Ад

  "Как известно атеисты не верят в существование Бога вообще,и не верят в христи-анского Бога,в частности.Они также не верят в существование Рая и в существование Ада.Однако они имеют свое мнение и считают,что гореть в Аду за неверие в Бога несколько несправедливо.По их мнению,если Бог отправляет людей в Ад за простое отсутствие веры в него,то это несправедливо по отношению к этим людям.Их идея заключается в том,что если они ошибаются,а христиане правы,и если христианский Бог действительно делает то,что говорят верующие,то есть отправляет людей в Ад за неверие в него– то этот Бог несправедливый и недостойный поклонения.Так почему атеисты считают,что это несправедливо?Потому, что это противоречит врожденной человеческой идее справедливости.Человека,который всю жизнь был хорошим челове-ком, помогал другим, никому не причинял зла, вел благопристойный образ жизни и совершал только добрые дела – и его отправлять в Ад только за то, что он не верит в Бога несколько неправильно.По их мнению, справедливый Бог должен вознаграждать за добрые дела, за поступки человека, за его мысли (и вера тут должна идти дополнительным бонусом), и конечно же, не должен наказывать человека только за, что тот не верит в Бога.Кроме того, когда рассматривается концепция Рая и Ада, всегда упоминается идея о вечной награде или вечном наказании. Но вечность — это даже не та концепция, которую мы можем полностью понять. Земле миллиарды лет, и это даже близко не похоже на вечность. Вечность, как мы знаем, никогда не кончается.И идея о том,что кого-то будут подвергать пыткам и жестокому обращению на протяжении срока,который мы даже не можем себе представить,является абсолютной несправедливостью.В нашей реальности наказание имеет тенденцию соответствовать преступлению. Но в реальности, где существует Ад, мы говорим, что серийные убийцы и серийные насильники подвергаются такому же наказанию и в течение такого же периода времени, что и атеисты, вина которых лишь в том, что они просто не верят в Бога. Не кажется ли это несправедливым?Также они предлагают подумать и о всех требованиях,которые необходимо выполнить чтобы попасть на небеса.Одно из них включает в себя покаяние в грехах и обращение к Богу за прощением.И многие хрис-тиане верят,что покаяния достаточно,чтобы попасть на небеса,потому что Иисус умер за их грехи,поэтому все,что вам нужно сделать, это попросить прощение.Эта основ-ная концепция объясняет,почему многие люди верят,что убийца попадет на небеса, потому что он покаялся перед смертью.И для атеистов это вишенка на торте.Просьба о прощении у Высшей Силы не восстановит всех людей, которых когда-либо обидели или убили. Это ничего не дает жертве или ее семье, и в большинстве случаев люди, вероятно, раскаиваются только потому, что боятся концепции Ада и наказания за грехи. Это не значит, что они действительно верят в Бога или заслуживают вечного Рая.Это просто означает,что человек напуган.И получается,что такие люди заслу-живают большего снисхождения,чем человек,который случайно(или целенаправленно) оказался неверующим.И этот подход,мягко говоря,удивляет атеистов."(ст."Почему атеисты считают,что гореть в Аду за неверие в Бога несправедливо?",Бозон Хигса, 2023)
  "Найденная в начале ХХ в.гробница фараона Тутанхамона до сих пор окутана ореолом тайн и загадок.Несмотря на свои скромные размеры,всего четыре маленьких комнаты,небольшой коридор и восемь ступеней.Ее открытие между тем имело колоссаль -ное значение для всей египтологии.Драгоценные памятники из гробницы до настояще-го времени до конца не изучены.Один из них- амулет со скарабеем- долгое время привлекал внимание ученых.Изображения скарабея были очень популярны в Древнем Египте.Их можно встретить не только на амулетах,но и на оттисках печатей.Почитав-шихся как священное насекомое и являвшийся одним из символов созидательной силы Солнца и Возрождения.Сувениры из этих жуков до сих пор успешно продают туристам в Египте местные торговцы.Найденный в гробнице амулет размером 15 на 15 см.украшен полудрагоценными камнями в центре- скарабей,которого долгое время считали сделан-ным из халцедона.    Однако при детальном обследовании оказалось, что изготовлен он из желтого стекла из Ливийской пустыне. С помощью передовых технологий группа ученых из Германии,Египта и Марокко доказывает,что стекло,из которого изготовлен скарабей,имеет внеземное происхождение и образовалось в результате удара метео-рита о поверхность Земли.Об открытии написало издание Phys.org.Есть,правда,одна весомая нестыковка: в Ливийской пустыне нет метеоритных кратеров.А если учесть, что это должен быть кратер огромных размеров,возникает вопрос: куда же он пропал? Ответа на данный вопрос ученые в своем исследовании,увы,не дают.Существуют и несколько альтернативных версий возникновения ливийского стекла,для образования которого нужна температура от 2250 до 2700 градусов Цельсия,которая в естествен-ных условиях не встречается на Земле.Одну из них предлагают сторонники палеоконтакта. В Ливийской пустыне садились корабли пришельцев,при посадке которых и возникло стекло.Отсюда его популярность у Египтян,собиравших стекло на месте прилета своих инопланетных учителей.Есть также предположении,что стекло могло возникнуть при взрыве ядерной бомбы,но тут так же не обходиться без прише-льцев или допущения,что цивилизации древности обладали совсем иным уровнем тех-нического развития.Обе этих версии отвергаются современной наукой,предлагающий нам довольствоваться падением метеорита без метеоритного кратера.Возможно,более детальное исследование древнего артефакта прольет след и на эту загадку."
(ст."Внеземное происхождение амулета Тутанхамона подтвердила международная группа ученых. Версии возникновения загадочного артефакта",Вадим Комиссаров,2023)

  "Учреждению патриаршества на Руси предшествовала цепь важных событий в христи-анском мире.В 1439 г.была принята Флорентийская уния.Константинопольский патриарх признал главенство Римского папы и принял католические догматы.Митрополита-грека Исидора,активно участвовавшего в заключении унии,после приезда в Москву низложили и арестовали.Когда в 1453 г.турки захватили Константинополь,и Византийская импе-рия пала,на Руси это восприняли как Божье наказание за отступничество греков от православия.В итоге в середине XV в.Русская митрополия перешла к самоуправлению и стала независимой поместной Церковью,то есть обрела автокефалию.Но Константин-опольский патриархат,вернувшийся из унии в православие после гибели Византии,упо-рно не желал признавать автокефальный статус Русской Церкви.С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о том,как на Руси учредили патриаршество.Часть 1. Визит патриарха Иоакима Антиохийского XVI век.Русская церковь давно стала независимой. Первого русского царя Ивана Грозного в 1584 г.на престоле сменяет его сын–кроткий и благочестивый царь Федор Иванович.К тому времени царский титул «государь всея Руси» уже подтверждён во всем православном мире.Все Восточные патриархи во главе с Константинопольским официально признали русского царя приемником византийских императоров.А между тем,в соответствии с византийским пониманием симфонии свяще-нства и царства,стольный град,являющийся местопребыванием царя,должен быть и кафедрой патриарха.Именно это зафиксировано в знаменитом 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора.Поэтому утверждение патриаршества в Москве– лишь вопрос време-ни.И такое время настаёт.Впрочем,поставить на Руси царя своими собственными си-лами– это одно, это можно сделать без чьего-либо внешнего одобрения. А вот поставить патриарха – совсем другое. На это необходимо получить согласие всех Восточных патриархов,иначе патриаршество на Руси сочтут просто-напросто незакон-ным.И вот почти на протяжении 150-ти лет этого сделать не удаётся: мешают напря-женные отношения с Константинопольским Патриархатом,обиженным на Русскую митропо-лию за её переход к автокефалии.Но спустя какое-то время обстоятельства всё же складываются благоприятно.Решающую роль в возведении Русской Церкви на степень патриархата сыграл царь Фёдор Иванович.Небольшая ремарка.Стоит отметить,что в учебниках Фёдора часто рисуют слабым и недалёким монархом, чуть ли не сумасшед-шим.На самом же деле Фёдор был человеком весьма образованным.Известно,что он возглавлял русские войска во время военного похода против шведов.А ещё он был человеком глубоко верующим и благочестивым.Именно из-за несовместимости христиан-ских идеалов с жестокой политической реальностью Фёдор со временем принимает реш-ение удалиться от дел государственных.Благочестивый государь предпочитает им молитву и мирную жизнь рядом со своей женой Ириной Годуновой, которую он горячо любил. Непосредственное управление делами государства царь передает в руки Бориса Годунова,брата царицы Ирины.Фёдор видит в нем талантливого и энергичного государ-ственника, способного принести России много пользы.По воле царя Борис становится фактическим правителем Руси.Годунов стремится сделать Русь сильной страной,уважа-емой на международной арене.Он разрабатывает обширную программу реформ,которые должны преобразить государство.Идея царя Фёдора учредить на Руси патриаршество также входит в реформаторскую программу Годунова.Именно Годунов помогает воплоти-ть эту идею в жизнь.1586 г.В Москву прибывает Антиохийский патриарх Иоаким.Глав-ная цель патриаршего визита– сбор денег для погашения долга Антиохийской кафедры
перед турецкими властями. Появление Иоакима вызывает в Москве немалый переполох: это был первый раз,когда Восточный патриарх приехал на Русь.Годунов и его помощ-ники видят в визите Иоакима реальную возможность положить начало процессу учреж-дения патриаршества на Руси.Иоакиму устраивают в Москве торжественный приём. Но не смотря на оказанное гостеприимство, ему всё же дают понять: он здесь выступает как проситель милостыни. Происходят и весьма унизительные сцены, когда патриарха Иоакима при встрече благословляет митрополит всея Руси Дионисий, младший по сану. Более того, Иоакима даже не приглашают совершить литургию в Успенском соборе,и он стоит там как обычный прихожанин,где-то неподалеку от входа.Всё это не что иное, как целенаправленные меры, придуманные Годуновым.Проще говоря,Борис буквально тычет Иоакиму в лицо тот факт,что за помощью греческие патриархи регулярно обра-щаются к русскому царю,и помощь эту столь же регулярно получают и в немалых размерах. Но при этом в Москве, ставшей столицей православного царя, до сих пор нет своего патриарха, только митрополит. Раз Москва оказывает помощь Восточным патриархам, то и они должны быть готовы на ответный шаг. Должны посодействовать в вопросе учреждения патриаршества на Руси.Но к такому повороту дела Иоаким оказы-вается не готов.Он отвечает Годунову,что решить этот вопрос единолично не может. Но при этом даёт обещание,что на Соборе Восточных первосвятителей поднимет этот вопрос.Москве приходится удовлетвориться этим.Тем не менее,процесс учреждения Русского патриаршества запущен.Иоакима осыпают царскими подарками и дают необхо-димую сумму денег,чтобы погасить долги.Он покидает Русь.Тем не менее,обещание своё сдержать Иоаким так и не смог– на патриаршей кафедре в Константинополе нача-лась смута: один за другим сменяют друг друга несколько патриархов, назначаемых и тут же смещаемых турками. Константинопольская кафедра переживает сложные времена. Ей не до решения вопроса о патриаршестве в Москве.Часть 2.Визит патриарха Иеремии Константинопольского.Но в конце концов смута на Константинопольском патриаршестве заканчивается,и на престол возвращается из ссылки патриарх Иеремия Второй.Вернув-шись в Стамбул,Иеремия обнаруживает,что дела патриархии находятся в ужасном сос-тоянии.Храмы разграблены,денежные средства разворованы,патриаршая резиденция и даже кафедральный собор отобраны турками за долги.Необходимо всё это восстанавли-вать,но средств на это нет.Тогда,по примеру Иоакима Антиохийского,Иеремия решает отправиться за помощью в богатую Москву.В Москве к тому времени тоже произошли большие перемены. Царь Фёдор низложил митрополита Дионисия за участие в заговоре бояр, хотевших развести Федора с царицей Ириной, чтобы тем самым лишить власти Бориса Годунова. Новым митрополитом избрали Ростовского архиепископа Иова, выдающегося подвижника и широко образованного книжника. Забегая вперёд, скажем, что именно ему будет суждено стать первым Русским патриархом…Но вернёмся к Иеремии.1588 год. Иеремия прибывает в Москву. Это, кстати, становится полной неожиданностью для русских, так как они абсолютно ничего не знали о переменах на Константинопольской кафедре. А Иеремия, в свою очередь, ничего не знает о том, что русские хотят иметь своего патриарха. Люди Годунова разочарованы и удивлены, ведь они ждали совсем другого разговора.А им приходится общаться с Константино-польским первосвятителем,который ничего не знает о желании Москвы иметь своего патриарха и говорит лишь о милостыни.Но,тем не менее,патриарха встречают пышно и торжественно.Борис Годунов решает не упускать уникальный шанс– приезд Константи-нопольского патриарха– а потому действует твёрдо и решительно.Вместо того,чтобы писать письма другим патриархам и ждать,когда они что-то решат(а решать будут долго,и всё это время будут снова и снова просить милостыню),Годунов поселяет Иеремию в богатых апартаментах на несколько долгих месяцев.Иеремия не сразу пони-мает ситуацию.Сначала он просто наслаждается роскошью и внимание со стороны царс-кого двора.Но потом начинает тяготиться бездельем.И вот тут-то с ним и начинают разговор о желании царя Фёдора иметь в Москве патриарха.В конце концов,Иеремия говорит,что если уж русские так хотят,то он сам готов остаться в Москве патриар-хом.Такой вариант кажется,на первый взгляд,просто подарком для Москвы,и для пра-вославия в целом.Ведь при таком раскладе дел Москва может получить подтверждение своего преемства от Византии и тогда подтвердит,что действительно стала настоящим Третьим Римом.Западная Русь,которая находится в юрисдикции Константинополя, может перейти под прямое руководство патриарха в Москве. А это шаг к воссоединению двух частей Русской Церкви. Столица Руси займёт первое по чести место в православном мире.Но идея просто перетащить патриаршую кафедру из Стамбула в Москву не удовле-творяет Годунова.У этого,казалось бы,блестящего проекта есть и много минусов. Прежде всего,непонятно,как на всё это отреагируют греки и турки.Может,в Стамбуле сочтут поступок Иеремии незаконным и просто выберут на его место другого патриар-ха.Москва тогда окажется ни с чем.Да ещё и с обузой в виде бывшего патриарха. Кроме того,идея поселить Иеремию в Москве чревата тем,что патриарх-грек будет больше заниматься делами своих соотечественников,а не управлением Русской Церко-вью.Да и «милостыня» на Восток потечёт из патриаршей казны обильным потоком– мож-но не сомневаться.В итоге правительство царя Фёдора решает всё же добиваться поставления своего, русского патриарха. Для этого Годунов приготовил Иеремии уловку: он предлагает патриарху-греку остаться в России, но не в Москве, а во Владимире. В Москве же при царе по-прежнему будет находиться митрополит всея Руси Иов. Иеремию такой вариант сосем не устраивает: одно дело быть в Москве, при дворе, и совсем другое – в провинциальном Владимире, хотя бы и овеянном древней славой былой столицы. Иеремия пытается спорить. Но ему напоминают, что он и русского языка-то не знает, как же в таком случае управлять Русской Церковью. Тогда он отказывается оставаться в России.Но теперь ему говорят,что так нехорошо – он уже пообещал царю,что в России будет патриарх.В итоге Иеремия идёт на усту-пки и соглашается поставить во главе Русской Церкви патриархом одного из русских архипастырей.Январь 1589 г.В Москве созван Церковный Собор.На патриаршество выдвигают три кандидатуры: митрополита Московского Иова,архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. С грамотами, скреплёнными подписями епископов и содержащими имена избранников, участники Собора направляются к царю. Фёдор Иванович выбирает Иова.26 января 1589 г.День, когда патриарх Иеремия в Успенском соборе Кремля присутствии царя Фёдора торжест-венно ставит Иова патриархом Московским и всея Руси.Иеремия находится в Москве ещё почти год, а потом с богатыми дарами возвращается в Стамбул. Ещё два года спустя после поставления Иова Москва, наконец-то, получит грамоту на учреждение патриаршества, утверждённую состоявшимся в 1590 г.Собором Восточных патриархов. В 1593 г.новый Собор,состоявшийся в Константинополе-Стамбуле,издает грамоту,подтве-рждающую основание в Москве патриаршей кафедры и дарующую Московскому первосвя-тителю пятое место в диптихах предстоятелей поместных Церквей.Так православный мир окончательно признает появление Московского Патриархата.Заключение.Учреждение патриаршества в Москве завершило долгий период получения Русской Церковью автоке-фалии, который продолжался полтора века. Теперь Русская Церковь стала совершенно безупречной в каноническом аспекте.В учреждении патриаршества на Руси можно видеть несомненное проявление Промысла Божия.Не только укрепилось Российское государство,а Русская Церковь стала ещё более значимой в православном мире.Оче-видно,что тем самым Господь духовно укрепил Русь перед грядущими испытаниями Смутного времени,в которых так ярко проявили себя первые Русские патриархи– свя-тые Иов и Ермоген,ставшие поистине духовными вождями русского народа(ст."Установ- ление Патриаршества на Руси",Благовестникъ,История России в историях,2023)

  "Ещё со школьной скамьи всем нам известно выражение «Москва – третий Рим». Рождение учения о Третьем Риме описывали и описывают в монографиях, обзорах и научно-популярной литературе как фундаментальный перелом в самосознании русского народа.С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о том, откуда взялось учение «Москва – Третий Рим» на самом деле.Часть 1.После падения Византии единственным в мире независимым православным государством осталась Русь. Осознание этого факта на фоне объединения русских земель вокруг Москвы и свержения ордынского ига, а также только что произошедшего решительного отвержения Флорентийской унии привело к тому,что на Руси положение Московских государей в православном мире стали рас-сматривать как ту роль,какую раньше играли византийские императоры.Ещё более усилилось такое понимание призвания великих князей Московских после брака Ивана III и Софьи Палеолог.Брак Ивана III и Софьи Палеолог как бы закреплял статус великого князя Московского в качестве теперь уже официального преемника светской и духовной власти императора. У него и его потомков появилось династическое право претендовать на наследие Константинополя. Это право впоследствии подтвердилось и внешним признанием. Так, например, правительство Венеции вскоре после свадьбы Ивана III и Софьи Палеолог в своём послании великому князю заявило, что отныне русский государь является полноправным наследником Византии. Позднее магистр Тевтонского Ордена склонял сына Ивана III – Василия III – вступить в коалицию против турок, чтобы отвоевать Константинополь, напоминая московскому государю, что Константинополь– его законная вотчина.Но вернёмся к Ивану III.После «стояния на Угре» и бескровной победы над Золотой Ордой,великий князь Московский принял титул «самодержца».Именно он, Иван III, стал использовать в качестве герба своей страны теперь уже всем нам известного палеологовского двуглавого орла, считая, что имеет на это право после брака с Софьей Палеолог. Кроме того, Иван III и его сын Василий III начинают именовать себя «царями», хотя на тот период времени это был ещё неофициальный титул. Ранее таким титулом обладали только византийский император и ордынский хан. Но Иван III, считая себя наследником византийских императоров, стал употреблять царский титул, подчеркивая тем самым свою верховную власть над всей Русью. Внук и тезка Ивана III– Иван IV Грозный – уже официально венчался на царство по чину византийских императоров, царский титул был признан за ним и его преемниками Константинопольским и другими восточными патриархами, а затем и мировыми державами.В Русской Церкви происходящие в государственно-полити-ческой жизни страны перемены встретили с большим энтузиазмом.Ивана III стали сравнивать с Константином Великим,который в IV веке сделал христианство официа-льной религией в Римской империи.На Руси стало почти всеобщим убеждение в том, что Русь возвысилась по воле Божией, потому что сохранила верность православию, и тем самым стала преемницей Византии, погибшей после того, как она отступила от православной веры,заключив унию с католическим Римом.К концу XV века это казалось на Руси уже настолько неоспоримой истиной,что даже безбожник Зосима Брадатый,про-исками еретиков ставший митрополитом всея Руси,отдал дань этой идее(хотя,очевид-но,что сделал это неискренне).Тем не менее,именно из его уст в произведении «Из-вещение о Пасхалии на осьмую тысячу лет» в 1492 г.впервые прозвучало сравнение Москвы с древним Римом и Константинополем как её духовными прообразами.И вот так наконец под пером старца Филофея,инока Псковского Спасо-Елеазарова монастыря,эта идея приняла свои законченные очертания,и появилась знаменитая формула «Москва– Третий Рим»,которая окончательно укрепила представление о Москве как новом центре православного мира.Старей Филофей в своих произведениях, отражавших идею Москвы как Третьего Рима, основывался на переосмыслении слов библейского пророка Даниила об истории,как смене одного «царства» другим.Филофей интерпретировал всю историю христианства как историю трёх «Римов».Итак,первый «Рим»– тот,который был центром Римской империи,принявшей христианство.Но он утратил своё достоинство,отступив от православия.Второй «Рим»– Константинополь,ставший преемником Рима древнего как столица православной Византийской империи.Но и он в итоге отступил от истины,а потому пал и был завоеван турками.И уже третий «Рим»– это Москва,центр нового православного царства,как раз созидавшегося в то самое время.Поскольку первые два «Рима» в своё время были православными империями,но потом пали,Московская Русь представала в умах русских людей той поры как последнее и вечное царство– новый центр и основа всего православного мира.Тем самым создание централизованного московского государства вводилось во всемирно-исторический контекст и обретало сотериологический аспект,так как ставилось в связь с задачей спасения всего чело-вечества.Старец Филофей представил чёткую концепцию исторической преемственности царств, которая во многом восходит к библейским образам. В этом контексте можно вспомнить и пророчества Даниила о царствах и о том,что мировая история закончится Вторым пришествием и наступлением всеобщего Царства Мессии.Важно подчеркнуть,что слова старца Филофея– не какая-то умозрительная теория или идеологическая концеп-ция. Это настоящее пророчество– предсказание о судьбах последнего православного царства на земле.Политической программой слова прозорливого псковского подвижника стали уже после того,как они были осмыслены в Москве,где великие князья взяли их на вооружение,чтобы продвигать нужный им внутренний и внешний политические курсы.
В последующие годы идея старца Филофея продолжала развиваться на Руси, но иногда преобразовывалась весьма причудливым образом. Так, например, в XVI веке появилось несколько произведений политического и идеологического характера,которые базиро-вались на этой концепции.Например,«Сказание о великих князьях Владимирских»,кото-рое представляло вымышленную генеалогию русских князей,связывая её с римским императором Августом.Другим похожим произведением была «Повесть о белом клобуке», которая рассказывала столь же вымышленную историю о переносе высшей иерархической власти вместе с её символом– белым клобуком– из «ветхого» Рима на Русь.Сочинение это появилось в Новгороде,где некоторые архиереи носили белый клобук,но потом было воспринято и переработано в Москве,где митрополиты всея Руси также стали носить клобук белого цвета.Часть 2.Учение о Москве, как о Третьем Риме,остро переживалось и развивалось в российском государстве вплоть до XVII в.А при Иване Грозном идеи,выраженные старцем Филофеем,легли в основу важных перемен в государ-ственной и церковной жизни.В 1547 г.,как уже было сказано,Иван Грозный стал пер-вым русским правителем,который венчался на царство по византийскому чину.Приня-тие великим князем Московским царского титула имело огромное значение как для развития русской государственности,так и для формирования взаимоотношений между светской властью и Церковью.Иван Грозный осознавал себя прямым потомком византий-ской императорской династии через свою бабушку,Софью Палеолог.Свою власть он во многом понимал теократически,считая своё царское служение сакральным и богодан-ным,на чём и основывал своё требование послушания,обращённое к подданным.Власть царя Иван Грозный считал непосредственным проявлением божественной воли,и любое противление монарху было в его глазах равнозначно роптанию на Бога.Правда,в конечном счете,забыв о том,что он и сам в ответе перед Богом за свои деяния,царь Иван превратил своё так блистательно начинавшееся царствование в кровавую тира-нию.Идеи старца Филофея продолжали жить и развиваться в сознании русских людей очень долго.Особое значение они имели в конце XVI в.,когда Русская Православная Церковь получила статус Патриархата.Отметим,что это стало продолжением византий-ской теократической логики: где есть царь,там должен быть и патриарх.Став царст-вом,Москва неизбежно должна была стать и Патриаршим престолом.Поставление первого московского патриарха совершил патриарх Константинопольский Иеремия II,а другие Восточные патриархи позднее соборно подтвердили решение о присвоении Московской кафедре патриаршего статуса.Примечательно,что в грамоте о поставлении первого русского патриарха святого Иова были использованы слова о Москве как Третьем Риме и содержалась отсылка к 28-му правилу Четвертого Вселенского Собора, которое закрепляло первенствующий статус Константинопольской кафедры как пребывающей в «граде царя».Эта идея продолжала жить в сознании русского народа и в дальнейшем. Она во многом сформировала ход русской истории в XVII веке и определяла роль русских царей в христианском мире.Удивительным образом теория «Москва– Третий Рим» также отразилась в трагедии старообрядческого раскола.Но это уже совсем другая история,о которой мы подробнее расскажем в одном из следующих выпусков.
Заключение.Сегодня,когда Россия находится в трудных и политических,и экономичес-ких обстоятельствах,интерес к идее Москвы– Третьего Рима снова возрос.Эта тема тесно связана с эсхатологическим аспектом,что вполне логично.Ведь формула «Москва – Третий Рим» касается отнюдь не имперской идеологии.Третий Рим– прежде всего, духовный центр православного мира.Русь стала им ещё после падения Византии и, судя по всему,продолжает им оставаться.Если мы посмотрим на высказанные Филофеем мысли через призму всей последующей русской истории вплоть до последних лет,то становится ясно,что последующие события полностью подтверждают его пророчество. Последним православным императором в мире стал Николай II.После его гибели и разрушения Российской империи никакого другого православного царства– нового Рима – не возникло.Если мы говорим о Москве– Третьем Риме как мировом центре правос-лавной духовности,то можно сказать,что он не был полностью разрушен даже в тяже-лые годы ХХ в.Несмотря на все богоборческие гонения советского времени,правос-лавие в России не угасло.Напротив!По сей день духовная жизнь в России возрожда-ется и ширится,и Москва,святыни которой были разорены и унижены в безбожные годы, вновь стала центром притяжения для всего православного мира."(ст."Учение– Москва третий Рим",Благовестникъ,История России в историях,2023)
  "В 50-х и 60-х годах XVII века Россию потрясла масштабная реформа Церкви. Её реализация привела к необратимым последствиям. Автором и инициатором глобальных изменений в Церкви стал патриарх Никон,хотя нельзя не признать,что первоначальный импульс реформе придал молодой царь Алексей Михайлович.Следствием всех нововве-дений в итоге стал церковный раскол,потрясший Россию.Здравствуйте.С вами Благове-стник. Сегодня мы поговорим о патриархе Никоне и его реформах.Часть 1.Патриарх Никон.1605 год.В семье крестьян мордовского происхождения в Нижегородском крае рождается мальчик Никита Минин.Детство его проходит трудно: Никиту ненавидит мачеха,а потому морит его голодом,бьёт и даже пытается убить.Когда мальчику испо-лняется 12 лет,он покидает отчий дом и отправляется учиться в Макарьев-Желтовод-ский монастырь.Но спустя время,по просьбе умирающего отца, Никита возвращается домой, женится и заботится о хозяйстве.Уровень полученного образования позволяет ему стать приходским священником в одном из сёл по соседству с Макарьевым монас-тырем. Никита был начитан, обладал яркой внешностью, хорошим голосом. Он обращал на себя внимание. Вскоре по приглашению приезжавших на знаменитую макарьевскую ярмарку московских купцов Никита с семьёй переезжает в столицу.Но там его неожи-данно постигает большое горе.В 1635 г.все его трое детей умирают во младенчестве, вероятно,в результате какой-то эпидемии.Брак Никиты с супругой длился около 10 лет.Никита убеждает жену стать монахиней.Сам он тоже удаляется в Соловецкий мона-стырь и принимает монашество с именем Никон.Вскоре он становится учеником знаме-нитого подвижника преподобного Елеазара Анзерского,в скиту которого он принимает на себя бремя сугубого аскетического подвига.Однако,хотя новоявленный иеромонах Никон кладёт тысячи поклонов и строго постится, ему явно недостает главных для всякого монаха качеств: смирения и послушания. Из-за пустячного повода – вопроса о том, как распорядиться собранными на строительство скитского храма деньгами, – Никон ссорится со своим духовным отцом и решает уйти из скита навсегда. Когда он сбежал из Анзерского скита и плыл на лодке по Белому морю, он чуть не погиб от бури.Казалось бы,Бог указал ему на его неправоту,но Никон решил,что это Господь хранит его ради великих свершений.И молодой,но честолюбивый иеромонах пошёл к ним со всей решительностью и энергией,столь присущими его натуре.1639 г.Никон принят в Кожеозерский монастырь.Ещё через четыре года его избирают настоятелем этой обители.Никон энергично занимается монастырским хозяйством.Без конца что-то стро-ит,обустраивает,расширяет,улучшает.Это его стихия! Не молитва или аскеза,но уст-роение внешних дел.1646 г.Никон приезжает в Москву,чтобы собрать милостыню для своего монастыря. Его богатырская внешность и характер очень впечатляют 16-летнего царя Алексея Михайловича, который тоже стремится к новым свершениям на благо Российского государства и жаждет перемен во всем. Государь решает оставить Никона в столице и назначает его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. Алексей Михайлович часто ездит туда молиться. Царь всё более сближается с энергичным архимандритом, который и в Новоспасском монастыре затевает грандиозное строительство,полностью преображающее облик обители.Неожи-данный карьерный взлет Никона был бы не возможен,если бы он не присоединился к неформальному кружку духовных и светских лиц,который впоследствии назовут «круж-ком ревнителей благочестия».Главными идеологами этой группы «боголюбцев»,как их также именовали,являются: духовник царя протопоп Стефан Вонифатьев,боярин Ртищев и протопоп Иван Неронов.Они ставят перед собой задачу улучшить церковную жизнь Руси,оздоровить нравы,дать народу образование.«Ревнители» возвращают практику церковной проповеди с амвона и занимаются исправлением ошибок в богослужебных книгах.При поддержке царя,они всё более активно направляют церковную жизнь Рос-сии,часто действуя через голову старого патриарха Иосифа,которого они обвиняют в чрезмерной осторожности и медлительности.Среди членов кружка большинство выходцы из Нижегородского края.На правах их земляка Никон получает поддержку от членов кружка.Но войдя в фавор у царя,Никон очень скоро перестаёт считаться с другими членами кружка «боголюбцев»,заслоняет собой царя и полностью переключает на себя внимание Алексея Михайловича.Никон теперь встречается с царём каждую пятницу и обсуждает как духовные,так и государственные вопросы.Вскоре ему поручают прини-мать челобитные с просьбами от всех,кто ищет поддержки у царя.Его влияние растет ещё более.Царь привязывается к Никону,поскольку тот вовремя уловил настрой госу-даря,мечтающего(с подачи заезжих греческих патриархов и архиереев)стать освобо-дителем всех православных народов от османского ига и царём всего православного мира,объединившегося вокруг Москвы– Третьего Рима.А для этого нужно консолиди-ровать весь православный мир.Каким образом? Прежде всего,унифицировав церковный обряд, который для человека XVII в.был главным средством своей религиозной самои-дентификации.Никон не только с этой идеей полностью согласен– он готов взяться за её реализацию.Так были обозначены первые контуры будущей реформы.1649 г.Никон становится митрополитом Новгородским и Великолукским.Его сила и влияние в Русской Церкви и государстве многократно возрастают.Царь продолжает к нему благоволить. Единственного среди архиереев Русской Церкви Алексей Михайлович освобождает его от действия новых статей Соборного уложения 1649 г.,ограничивающих церковный суд.
1652 год.Умирает патриарх Иосиф.«Ревнители» предлагают сан патриарха Стефану Вонифатьеву,но тот отказывается,так как прекрасно понимает,что царь хочет видеть на этой должности Никона.В этом же году,спустя буквально несколько месяцев, Никон избран на патриарший престол.Но после этого он неожиданно отказывается возглавить Русскую Церковь и вынуждает царя буквально на коленях умолять его стать патриар-хом.А на церемонии интронизации он заставляет царя пообещать ему,что тот не будет вмешиваться в дела Церкви.Тогда этому никто не придал значения,лишь много позднее Алексей Михайлович осознает,что уже тогда в голове Никона зрел план– возвысить патриаршую власть над царской.Часть 2.Реформы.Итак,Никон теперь патриарх. Получив высший сан и власть в Русской Церкви,он решает заняться её преобразованием в том духе,какой был угоден царю Алексею. Определенные предпосылки для реформ появились уже давно. Остро стоит вопрос об упорядочении богослужения, исправлении церковных книг и устроении школ.Но вместо того,чтобы начать глубокие преобразования,затра-гивающие основы духовной жизни русского народа, патриарх Никон начинает изменять устоявшиеся традиции церковной жизни на греческие.Решительно исправляются тексты молитв,правда,их смысл от этого практически не изменяется.Но соблазн в души прос-тых людей при этом вносится немалый,гордый патриарх ведь не удосужился снизойти до объяснений,зачем вдруг и почему он перекроил все молитвословия и обряды,ввёл новые обычаи и даже облачил духовенство в одежды и облачения нового покроя,как принято у греков.Наконец, по всей Русской Церкви объявлено, что отныне верующим надо креститься тремя пальцами вместо двух. Земные поклоны на великопостной молитве св.Ефрема Сирина заменены поясными. Крестные ходы теперь проходят в обратном направлении– против солнца,а не «посолонь»,как было раньше.Кроме того, вводится троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного. Имя Христа по новым правилам следует писать, как «Иисус» с двумя «и» в начале,а не «Исус» с одной,как было раньше.И вот тут-то многие верующие,кото-рым никто не почитал нужным объяснить причины и смысл производимых перемен,начи-нают воспринимать реформу Никона как нарушение и искажение церковных традиций. Многие прямо называют богохульством замену обрядов,устоявшихся в Русской Церкви с незапамятных времен,на греческие.При этом люди XVIIвека были просто не в состо-янии грамотно разобрать,что в русской и греческой обрядовой практике сохранилось, от глубокой старины,а что стало плодом нововведений.А главное понять,что в духов-ной жизни важнее всего не обряд,а жизнь во Христе,следование за Ним и Его запове-дями,человеку той эпохи было очень непросто.Между тем, на Руси хорошо помнят, что Греческая Церковь в XVвеке запятнала себя заключением Флорентийской унии с като-ликами.Поэтому её обрядовую традицию,которую теперь навязывают русским,многие прямо считают плодом латинского влияния и называют еретической.Тех,кто открыто порицает реформы Никона начинают называть старообрядцами и староверами (послед-нее,конечно,несправедливо,ведь изменения в обряде никак не затрагивали православ-ной веры).Безусловным лидером старообрядцев становится протопоп Аввакум,бывший соратник патриарха Никона по кружку «ревнителей благочестия».Подробнее о нём и его последователях мы поговорим в отдельном выпуске.особенности старого русского обряда отражены в древних рукописных книгах, а значит, их не следует считать новшеством и заменять на греческие. Однако за это Павел разгневанным патриархом был тут же лишён сана (причём, даже без соборного суда) и отправлен в ссылку, где он вскоре погиб. После этого уже никто из иерархов Русской Церкви не дерзал возразить патриарху, которого всецело поддерживал царь. Так что все последующие церковные Соборы вновь и вновь высказывались за продолжение реформы. Никон же, вместо того,чтобы объяснить своей не слишком образованной,но глубоко религиозной пастве смысл проводимых преобразований(впрочем,вряд ли он и сам понимал его в полной мере),каждый раз пытал сослаться на авторитет греческих патриархов и тра-дицию Греческой Церкви.Но русских людей XVII века,привыкших считать себя «гражда-нами Третьего Рима»,это мало убеждало.Почему Никон шёл напролом в вопросепроведе-ния реформ? Прежде всего,потому что свято верил,что на его стороне всегда будет царь Алексей Михайлович,который собственно и инициировал эти реформы.Действитель-но,поначалу Алексей Михайлович буквально души не чаял в Никоне и всячески 1654 г. Несмотря на волну непонимания среди людей,церковный Собор одобряет реформы Нико-на.Лишь один епископ Коломенский Павел,который вовсе не был противником реформ, попытался робко напомнить,что многие ему покровительствовал.Он задарил своего любимца новыми земельными владениями,богатыми вкладами,разного рода привилегиями.
С разрешения царя патриарх начинает строительство трёх грандиозных ставропиги-альных монастырей, которые Алексей Михайлович сразу же дарит патриарху в личную собственность вместе с их гигантскими земельными вотчинами и множеством приписных малых обителей и скитов.В 1653 г.начали строить Иверский монастырь на Валдае.В 1656 г.патриарх Никон получает от царя разрешение основать монастырь на Кий-остр-ове,где когда-то Никон спасся от бури после бегства от преподобного Елеазара Анзерского.Позднее эта обитель стала известна как Онежский Крестный монастырь.В этом же году Никон основывает Новоиерусалимский Воскресенский монастырь и делает его своей главной подмосковной резиденцией.При Никоне внешний блеск патриаршего служения достигает пика.Даже по московским меркам богослужения,которые совершает патриарх Никон,становятся невероятно роскошными и пышными.Патриарху сослужат до 75 священнослужителей одновременно. Облачения и утварь в Успенском соборе Кремля и патриарших монастырях блещут поистине царским великолепием.Всё украшено драго-ценными камнями,жемчугом и золотом.Все пудового веса– под стать исполину-патри-арху.Возвеличить патриаршество,сделать власть патриарха абсолютной– такую идею, чуждую православному пониманию Церкви как соборной,продвигает Никон.В Русской Церкви ему это почти полностью удаётся.Патриарх единолично судит и низлагает не только священников,но даже епископов.Московское духовенство живёт в постоянном страхе перед своим патриархом Никоном,строгость которого всё больше стала похо-дить на жестокость.Но Никон мечтает о большем: он вознамерился возвысить патриар-шество даже над царской властью.Вполне в духе Римского папства он считает,что церковная власть должна иметь приоритет над светской.Патриарх претендует на роль соправителя царя,как некогда Филарет фактически правил государством при Михаиле Фёдоровиче.Причём,царь Алексей Михайлович сам фактически дал к тому повод,разре-шив Никону именоваться не «великим господином»,как всегда было принято по отноше-нию к патриарху,а «великим государем»(такое исключение прежде было сделано в Рус-ской Церкви лишь для патриарха Филарета Романов– как для отца правящего царя).До поры до времени царь Алексей,благоговевший перед Никоном,не замечал его честолю-бивого замысла.Но со временем в их отношениях произошли большие перемены.1654 г. Никон советует Алексею Михайловичу принять предложение Богдана Хмельницкого и присоединить Малороссию к Московскому государству.Это закономерно приводит к войне с Речью Посполитой.Молодой царь,жаждущий военных побед,отправляется к вой-ску,оставив Никона вместо себя фактическим главой государства.Такое положение Никона еще более распаляет в нем стремление возвыситься над царской властью.При этом с московскими боярами Никон ведёт себя крайне высокомерно,настраивая их против себя.Между тем, за время военных действий повзрослевший царь Алексей Мих-айлович становится гораздо более самостоятельным,входит во вкус власти.А бояре тем временем регулярно жалуются ему на Никона,обвиняя его в покушении на властные полномочия монарха.Постепенно царь начинает смотреть на Никона по-другому и виде-ть в нём своего соперника.Поначалу война шла очень успешно для русских.Был освоб-ожден Смоленск.У поляков была отвоевана вся Белоруссия.Русское войско заняло Вил-ьну.Но за время войны Российское государство сильно истощилось.К тому же Никон посоветовал царю вступить в войну и со Швецией.В затянувшейся войне Россия начи-нает терпеть поражения.Царь винит в этом Никона.Отношения между Никоном и Алек-сеем Михайловичем сильно портятся.Государь больше не приглашает патриарха нагосу-дарственные приёмы,да и сам не посещает патриаршие службы в Успенском соборе.В конце концов,наступает полный разрыв.Царь запрещает Никону титуловаться «великим государем»– тем самым прямо указывая ему на причину перемены отношения к нему.Но Никон не может смириться с охлаждением царя к нему.Чтобы впечатлить и ошеломить Алексея Михайловича и побудить его вернуться к прежним дружеским отношениям,Ник-он объявляет,что потому слагает с себя сан патриарха и удаляется в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.Никон надеется,что государь испугается и позовет его обратно в Москву.Однако этого не происходит.Никон вынужден в течение нескольких лет оставаться в непонятном статусе самовольно оставившего служение предстоятеля Русской Церкви и жить в своих ставропигиальных монастырях.Интересно,что как толь-ко Никон оказался в таком положении и лишился поддержки царя,он сразу же утратил всякий интерес к церковной реформе по греческому образцу.В типографии его Ивер-ского монастыря книги,изданные после ухода Никона из Москвы,печатались уже по старым,дореформенным образцам.1666 г.Царь Алексей Михайлович созывает церковный Собор,чтобы судить Никона за отречение от патриаршества.Впоследствии он получил название «Большого Московского Собора»,так как в нем участвовали также патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский,чьё присутствие должно было придать суду над Никоном больше авторитета.Бывшего патриарха доставляют на Собор под охраной.Ведёт себя Никон на Соборе дерзко,вины за собой не признает.В итоге Собор признаёт Никона виновным.Его объявляют лишённым сана патриарха и всех степеней священства и отправляет в ссылку– сначала в Ферапонтов монастырь,а затем в Кирил-ло-Белозерский.Однако,несмотря на приговор,церковные реформы Никона получают одо-брение Собора– царь,инициировавший их,намерен продолжать преобразования. Тогда же противники нововведений подвергаются гонениям. Но хуже всего было то, что с подачи греческих богословов, не менее безграмотных, чем вожди старообрядцев, старый русский обряд был осужден, а его сторонники объявлены еретиками. Это завершает оформление раскола в Русской Православной Церкви.

Незадолго до смерти Алексей Михайлович всё же просит у Никона прощения. Его сын Феодор Алексеевич возвращает Никона из ссылки в столицу. Однако бывший патриарх до Москвы так и не доехал– он скончался в дороге в 1681 г.Похоронили его в соборе Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.По просьбе царя Федора восточные патриархи отменили соборный приговор 1666 г.и посмертно восстановили Никона в сане патриарха.Заключение.Церковные реформы,проведенные патриархом Никоном в 1650 гг.,были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой
традиции. Она должна была стать одинаковой с греческой. Однако народ воспринял реформы как посягательство на веру. В Русской Церкви произошёл раскол: часть населения встала на сторону патриарха Никона, другая осталась верной старым традициям. Так возникло старообрядчество.Из-за конфликта Никона с царем отношения Русской Церкви с государством существенно осложнились,авторитет Церкви сильно упал.Государство становилось всё более светским и стремилось к абсолютной монар-хии,в которой царь был единственным центром власти.Патриарху в этой картине мира больше не было места.Поэтому сын Алексея Михайловича Пётр 1 впоследствии вовсе упразднил патриаршество,оставив Русскую Церковь без предстоятеля на несколько долгих веков."(ст."Патриарх Никон и Церковный Раскол и реформы.Старообрядчество", Благовестникъ,История России в историях,2023)


Рецензии