Пушкин История с посланием К Чедаеву

Юноша Пушкин, необдуманно увлекшись чуждыми ему идеями, написал послание П.А. Чедаеву, восхитившее некоторых членов тайных обществ, которые потом приносили клятву общему делу на листе с "Кинжалом" молодого поэта

К ЧАА(Е)ДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(1818)

Исследователь В. В. Пугачев полвека назад  в статье «К датировке послания Пушкина К Чаадаеву  - 1970»  убедительно показал: стихотворение, за которое автор получил  почетный для  юноши титул «Певца Свободы»,  написано позже, возможно даже после 1821 г., когда будущие «декабристы» в своем составе «тайников» образовали радикальное крыло, требовавшие не болтовни под «русское вино», а революционных практических действий и заговора с кровопусканием, ликвидацией царя-самовластца и всего правящего немецкого Дома Романовых  и установлением республиканского общественного строя и власти Конституции

Конец  статьи  В. В. Пугачева с цитатой из Чедаева:
<<<
«Пушкин гордился моею дружбою, он говорит, что я спас от гибели его и его чувства, что я воспламенял в нем любовь к высокому...»
Что имел в виду Чаадаев? Только ли свое участие в смягчении участи Пушкина? Думается, что нет. Это подтверждают следующие слова: «Г. Бартеньев находит, что до этого никому нет дела, полагая, вероятно, что обращенное потомство вместо стихов Пушкина будет читать его Материалы. Надеюсь, однако, что будущие биографы поэта заглянут и в его стихотворения».
Вероятно, имелось в виду и послание «Любви, надежды, тихой славы». Чаадаев вспоминал споры о революции, о цареубийстве, происходившие между ним и Пушкиным весной 1820 г. Споры, послужившие поводом к написанию послания.»
>>>

А воз и ныне там и в оглоблях запутались Лебедь, Рак и Щука
И лебедь рака щупал. Свидетель – дед Щукарь

***

Но вот что думают об этом простые «технари»:

(1)
В 1823 г Пушкин в письме к кн. П.А. Вяземскому, прося о прощении царем и содействии его возвращения в Питер, дал своему послу и апостолу такие показания и основания для ходатайства:
- он указал на одно стихотворение о 1821г, которое назвал своим «последним либеральным бредом»
- к письму он приложил своего Свободы сеятеля, в котором отвернулся от народа, названного тупым рабским стадом черни, уже никак ничем недостойного вовсе какой-либо свободы, а только ярма с гремушками и бича

(2)
Он пишет в период этого произошедшего слома и переворота (разворота на 180 гр) мировоззрения такие яростные творения мести заблуждению либертина, как:
- Гавриилиада
- Демон
- Хандра
- эта самая Свобода пустынного сеятеля

Он полностью отдался своим божествам – Аполлону с музой Эвтерпой, Либеру и Эросу

В 1829 году послание к Чедаеву было напечатано в искажённом виде в альманахе «Северная звезда».

Потом были такие, кто оспаривал авторство, даже несмотря на завет Пушкина:
 И не оспоривай глупца

Надо учитывать - это (напечатание) было сделано после появления творений "Стансы", "Поэт"  "К черни", ставшее манифестом "Поэт и Толпа"

И тут что-то это все н как-то не склеивается и не стыкуется из-за несовместимых противоречий

А если вспомнить писбмо Пушкина от лета 1826 с запиской об оммаже, то совсем становится бру-а-а...

***

Источники для изучения темы «К Чедаеву»:
П. Анненков. Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху. «Вестник Европы», 1873, № 12, стр. 486 — 488
Сочинения и письма П. Я. Чаадаева, под ред. М. Гершензона, т. 1, М., 1913
М. Гофман. Пушкин. Первая глава науки о Пушкине. Изд. второе, дополн. «Атеней», Пб., 1922,
Ф. Н. Глинка. Удаление А. С. Пушкина из Петербурга в 1820 г. «Русский архив», 1880, № 6, стр. 918. См. также: «Литературное наследство», т. 16 — 18. Изд. журн.-газ. объед., М., 1934,
Д. Д. Благой. Творческий путь Пушкина (1813 — 1826). Изд. АН СССР, М. — Л., 1950
М. А. Цявловский. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. Изд. АН СССР, М., 1951,
Б. Томашевский. Пушкин. Книга первая (1813 — 1824). Изд. АН СССР, М. — Л., 1956,
Давыдова В. «К Чаадаеву» как выражение гражданских и социально-политических взглядов Александра Пушкина


Рецензии