Перемещенная ненависть
Конфликт на Ближнем Востоке в очередной раз перешел в горячую фазу. Почему? Компетентные специалисты отвечают. Потому что Израиль препятствует образованию независимого Палестинского государства. Не вступая в выяснение, кто прав, кто нет, я предпочитаю нырнуть в Интернет, в поисках материала. А материала хоть отбавляй. И с различными взглядами. При таком обилии сложно найти корень. Но, рыская по интернету, можно откопать любопытные нюансы, которые могут добавить к картине современных событий неожиданных красок.
История евреев знавала немало погромов. Мы же обратимся к периоду становления Римской империи. К Александрийскому погрому. Александрийский погром — это нападение греков на еврейскую общину в египетской Александрии, столице римской египетской провинции в 38 году н. э. Почему именно ему мы уделим сейчас внимание? Потому есть интересные мысли современников этого погрома о его причинах. О нем оставил воспоминания свидетель тех событий, философ Филон Александрийский. Он подметил одну из причин погрома, которая была характерна для той расстановки сил, что была в Александрии. И интересно то, что нередко эта причина возникает и во время других погромов.
«Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) был одним из выдающихся представителей Александрийской богословской школы, а также основоположником еврейского эллинизма, центром которого была Александрия. Это был человек создавший собственную оригинальную философскую систему.»
Его философской системой пользовалась только зарождавшаяся тогда христианская церковь. Напомним, что Филон к 38 году, году погрома был уже признанным философом. Он жил и творил одновременно с Иисусом Христом. Он был на двадцать пять лет старше Христа, а умер позже. Он, в отличие от Христа, был вполне реальным человеком, оставившим целое философское наследие. К году погрома прошло только пять лет после распятия Христа. Христианство было гонимой иудейской сектой. Филон был свидетелем погрома. Он был главой еврейской делегации к римскому императору. Подходя к историческим событиям с точки зрения философа, он дал классификацию причин погрома, которую интересно сопоставить с нынешними событиями.
Из Интернета.
«Считается, что к погрому привели межобщинные противоречия, связанные с нежеланием греков мириться со стремлением евреев в Александрии к гражданскому равноправию. В качестве основных причин историки рассматривают
- существование этнического антагонизма между евреями и нееврейским населением Египта,
- противодействие греков в борьбе евреев за правовую эмансипацию.
- выбор евреев, в качестве заместительной жертвы во вражде греков с римлянами»
Но тут, по –моему, Интернет соединяет в одно причины разного характера. Этнический антагонизм, кто бы сомневался ведет к вражде. И борьба евреев за равноправие вызывала раздражение тех, у кого права были (в данном случае и в первую очередь греков). Но эти два фактора не объясняют, почему погром случился именно в тот год, а не другой.
Третья гипотеза о заместительной жертве в Интернете только упомянута. Но как раз на ней стоит остановиться. Она многое может дать к объяснениям событий тех лет и к объяснениям событий наших дней.
Некогда независимый под управлением знаменитой греческой династии Птолемеев Египет, и Александрия в частности, уже со времен Цезаря и Антония становятся провинцией Рима. Провинцией богатой. Население которой еще помнит. славные военные победы, развитие наук и искусств. Греки, эллинизированная часть населения являлись привилегированной частью местного населения.
Нужно заметить, что под словом греки не обязательно понимались этнические греки. Элинизация этой территории началось с завоеваний Александра Македонского. Но понятно, что все греки со своими женами и детьми не могли наводнить Александрию. Под греками понималось элинизированное население, воспринявшее греческую культуру. И местное население, и этнические греки. Попадались такие и среди евреев, хотя крайне редко
У греков с римлянами было много общего в религии. Оба народа язычники. Более того, греки справедливо считали, что римляне в свое время многое у них переняли, многому научились. Но теперь, став римской провинцией, греки оказались на ступеньку ниже римлян. А за какие грехи? Они чувствовали себя не хуже римлян. Неравенство греки ощущали с горечью. Но римлянам что скажешь? За римлянами сила. Зато есть люди ниже греков по статусу. Евреи. Люди, верящие в непонятного невидимого единого бога.
Из-за этой резкой разницы в религии у греков и прежде и на земле Палестины с евреями отношения не складывались. Это видно из литературы того времени. Не напрасно в Евангелии, написанном после смерти Христа, возможно, во времена Александрийского погрома, в уста Христа вкладываются слова, что для него нет ни иудея, ни эллина. Однако попав в подчинение к римлянам, желая выделить свою значимость, греки ставили себя выше евреев, но это было не так просто.
Цитата из Интернета.
«Александрийские евреи составляли значительную часть населения города (100 тысяч при первых Птолемеях и до 200 тысяч позднее). Они играли большую роль и в социально-экономической жизни города. Власти позволили евреям жить в полунезависимом анклаве-политевме согласно своим традициям и законам:
После установления римской власти в 30 г. до н. э. александрийские евреи получили права, которыми располагала диаспора со времён Цезаря. В первое десятилетие после завоевания Египта, ~24 г. до н. э., Октавиан Август возобновил существовавший при Птолемеях тяжёлый подушный налог лаография. От уплаты налога освобождались прошедшие обучение в гимнасиях, то есть греки. Согласно источникам, ранее эллинизированные евреи не могли получить исключение из налогообложения и должны были платить налог наряду с неграмотными египтянами. При римлянах ситуация изменилась: чтобы улучшать социальный статус и уменьшать расходы, евреи стали отдавать своих сыновей в греческие гимнасии. Греко-еврейская вражда росла и из-за экономического соперничества.»
Такое положение сохранялось при сменяющих друг друга императорах, Октавиане Августе и Тиберии. В 37 году императором становится Калигула. Неизвестно, чего ожидали александрийские греки от Калигулы. Прежде всего изменения в Риме почувствовал римский префект Флакк. Он стал поддерживать антисемитов. И греки, почувствовав изменение настроений Флакка, решили, что пришел их час. Они решились побежать впереди паровоза, самостоятельно сделать шаг навстречу властям в поднятия своего общественного статуса. По мнению Филона Александрийского это и вылилось в погром.
Филон пишет.
«Итак, первое покушенье Флакка на наши законы как будто удалось — он лишил нас наших молелен, не сохранив даже их имени. Тогда он предпринял второе наступленье — на наше гражданство, чтобы мы, утратив то, на чем только и зиждилась наша жизнь, — обычаи отцов и равные со всеми гражданские права, лишились твердой почвы под ногами и погрузились в трясину несчастий. Ибо спустя несколько дней Флакк издает указ: считать нас отныне чужаками и пришлыми, осудив нас тем самым без суда, не давши слова сказать в свою защиту. Не самая ли откровенная это тирания? Флакк сам стал обвинителем, истцом, свидетелем, судьей и палачом и к двум своим грехам прибавил третий, позволив всем желающим грабить евреев словно жителей завоеванного города. И что же эти люди, заранее прощенные, творили?
Александрия поделена на пять кварталов, названных по первым буквам алфавита; два из них зовутся “еврейские”, ибо в них обитает большинство евреев, которых, впрочем, немало рассеяно и в прочих кварталах. Что же было сделано? Выселяв евреев из четырех кварталов, грабители согнали их в один, самый маленький. Но евреев было так много, что им пришлось расселиться по побережьям, свалкам и кладбищам, ибо они лишились всего, чем обладали. А гонители совершали набеги на их дома, теперь пустые, и грабили, распределяя добро как военную добычу. Они ворвались и в мастерские евреев, закрытые в знак скорби по Друзилле, (сестре Калигулы) и беспрепятственно вынесли оттуда все ценное (а этого было немало), причем тащили через рыночную площадь, распоряжаясь чужим имуществом как своим. Но еще более ужасным злом стало прекращение источников дохода, ибо всем — земледельцам, морякам, торговцам, мастеровым — было запрещено заниматься привычным делом, так что нищета наступала с двух сторон: во-первых, грабежи, в один день лишившие их всего имущества, а во-вторых, невозможность зарабатывать на жизнь привычным делом.»
Цитата из Интернета.
«Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, синагоги осквернены и закрыты; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии. После смерти Калигулы евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав.»
«Последовала цепь дальнейших событий 40-х годов: посольства евреев и греков в Рим при Калигуле и Клавдии, мятежа евреев в 41 году, суда над лидерами греческой общины и последовавшей за тем их казни.»
Как видим, центральная римская власть, понимая опасность анархии в массах, без ответа погром не оставила.
Причины погрома Филон объясняет, как ПЕРЕМЕЩЕННУЮ ненависть. Греки не решались восстать против Рима, объясняет Филон, и поэтому их гнев обратился на беззащитных евреев. В качестве заместительной жертвы.
В России жертвой перемещенной ненависти евреи становились традиционно. И тому было несколько причин. И резкое отличие их веры. И скрепы, Евангелие, говорившее, что «очень давно они бога распяли». И в областях, где жили евреи. конкуренция. И перемещенная ненависть, как ответ на гнет властей.
Угнетаемый русский народ видел перед собой еще более угнетенную этническую группу. Складывалась картина, похожая на то, что было в Александрии. Восстать против тех, «кому живется весело вольготно на Руси» было опасно. А евреи очень подходили для того, чтобы выпустить пар. И царское правительство такой расклад очень устраивал. Напряжение в народе растет? Можно впустить пар погромом. А после погрома припугнуть «для порядку» отъявленных изуверов. И волки сыты и овцы целы. А евреи? Они в расчет не идут.
Цитата из Интернета
«В 1855 году на престол взошел Александр II. Его реформы коснулись и еврейской жизни. Черту оседлости расширили для всех евреев, а для некоторых категорий евреев ограничения сняли вообще. Расширили образовательные возможности для евреев в русских торговых и технических школах, гимназиях и университетах. Но в образованном обществе сформировались два противоположных направления: разочарованные либералы, которые хотели больших и скорейших перемен, и консерваторы, которые хотели вернуться к авторитарному режиму. Либералы становились радикальнее, тайные общества проявляли насилие, чтобы провести новые реформы в России. В связи с этим царь остановил программу реформ и стал возвращаться к политике репрессий своих предшественников.
Это изменение позиции Александра отразилось и на еврейском мире России. Во многих тайных революционных организациях, которые стремились силой добиться скорейших результатов, было непропорционально много евреев. Евреи, которые воспользовались либерализацией приема в государственные учебные заведения и повалили в гимназии и университеты, встречали вражду и презрение от учеников не евреев. Нееврейский мир воспринял евреев как наглых агрессоров и стал быстро закрывать перед ними пути профессионального и коммерческого продвижения. Царь поддерживал эти ограничения».
То есть, появлению российских погромов предшествовали реформы, коснувшиеся и евреев, и ответ общества на то, что евреям добавили гражданских прав.
Так в колдовских обрядах делают куклы, тех, кого ненавидишь, и втыкают в куклы иголки. От этого тому, кого ненавидишь, ни холодно, ни жарко, но втыкающему становится легче.
Теперь посмотрим на наши дни. Лидеры ХАМАС откровенно заявляют, что в лице израильтян они борются с Соединенными Штатами. В их откровениях мало нового. Многие народы видят в США как подобие имперского Рима. Американцы как мощная в экономическом, культурном и военном отношении держава, явно или неявно доминируют, диктуют свои правила многим странам. Страны противятся американскому влиянию. Особенно резко те, где правила и моральные нормы кардинально отличаются. Не беда что, американские правила, правила западного мира – это и демократия с правами человека. Сопротивляющимся милее их людоедские нормы. И сопротивляющихся западу не смущает, что они в своей жизни пользуются тем, что изобретено и произведено на западе.
У ХАМАСа были предшественники. С западными ценностями боролись долго и упорно. Причем очень часто эта борьба совмещалась с борьбой за национальное освобождение. С ценностями завоевателей англичан боролись в Индии, Пакистане и других колониях. Боролся с западной демократией и Гитлер. Боролся с западной демократией и коммунистический режим. Боролась имперская Япония. Боролись в Корее. Боролся Вьетнам. Результаты борьбы известны. Западные ценности распространились.
В наши дни знамя борьбы с Западом, а заодно с западными ценностями, высоко подняли мусульманские фундаменталисты. Боролась с западом Аль Кайда. Борется Иран. Хомейни считал США и Израиль заклятыми врагами. На священную борьбу с западными ценностями вышла и Россия. Владимир Путин объяснил народу, что, воюя в Украине, борется с НАТО (читай со США). И более того, не только за будущее России борется. Все в глобальном мире связано. На полях Украины Россия ведет битву за свободную от евреев Палестину. Наверное, тогда следует в ответ ожидать, что, воюя с Израилем, ХАМАС ведет битву за будущую свободную от украинцев Россию.
И если присмотреться к этой картине, видится некоторая схожесть с древней Александрией. У врагов коллективного запада, воевать с западом в открытую кишка тонка. И вынимается из рукава перемещенная ненависть, о которой говорил еще Филон Александрийский. Ненависть к евреям, союзникам запада.
И тем более схоже с палестинцами. Они были в османской империи людьми не первого сорта, но все же выше евреев. Арабы в Первой Мировой встали на сторону англичан против турок. И турки считали их предателями. Плюс религиозная вражда между суннитами и шиитами. Непростые отношения. Палестинцы между евреями и соседними арабскими странами, как между молотом и наковальней.
Они и сейчас определились только в ненависти к Израилю. Но дальше не определились. ХАМАС, организация, отпочковавшаяся от суннитских «Братьев-мусульман», берет деньги от шиитского Ирана. Палестинцы зависят от всех, кто дает деньги: и от арабских государств, и от неарабских мусульманских государств, и в наследство от зависимости от СССР осталась зависимость от России. И даже западные и израильские деньги берут. То есть осознают, что они в такой ситуации живут на подачки. Не главные. Они осознают уже из опыта, что после новой войны с Израилем они попадут в новую зависимость от кого-нибудь из арабских соседей. Но героическому палестинскому хочется ощутить себя силой, вращающей маховик истории. Главными в регионе они могут стать, только через теракты. И не видят другого пути, как заявить о себе, о своей освободительной борьбе новым терактом. Но совершить теракт на западе сложно. Это было по силам Аль-Каиде, Ирану. Тут и может пригодиться перемещенная ненависть, распространяемая на Израиль, до которого можно достать ракетами.
Свидетельство о публикации №223112200982
Леонид Колос 23.11.2023 15:32 Заявить о нарушении
А имел в виду, что поделать-то, к сожалению, ничего нельзя.
Андрей Толстоногов 23.11.2023 16:58 Заявить о нарушении