Два ириса, белый и голубой

Я люблю ирисы. Не могу сказать, что – все. От некоторых уже избавлялась. Но если кого полюбила, то это уже навсегда.
Мне кажется, что самые красивые ирисы, то есть самые «навороченные», как говорят садоводы, с крупными волнистыми цветами, меня не любят. Редко цветут. Я уже начинаю платить им тем же и, когда на станции или на рынке иду мимо рядов с шикарными ирисами, то делаю вид, что они меня не интересуют. Зачем мне лишние хлопоты?
Но есть два, от которых я отказаться не могу. Это белый и голубой.

Белый у меня появился раньше, чем голубой, увидела его у соседки-цветочницы. Она мне показывала свой сад, и вдруг рядом с дорожкой я увидела цветок-праздник. Белый, как невеста, чистый как снег. Я остолбенела. Сердце моё забилось. Крупные цветы с воланами на лепестках. О!!!
- Дайте мне, пожалуйста, корешок! – Взмолилась я.
Соседка никогда мне не отказывала, потому что и я ей никогда не отказывала, но тут она посерьёзнела:
- Дочка его сажала. Вдруг заметит.
Я же не могла отлепить восторженного страдающего взгляда от этого божественно создания.
И она откопала. Два корешка. Хотела ещё один («Да, давайте! – Мысленно убеждала я её). Но воздержалась. Ирисов, действительно, не так уж много было.
Посадила я свои два корешка на одно из свободных хороших мест, и на следующий год увидела эту красоту.
Узнала, порывшись в интернете, что зовут мой ирис Нордика (Nordica), то есть «Северный». Какое хорошее имя! Ведь я сама северянка.
Я кружила вокруг своего красавца и решила улучшить ему место – пересадила на более видное. В обоих случаях почва была не самая сухая, довольно сдобная. Солнце – умеренное, здесь даже больше его, но поветренней будет. Однако на новом месте он не расцвел. И за последующие 10 лет цвёл лишь пару раз.
Что-то я не так делаю. Спинки корней держу открытыми, это правильно. Но на днях узнала, что ирисы нельзя перекармливать, иначе они уйдут в ботву. Вот этим я грешу. Пишут, надо только золой. Хорошо, учту на будущее. И ещё говорят – им нужно прямое солнце и чтобы остриё ириса направлялось на юг. Надо будет уточнить, куда мои кончики ирисов смотрят.

Теперь о голубом ирисе.
Голубые ирисы я хотела всегда, целенаправленно. Искала.
Одна коллега похвасталась – есть у неё голубой. Жили они в Переделкино, и она каждый день на электричке ездила к нам в колледж на работу в библиотеку. Писательская семья у неё была.
- Привезите корешок, пожалуйста, – попросила я.
Весной она привезла мне их целую сумку. Семья освобождала место для картошки – 90-е годы были.
- Не знаю, где-то среди них есть голубой, – сказала мне коллега.

Посадила я эти ирисы у дома, на солнышке. Выскочили летом разные, и один из них, действительно, голубой. Но как-то я не впечатлилась всеми этими ирисами – тощие они какие-то были, формы цветов скромные, зажатые какие-то, цвели не обильно. Один только этот голубой ещё как-то выделялся и то – одним только своим цветом. В общем, разочаровали они меня. Голубой я потеряла среди всех остальных, и отдала «подросшую» сумку другой коллеге на другой работе – в институте.
У этой коллеги узбек, помогающий им в саду, вырыл возле забора, за которым рос болотистый лесок, большой пруд, чтобы вода в него стекала. Ещё он вырыл никуда не идущий канал, хотя его никто и не просил.
- Зачем? – спросили хозяева.
- Арык, – многозначительно сказал узбек.
Понятно. Тоска по родине.
- Узбек рассадил эти мои ирисы по берегам пруда и арыка. Весной ирисы разрослись и красиво цвели, – рассказывала коллега.
- Разные, все разные – красота! – Продолжала хвастать она.
А я немного завидовала ей из-за своих ирисы. Ну, да ладно.
Я хочу голубой большой ирис.

И вот как-то в Ашане, который постоянно обманывает со своими продажами цветов, я увидела голубой навороченный ирис –германский Babbeling Brooke (Бабблинг Брук). В переводе на русский – «Журчащий ручеёк».
О, ручеёк! Как я люблю их!
Немного не понравилась коричневая бородка. Я бы хотела чистый-чистый голубой цвет. Но ведь это можно представить как камешки в воде. Конечно, это же камешки в воде! Хочу такой ирис.
Я купила три пакетика, то есть три корешка, крошечных, с ноготок. Только такие, к сожалению, и продают в пакетиках. Ужас! А настоящий корень должен быть сантиметров 10, плюс-минус. Отщипнули, значит, крохоборы. А цены! Цены меня всегда удивляли – берут как за полноценный корешок. Так же, кстати, и за хосты. А потом эти растения поднимаются невероятно долго, и что ещё вырастет и зацветёт – неизвестно.
Но очень хочется.
И посадила я свои три «ноготка» на солнечное сдобное место и стала ждать, что вырастет. Взошло два из них. Причем один был заморышем, который вскоре и сгинул. Осталась одна надежда на последний из трёх. А он благополучно прижился и пошёл-пошёл… И на пятый год расцвел! Ура-ура! Оказался по сорту. То есть большой, небесно-голубой, с воланами по краю лепестков и кофейной бородкой – всё, как и ожидалось. Праздник души!

Это было в прошлом году. А нынешним летом он не цвел.
Как и белый.
Но цвели другие, тоже любимые ирисы. О них я уже рассказывала и ещё, возможно, расскажу.

Фото автора.


Рецензии
Лучше будем про цветы читать! Это прям умиротворение какое-то. Я два дня по саду ходил как ошалелый. Как хорошо быть с природой! Маринка сажала ирисы, они потом в глубь ушли. Красивые, да!

Фома Неверующий   16.05.2024 19:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Фома! Действительно, надо больше писать о природе, для общей пользы и удовольствия.
Доброго тебе вечера!
С улыбкой и уважением,

Лысенко Светлана   16.05.2024 19:23   Заявить о нарушении
Света, а я тебя полюбил как раз за цветочки. Сначала я именно это и читал. Я их плохо знаю, но люблю и мне интересно.

Фома Неверующий   16.05.2024 22:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Фома! Это очень ценно — прочитать такое от коллеги. Буду и дальше прорабатывать эту тему. Если, конечно, меня на это мой музык благословит. И тебе — успехов!

Лысенко Светлана   17.05.2024 07:49   Заявить о нарушении
Теперь музык пойдет на даче! Удачи!

Фома Неверующий   17.05.2024 08:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.