своих непосредственных впечатлений; иногда он способен делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта» [3, С. 11]. Таким образом проблема воспринятия чужой информации близка к проблеме принятия. Однако, так ли это возможно?

Татьяна Черниговская на одной из своих лекций по поводу этого говорила, что изучение языков, например, русского языка действительно является сложным процессов из-за большого количества языковых конструкций, в т.ч. спряжений и падежей. Однако, она принципиально не согласно с мыслью, что существуют языки, отличающиеся по степени «сложности». И тем не менее она резюмировала: «Люди, которые знают несколько языков, не монолингвы, составляют абсолютное большинство населения планеты и каждый следующий изучаемый человеком язык способствует развитию мышления. Поэтому изучение иностранных языков мышлению не приносит ничего, кроме пользы» [1].

Однако изучение других языков, пусть и благоприятно влияет на развитие мозга и тем не менее оно не способно гарантировать развитие научного сознания. Отечественный философ Ю.М. Лотман, а вслед за ним и Т.В. Черниговская, утверждают, что если есть только один тип мышления, то это не порождает интеллектуальный текст, как и не порождается информация, если нет противоположных точек зрения. Лотман писал: «Параллель между двуполушарной структурой человеческого мозга и культурой, биполярность как минимальная структура семиотической организации… на всех уровнях мыслящего механизма» [2].
 
Связаны ли эти процессы с принятием идентичности? Лурия, Лотман и Черниговская неоднократно говорили, что принятие иной идентичности не связано с развитием лингвистических способностей человека. Это может быть только осознанный выбор, который не всегда связан с тем, насколько человек способен принять иные языковые конструкты. Это связано с самоощущением и самосознанием. А они если и связаны с языком, то весьма опосредованно. Данные процессы индивидуальны.

Литература:
1. Как изучение языков влияет на мозг? Татьяна Черниговская. // YouTube. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=gtH6g4Wp-T8
2. Лекция Татьяны Черниговской «Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание». О Далай-ламе. // YouTube. [электронный ресурс] – Режим доступа – URL:  https://www.youtube.com/watch?v=aAb4pumP5VU []
3. Лурия А. Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е. Д. Хомской. М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 – 320 с.


Рецензии