Кот-Баюн пришёл... школа...

Сложный период для ребят, для родителей и учителей - переход учеников из начальной школы в среднее звено.
Для ребят сложность в том, что вместо «мамы-учителя» на уроки приходят разные учителя и требования у них при общем подходе – разные. Ещё одна сложность в том,  что уровень требований, а в соответствии с ним и оценка учебной деятельности ученика учителем начальной школы и учителями среднего звена – разнятся. Когда мы начинали экспериментальную работу, у нас был большой педсовет, и в отличие от множества других, очень необходимый: координация работы учителей начальной школы и среднего звена, единый подход в оценке деятельности ученика. Обычно начальная школа оценки завышает. Приходит отличник в пятый класс и быстро съезжает на четвёрки и даже тройки. Родители бегут в школу и выясняют – почему? Администрация требует качество, то есть возможно наибольшее количество хорошистов и отличников. Ребята, особенно в первый месяц, вообще ходят потерянные и мало что понимают.

Учёба – труд, а не развлечение, но если убрать вообще занимательность
во время уроков и во внеучебное время, то останется одна тоска, скука и сильная аллергия на весь учебный процесс.
Пятиклашкам, да и не только им, но и ученикам старше, занимательность очень необходима. Некий игровой момент, если в меру и вовремя, не только не мешает, а наоборот, помогает учебному процессу. Всё это прописные истины, все всё знают. Знают – теоретически, а на практике редко такое происходит.

Людмила с первых уроков озадачилась, как пробудить у учеников, преумножить, сохранить интерес к урокам русского языка (по литературе такая проблема решалась гораздо проще). За годы учительства у неё накопилась большая папка таких придумок, лингвистических игр, загадок, кроссвордов, творческих заданий. Все они не были каким-то чужеродным включением в урок, а воспринимались ребятами как вполне естественный шаг, эпизод урока. Цель была одна – осваивать всё богатство русского языка, не воспринимать его только как сумму правил.
Одной из первых таких придумок, был Кот-Баюн.

Народная культура, в особенности фольклор, - благодатный материал, земля обетованная, самоцветное царство для занятий по русскому языку, литературе, истории, ИЗО, музыке. Русский фольклор, фольклор народов России был для нас в учительской работе самый главный помощник.
Итак, на урок русского языка пришёл Кот-Баюн.
Я Людмиле нарисовал пышного и улыбчивого, и хитрющего, и добродушнейшего рыжего (солнечного) кота.
Людмила прикрепила рисунок  на доске:
-Кто его знает?


Ребята очень живо откликнулись. Большинство сразу вспомнили учёного кота из вступления к «Руслану и Людмиле», кота из мульфильмов и фильмов сказок, помощника бабы-яги, переключились  на рассказы о своих котах и других домашних животных. Кстати, тема Кота Котофеича, получила дальнейшее развитие. В принципе, она неисчерпаема. Мы с ребятами рисовали самых различных котов, а на уроках русского и литературы, дома ученики писали сочинения  и сочиняли сказки про котов.
Оказалось, что всем известные коты (кошки) существа очень даже удивительные.

Весь материал Людмила распределила примерно на весь год, и каждый раз, когда Кот-Баюн «приходил» на урок, что-то рассказывала новое. Да и любознательные ребятишки, переполненные впечатлениями, готовы были хоть весь урок рассказывать о том, что новенькое они узнали о кошках и котах.

И всё же главное было– учёба.
Кот-Баюн пришёл и принёс задания.
Людмила рядом с «портретом» писала задания на повторение, исправление ошибок, отгадывание кроссвордов по теме, сканвордов. Были игры-задания  «третий лишний», лексические задания на обогащение словарного запаса.
Для самых сообразительных были задания по пропедевтике.
Контрольный вопрос Кота-Баюна – почему? Дело в том, что в начальной школе этому мало или совсем не уделяли внимания: объяснить, почему то или иное слово надо писать так, а не иначе.
Как обычно в учебнике: вставить пропущенные буквы, а вторую половину задания – и объяснить почему такую букву надо писать – учитель обычно за недостатком времени не спрашивает ученика.
От Кота-Баюна так просто не отвертишься, он настойчиво и постоянно, и даже надоедливо твердит: почему?
Хочешь не хочешь, а приходится – ДУМАТЬ!
А ведь и ответы не простые. За каждым простым ответом, сразу же возникает вопрос: почему?
Например: друг – друзья – дружба. Почему происходит чередование г-з-ж.
Для того, чтобы ответить на вопрос, надо обратиться к истории языка, заглянуть в грамматику старославянского и древнерусского языков. Но ведь и ответ, правильный ответ, - законы палатализации, - не будет окончательным.
То есть русский язык не есть нечто застывшее и навсегда нормированное.
Язык – живой организм.
Самое простое, обычное слово, а сколько в нём загадочного и очень древнего.

Откуда же он к нам пришёл этот самый Кот-Баюн?
Из древних времён (Р. Киплинг «Кошка, которая гуляет сама по себе»).
В Древнем Египте (вспомним историю Древнего мира) уже во 2-ом тысячелетии поклонялись кошке как божеству высшего уровня. Центр поклонения – Бубастис. Богиня Бубастиса – Баст. Она изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Баст – богиня радости и веселья.
Нам знакомая привезла в подарок из Египта папирус с изображением богини Баст – очень даже интересно.
В традициях близких нам народов, например, у литовцев, кот может выступать в роли героя-змееборца. У латышей чёрт может превращаться в чёрного кота, который ищет защиты у человека.
Кот может олицетворять, выступать в роли чёрта, злонамеренного существа, обладающего сверхъестественной силой.
В литературе запоминающиеся образы котов есть в произведениях Гофмана, По, Булгакова.
В русских народных сказках, собранных Афанасьевым, в кота может превращаться победитель чудовища: цикл сказок «Иван – Кошкин сын».
В некоторых сказках Кот, Кот Котович может быть вредным существом, а может быть и помощником человека: сказка о Воле Воловиче.
Вол Волович после каждого сражения встречается с «Котищем, вытаращи глазища», который грозится его съесть.

Странно на первый взгляд, но для древнего человека резкой границы между ним и животным не было. Человек мог легко превращаться в кота и обратно.
Вот почему в фольклоре кот не просто кот, а Котофей Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло. Не случайно среди славянских фамилий есть множество, которые связаны с «кошачьей темой»: Котов, Кошкин, Котёночкин.

Самый для нас интересный и сказочный образ кота – Кот-Баюн, который сидит на столбе, сказывает сказки и напускает на всех неодолимый сон. Видит он за семь вёрст, голос его слышен за семь вёрст.
Чёрная кошка – символ раздора: «Им чёрная кошка дорогу перебежала». Но, несомненно, все раздоры и неурядицы не от чёрной кошки, а от желаний, мыслей и поступков самих людей. Чёрная кошка – милое, доброе создание и на вредные дела человеку неспособно.

Для нас кошка – зверь любимый. С ней связано множество примет и пословиц: «Кто кошек любит – будет жену любить», «Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь!», «Кошки дерутся – мышкам приволье!».
Кошка свёртывается клубком к морозу, крепко спит к верху брюхом – к теплу, скребёт лапами стену – к ветру непогожему, умывается – к ведру  и приходу гостей, лижет хвост – к дождю, к человеку тянется – обновку сулит.
А как хороша шутливая и добрая загадка про кота: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!».
Кошка у многих народов являлась спутницей колдунов. Глазам кошки приписывается по народным поверьям необычайная сила. Трёхшерстная кошка, по мнению земледельцев, приносит счастье дому. Семишёрстный кот является символом семейного благополучия.
В русских сказках кот – очень смышлёное животное. Кто любит-бережёт кошек, того этот хитрый зверь хранит и бережёт.

Кот- Баюн. Что означает слово «баюн»?
Владимир Иванович Даль, собиратель слов, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» так растолковывает это слово.
Баить, говорить, болтать, беседовать, рассказывать, разговаривать, толковать; бахорить, бакулить, балабонить, калякать, гамить.
Всяк правду знает, да не всяк правду бает.
Лучше не бай, глазами мигай, будто смыслишь.
Щи хлебай, да поменьше бай.
Много знай, да мало бай.
Ты бай на свой пай, а я раскину на свою половину.
Слово баить употреблялось и в значении шептать, знахарить, заговаривать, манить, скликать, подзывать.
Бай, баюня, байщик в значении говорун, рассказчик, краснобай.
Байка – говор, речь, гуторка, произношение, выговор, способ выражения; побасёнка, сказочка, присказка.

Кот-Баюн пришёл. Значит будет много заданий на сообразительность, на «думание», будут задание и шутливые, будут и сложные. Есть очень большое желание хорошую оценку заработать. А желание такое почему? Потому что интересно, потому что и просто и сложно одновременно.
На перемене ученики у доски толпятся, спорят, думают, ответы ищут.
Кот-Баюн когда ребятам «сам» задания давал, а когда и у них совета спрашивал в вопросах словообразования, грамматики, орфографии,
пунктуации, лексики, этимологии.
Некоторые вопросы оставались на дом как необязательное задание. А раз необязательное, значит, надо сделать.
Ещё интереснее, если Коту-Баюну «накопать», преподнести какой-нибудь сложный вопрос: нечего из себя учёного строить, пусть тоже мозг напрягает.
Ученики устанавливают очередь, кому за кем отвечать, чтобы не одни и те же. Каждому хочется хорошую оценку заработать.
У Кота-Баюна хорошая черта: он ребят сплачивает, сдруживает. В классе ученики своим сотоварищам, которые в русском послабее, стараются помочь.
Кот-Баюн пришёл – солнечно в классе.
Когда приходит? Когда как. Может в начале урока, может в конце. Приходит обычно один раз в неделю, а бывает, что и реже. Почему так? Чтобы ребятам не наскучить, не надоесть, чтобы подготовиться основательно.
Одно жаль, что не организовали мы с Людмилой за всяческими необходимыми и животрепещущими делами приход «живого» Кота-Баюна. Такой бы чудный урок получился. Но это, видимо, уже в следующей жизни.

Уроки русскому языка – уроки трудные – трудиться надо много. Не всё, да и не надо этого, сделаешь занимательным. Надо вырабатывать в себе усидчивость, терпение, настойчивость в овладении знаниями. К учёбе, как к любому другому труду, надо относиться  серьёзно и ответственно. А когда серьёзно и ответственно, то можно и немного пошутить.

Разбор слова по составу. Морфологический разбор. Исправить ошибки.
Расставить знаки препинания. Написать словарные слова…
Устали?
Устали!
Кот-Баюн пришёл!
-Здравствуйте, товарищи!...

Литература к уроку.
А. Н. Афанасьев «Древо жизни» ( «Поэтические воззрения славян на природу»).
Мифы народов мира. Энциклопедия.
Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев «Словарь славянской мифологии».
В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
В. И. Даль «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа».
«Живая вода». Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок».
«Жизнь животных». Энциклопедия. Том 7. Млекопитающие.


Рецензии