Перемещенная ненависть

 


Конфликт на Ближнем Востоке в очередной раз перешел в горячую фазу. Почему?  Компетентные специалисты отвечают. Потому что Израиль препятствует образованию независимого Палестинского государства.  Не вступая в выяснение, кто прав, кто нет, я предпочитаю нырнуть в Интернет, в поисках материала.  А материала хоть отбавляй. И с различными взглядами. При таком обилии сложно найти корень. Но, рыская по интернету, можно откопать любопытные нюансы, которые могут добавить к картине современных событий неожиданных красок. 

История евреев знавала немало погромов. Мы же обратимся к периоду становления Римской империи.  К Александрийскому погрому. Александрийский погром  — это нападение греков на еврейскую общину в  египетской Александрии, столице римской египетской провинции в 38 году н. э. Почему именно ему мы уделим сейчас внимание? Потому есть интересные мысли современников этого погрома о его причинах. О нем оставил воспоминания свидетель тех событий, философ Филон Александрийский. Он подметил одну из причин погрома, которая была характерна для той расстановки сил, что была в Александрии. И интересно то, что нередко эта причина возникает и во время других погромов. 

 «Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) был одним из выдающихся представителей Александрийской богословской школы, а также основоположником еврейского эллинизма, центром которого была Александрия. Это был человек создавший собственную оригинальную философскую систему.»

 Его философской системой пользовалась только зарождавшаяся тогда христианская церковь. Напомним, что Филон к 38 году, году погрома был уже признанным философом. Он жил и творил одновременно с Иисусом Христом. Он был на двадцать пять лет старше Христа, а умер позже.   Он, в отличие от Христа, был вполне реальным человеком, оставившим целое философское наследие. К году погрома прошло только пять лет после распятия Христа. Христианство было гонимой иудейской сектой. Филон был свидетелем погрома. Он был главой еврейской делегации к римскому императору. Подходя к историческим событиям с точки зрения философа, он дал классификацию причин погрома, которую интересно сопоставить с нынешними событиями.

Из Интернета. 

«Считается, что к погрому привели межобщинные противоречия, связанные с нежеланием греков мириться со стремлением евреев в Александрии к гражданскому равноправию. В качестве основных причин историки рассматривают

-   существование этнического антагонизма между евреями и нееврейским населением Египта,

- противодействие греков в борьбе евреев за правовую эмансипацию.

- выбор евреев, в качестве заместительной жертвы во вражде греков с римлянами»

Но тут, по –моему, Интернет соединяет в одно причины разного характера. Этнический антагонизм, кто бы сомневался ведет к вражде.  И борьба евреев за равноправие вызывала раздражение тех, у кого права были (в данном случае и в первую очередь греков). Но эти два фактора не объясняют, почему погром случился именно в тот год, а не другой.

Третья гипотеза о заместительной жертве в Интернете только упомянута. Но как раз на ней стоит остановиться. Она многое может дать к объяснениям событий тех лет и к объяснениям событий наших дней.

  Некогда независимый под управлением знаменитой греческой династии Птолемеев Египет, и Александрия в частности, уже со времен Цезаря и Антония становятся провинцией Рима. Провинцией богатой. Население которой еще помнит. славные военные победы, развитие наук и искусств. Греки, эллинизированная часть населения являлись привилегированной частью местного населения.

Нужно заметить, что под словом греки не обязательно понимались этнические греки. Элинизация этой территории началось с завоеваний Александра Македонского. Но понятно, что все греки со своими женами и детьми не могли наводнить Александрию. Под греками понималось элинизированное население, воспринявшее греческую культуру. И местное население, и этнические греки.  Попадались такие и среди евреев, хотя крайне редко


  У греков с римлянами было много общего в религии. Оба народа язычники. Более того, греки справедливо считали, что римляне в свое время многое у них переняли, многому научились. Но теперь, став римской провинцией, греки оказались на ступеньку ниже римлян. А за какие грехи? Они чувствовали себя не хуже римлян. Неравенство греки ощущали с горечью. Но римлянам что скажешь? За римлянами сила. Зато есть люди ниже греков по статусу. Евреи. Люди, верящие в непонятного невидимого единого бога.



Из-за этой резкой разницы в религии у греков и прежде и на земле Палестины с евреями отношения не складывались. Это видно из литературы того времени. Не напрасно в Евангелии, написанном после смерти Христа, возможно, во времена Александрийского погрома, в уста Христа вкладываются слова, что для него нет ни иудея, ни эллина. Однако попав в подчинение к римлянам, желая выделить свою значимость, греки ставили себя выше евреев, но это было не так просто.
 
Цитата из Интернета.

«Александрийские евреи составляли значительную часть населения города (100 тысяч при первых Птолемеях и до 200 тысяч позднее). Они играли большую роль и в социально-экономической жизни города. Власти позволили евреям жить в полунезависимом анклаве-политевме согласно своим традициям и законам:

После установления римской власти в 30 г. до н. э. александрийские евреи получили права, которыми располагала диаспора со времён Цезаря. В первое десятилетие после завоевания Египта, ~24 г. до н. э., Октавиан Август возобновил существовавший при Птолемеях тяжёлый подушный налог лаография. От уплаты налога освобождались прошедшие обучение в гимнасиях, то есть греки. Согласно источникам, ранее эллинизированные евреи не могли получить исключение из налогообложения и должны были платить налог наряду с неграмотными египтянами. При римлянах ситуация изменилась: чтобы улучшать социальный статус и уменьшать расходы, евреи стали отдавать своих сыновей в греческие гимнасии. Греко-еврейская вражда росла и из-за экономического соперничества.»

Такое положение сохранялось при сменяющих друг друга императорах, Октавиане Августе и Тиберии.  В 37 году императором становится Калигула. Неизвестно, чего ожидали александрийские греки от Калигулы. Прежде всего изменения в Риме почувствовал   римский префект Флакк. Он стал поддерживать антисемитов. И греки, почувствовав изменение настроений Флакка, решили, что пришел их час.  Они решились побежать впереди паровоза, самостоятельно сделать шаг навстречу властям в поднятия своего общественного статуса. По мнению Филона Александрийского это и вылилось в погром. 

Филон пишет.

«Итак, первое покушенье Флакка на наши законы как будто удалось — он лишил нас наших молелен, не сохранив даже их имени. Тогда он предпринял второе наступленье — на наше гражданство, чтобы мы, утратив то, на чем только и зиждилась наша жизнь, — обычаи отцов и равные со всеми гражданские права, лишились твердой почвы под ногами и погрузились в трясину несчастий. Ибо спустя несколько дней Флакк издает указ: считать нас отныне чужаками и пришлыми, осудив нас тем самым без суда, не давши слова сказать в свою защиту. Не самая ли откровенная это тирания? Флакк сам стал обвинителем, истцом, свидетелем, судьей и палачом и к двум своим грехам прибавил третий, позволив всем желающим грабить евреев словно жителей завоеванного города. И что же эти люди, заранее прощенные, творили?
Александрия поделена на пять кварталов, названных по первым буквам алфавита; два из них зовутся “еврейские”, ибо в них обитает большинство евреев, которых, впрочем, немало рассеяно и в прочих кварталах. Что же было сделано? Выселяв евреев из четырех кварталов, грабители согнали их в один, самый маленький. Но евреев было так много, что им пришлось расселиться по побережьям, свалкам и кладбищам, ибо они лишились всего, чем обладали. А гонители совершали набеги на их дома, теперь пустые, и грабили, распределяя добро как военную добычу. Они ворвались и в мастерские евреев, закрытые в знак скорби по Друзилле, (сестре Калигулы) и беспрепятственно вынесли оттуда все ценное (а этого было немало), причем тащили через рыночную площадь, распоряжаясь чужим имуществом как своим. Но еще более ужасным злом стало прекращение источников дохода, ибо всем — земледельцам, морякам, торговцам, мастеровым — было запрещено заниматься привычным делом, так что нищета наступала с двух сторон: во-первых, грабежи, в один день лишившие их всего имущества, а во-вторых, невозможность зарабатывать на жизнь привычным делом.»

Цитата из Интернета.

«Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, синагоги осквернены и закрыты; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии. После смерти Калигулы евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав.»

«Последовала  цепь дальнейших событий 40-х годов: посольства евреев и греков в Рим при Калигуле и Клавдии, мятежа евреев в 41 году, суда над лидерами греческой общины и последовавшей за тем их казни.»

Как видим, центральная римская власть, понимая опасность анархии в массах, без ответа погром не оставила.

Причины погрома Филон объясняет, как ПЕРЕМЕЩЕННУЮ ненависть. Греки не решались восстать против Рима, объясняет Филон, и поэтому их гнев обратился на беззащитных евреев. В качестве заместительной жертвы.


В России жертвой перемещенной ненависти   евреи становились традиционно. И тому было несколько причин. И резкое отличие их веры.  И скрепы, Евангелие, говорившее, что «очень давно они бога распяли». И в областях, где жили евреи. конкуренция. И перемещенная ненависть, как ответ на гнет властей.

 Угнетаемый русский народ видел перед собой еще более угнетенную этническую группу. Складывалась картина, похожая на то, что было в Александрии. Восстать против тех, «кому живется весело вольготно на Руси» было опасно. А евреи очень подходили для того, чтобы выпустить пар. И царское правительство такой расклад очень устраивал. Напряжение в народе растет? Можно впустить пар погромом. А после погрома припугнуть «для порядку» отъявленных изуверов. И волки сыты и овцы целы. А евреи? Они в расчет не идут.

Цитата из Интернета

«В 1855 году на престол взошел Александр II. Его реформы коснулись и еврейской жизни. Черту оседлости расширили для всех евреев, а для некоторых категорий евреев ограничения сняли вообще. Расширили образовательные возможности для евреев в русских торговых и технических школах, гимназиях и университетах. Но в образованном обществе сформировались два противоположных направления: разочарованные либералы, которые хотели больших и скорейших перемен, и консерваторы, которые хотели вернуться к авторитарному режиму.  Либералы становились радикальнее, тайные общества проявляли насилие, чтобы провести новые реформы в России. В связи с этим царь остановил программу реформ и стал возвращаться к политике репрессий своих предшественников.

Это изменение позиции Александра отразилось и на еврейском мире России. Во многих тайных революционных организациях, которые стремились силой добиться скорейших результатов, было непропорционально много евреев. Евреи, которые воспользовались либерализацией приема в государственные учебные заведения и повалили в гимназии и университеты, встречали вражду и презрение от учеников не евреев. Нееврейский мир воспринял евреев как наглых агрессоров и стал быстро закрывать перед ними пути профессионального и коммерческого продвижения. Царь поддерживал эти ограничения».

То есть, появлению российских погромов предшествовали реформы, коснувшиеся и евреев, и ответ общества на то, что евреям добавили гражданских прав.

 Так в колдовских обрядах делают куклы, тех, кого ненавидишь, и втыкают в куклы иголки. От этого тому, кого ненавидишь, ни холодно, ни жарко, но втыкающему становится легче.

Теперь посмотрим на наши дни. Лидеры ХАМАС откровенно заявляют, что в лице израильтян они борются с Соединенными Штатами. В их откровениях мало нового.  Многие народы видят в США как подобие имперского Рима. Американцы как мощная в экономическом, культурном и военном отношении держава, явно или неявно доминируют, диктуют свои правила многим странам. Страны противятся американскому влиянию.  Особенно резко те, где правила и моральные нормы кардинально отличаются. Не беда что, американские правила, правила западного мира – это и демократия с правами человека.  Сопротивляющимся милее их людоедские нормы. И сопротивляющихся западу не смущает, что они в своей жизни пользуются тем, что изобретено и произведено на западе. 

  У ХАМАСа были предшественники. С западными ценностями боролись долго и упорно.  Причем очень часто эта борьба совмещалась с борьбой за национальное освобождение. С ценностями завоевателей англичан боролись в Индии, Пакистане и других колониях. Боролся с западной демократией и Гитлер. Боролся с западной демократией и коммунистический режим.  Боролась имперская Япония. Боролись в Корее. Боролся Вьетнам.  Результаты борьбы известны. Западные ценности распространились.

 В наши дни знамя борьбы с Западом, а заодно с западными ценностями, высоко подняли мусульманские фундаменталисты. Боролась с западом Аль Кайда. Борется Иран. Хомейни считал США и Израиль заклятыми врагами. На священную борьбу с западными ценностями вышла и Россия. Владимир Путин объяснил народу, что, воюя в Украине, борется с НАТО (читай со США). И более того, не только за будущее России борется. Все в глобальном мире связано. На полях Украины Россия ведет битву за свободную от евреев Палестину. Наверное, тогда следует в ответ ожидать, что, воюя с Израилем, ХАМАС ведет битву за будущую свободную от украинцев Россию.   

И если присмотреться к этой картине, видится некоторая схожесть с древней Александрией. У врагов коллективного запада, воевать с западом в открытую кишка тонка. И вынимается из рукава перемещенная ненависть, о которой говорил еще Филон Александрийский. Ненависть к евреям, союзникам запада.

И тем более схоже с палестинцами.  Они были в османской империи людьми не первого сорта, но все же выше евреев. Арабы в Первой Мировой встали на сторону англичан против турок. И турки считали их предателями. Плюс религиозная вражда между суннитами и шиитами. Непростые отношения. Палестинцы между евреями и соседними арабскими странами, как между молотом и наковальней.

Они и сейчас определились только в ненависти к Израилю. Но дальше не определились. ХАМАС, организация, отпочковавшаяся от суннитских «Братьев-мусульман», берет деньги от шиитского Ирана. Палестинцы зависят от всех, кто дает деньги: и от арабских государств, и от неарабских мусульманских государств, и в наследство от зависимости от СССР осталась зависимость от России. И даже западные и израильские деньги берут. То есть осознают, что они в такой ситуации живут на подачки. Не главные. Они осознают уже из опыта, что после новой войны с Израилем они попадут в новую зависимость от кого-нибудь из арабских соседей. Но героическому палестинскому хочется ощутить себя силой, вращающей маховик истории. Главными в регионе они могут стать, только через теракты. И не видят другого пути, как заявить о себе, о своей освободительной борьбе новым терактом.  Но совершить теракт на западе сложно. Это было по силам Аль-Каиде, Ирану. Тут и может пригодиться перемещенная ненависть, распространяемая на Израиль, до которого можно достать ракетами.


Рецензии
Кто виноват понятно. А что делать?

Андрей Толстоногов   23.11.2023 03:41     Заявить о нарушении
а я писал не о том. кто виноват, и что делать. и не искал виноватого. в поисках виноватого можно далеко уйти. как и в ответе на вопрос, что делать. кто виноват и что делать - это два постоянных русских вопроса. я же писал только о том, что часто ненависть бывает перенесенной. как в обрядах колдунов. вы оглянувшись можете это найти и в самом просто быту. иногда мать, злясь на мужа, ругает детей. они безответны. иногда человек обиженный на службе срывается на домашних. он не может нахамить директору. причем чем меньше демократии, тем больше диктаторского самодурства, тем больше перенесенной ненависти. но это уже отдельная тема. я же написал потому, что вдруг натолкнулся на Филона и удивился его анализу.

Леонид Колос   23.11.2023 15:32   Заявить о нарушении
И я писал ни о том кто виноват и ни о том, что делать.
А имел в виду, что поделать-то, к сожалению, ничего нельзя.

Андрей Толстоногов   23.11.2023 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.