Алис Миллер о черной педагогике и причинах насилия

"С годами дети забывают обо всём, что с ними произошло в раннем детстве.
Если их тогда лишили воли через насилие и принуждение, они уже не вспомнят, что когда то имели её".

"Перемены в обществе возможны только при трезвом взгляде на истинные причины насилия".

"Страшные последствия детских душевных травм неизбежно отражаются на общественном сознании".

"Подавление жизненно важных потребностей ребенка в интересах взрослых, манипулирование, откровенное пренебрежение вкупе с побоями, наказаниями и обманом приводят к серьезным повреждениям душевной сферы ребёнка".

"Гнев и боль - нормальная реакция на душевную травму. Но поскольку причинившие эту травму наложили запрет на любое открытое выражение недовольства, а переносить душевную боль в одиночестве просто невыносимо, ребенок вынужден подавлять эти чувства, вытеснять их в подсознание и идеализировать своих мучителей. Со временем он забывает о происшедшем".

"Жестокость по отношению к ребенку считалась нормой и всегда превозносилась как нечто ценное. Поэтому сегодня по прежнему существует много людей, желающих детям добра, но не замечающих, что действия, сути которых они сами не понимают, разрушают личность ребёнка...
Рядом с Гитлером, Сталиным, Мао и другими тиранами не было людей, которые могли бы им помочь. Поэтому они с детства рассматривали жестокость как норму. Другие миллионы людей, воспитанные также в духе насилия, помогали им при совершении злодеяний. Детей нельзя использовать для того, чтобы срывать на них накопившуюся злобу".

Алис Миллер "В начале было воспитание"

"С юных лет меня настойчиво убеждали в необходимости немедленно и беспрекословно выполнять любые желания и распоряжения родителей, учителей, священников и всех взрослых. Какие либо сомнения не допускались. Этот основополагающий педагогический принцип вошёл мне в плоть и кровь ".

Рудольф Гесс, комендант Освенцима

"Какое счастье, что люди не умеют думать. Можно сказать, что правителям очень повезло".

Адольф Гитлер

"Поскольку эмоциональная сфера недоступна разуму, политические деятели, юристы и психиатры исходят из средневековых представлений о том, что зло укоренено в человеческой душе. Они лишь пользуются механизмом проекции".

"Пока "взрослый ребенок" не в состоянии понять, что с ним произошло, часть его внутреннего мира остаётся как бы покрытой льдом. Он по прежнему не воспринимает чувственно те унижения, которым его когда то подвергли в детстве. Бесполезно говорить с ним о любви, солидарности и милосердии, бессмысленно вызывать к его добрым чувствам...
Особенно тягостное впечатление производят психологи, пытающиеся без эмпатии , а значит, без всякой пользы применить свои профессиональные знания".

"Я стремлюсь помочь взрослым извлечь из подсознания смутные воспоминания о своем детстве. Для этого я описываю систему "черной педагогики", отработанные на наших родителях, бабушках и дедушках. Если это вызовет ярость, это окажет целительное воздействие".

Алис Миллер "В начале было воспитание"

***

Представьте, что вы родились в концлагере и над вами издевались с самого рождения, но, вырастая, вас помещают в относительно безопасное место, так что вы полностью забываете своих мучителей.
Примерно тоже самое происходит с человеком, когда он становится взрослым и не помнит своего раннего детства. Он помнит эпизоды, когда ему было восемь и более лет, но самые первые годы совершено стёрты из памяти.
Поэтому родителям и опекунам всё сходит с рук. Они не несут наказания за свои издевательства.

Взрослый человек сам несёт ответственность за свои поступки, если он становится маргиналом, если у него девиантное поведение, он становится преступником или алкоголиком, наркоманом , идёт на более тяжкие преступления.
По закону мы не можем обвинить родителей в его поведении, но вначале было воспитание.

Если отмести средневековый миф о том, что все дети рождаются греховными, можно предположить, что на развитие ребенка было оказано пагубное разрушительное влияние со стороны взрослых, которые занимались формированием его личности.
Тогда ответственность за его поступки и противоправные действия полностью ложится на его родителей и воспитателей.

Мог ли взрослый человек, лишенный воли в раннем детстве, противостоять разрушительным установкам, заложенным в его голову в детстве, если он ничего о них не знал?
По моему, ответ однозначен. Совершая судилище над человеком, необходимо привлекать к ответственности его воспитателей и воспитателей воспитателей.
В результате не останется ни одного безвинного человека, ни одной невинной жертвы, которая бы не участвовала в цепочке превращения чистого ребенка в чудовище.

***

"Особое тайное наслаждение мы испытываем, когда видим, как окружающие не сознают, что в действительности происходит с ними".

Адольф Гитлер

"О поступках человека судят по его властным полномочиям.
Сильный всегда может навязать своё мнение окружающим, а победителю в войне прощают самые тяжкие преступления.
Традиционные моральные ценности всегда трактовались как нечто относительное.
Все моральные принципы в обществе относительны".

"Единственный, кто вне всякой критики, это фюрер. А всё потому, что каждый чувствует и знает: он всегда был и будет прав. На нашей беззаветной преданности фюреру, на нашем понимании, что в случае сомнений не следует спрашивать:" Почему?", на нашей готовности выполнить любой его приказ зиждется национал-социализм. Мы верим, что фюрер призван высшими силами изменить судьбу немецкого народа,и никакие сомнения здесь недопустимы".

Рудольф Гесс, заместитель Гитлера по партии

"Гиммлер также был воплощением идеалов своего отца - профессионального педагога. Его сын, став одним из первых лиц "Третьего рейха", мечтал о том, чтобы воспитывать не только отдельных детей, но и целые народы".

"Плоды тотального подчинения воле воспитателей дают себя знать уже в подростковом возрасте. Отсутствие четких и недвусмысленных указаний порождает у подростков душевную пустоту, и потому, едва покинув отчий дом, они тут же принимаются искать новых "пастырей и наставников". Военная служба кажется таким подросткам лучшим выходом из затруднительного положения...
Адольф Гитлер заменил им строгого, но заботливого отца. Соратники относились к нему раболепно, по детски восторженно и наивно. Он представлялся им всеведущим, непогрешимым, человекобогом. Эти, облеченные огромной властью люди, так и остались детьми".

"Популярности Гитлера в немалой степени способствовали свойственные эпохе ущербные методы воспитания, идеальным местом для которого считались плац и кадетский корпус. Наиболее типичный "старый боец" - это человек, совмещающий в себе агрессивность, низкопоклонничество и внутреннюю несвободу.
Этот человек, как верный пёс, ждёт от хозяина команды, чтобы немедленно выполнить её. В основе его образа мышления и поведения - опыт первых детских лет...
Он искал того, кто был способен заменить ему строгого родителя. Отсюда его слепая вера в фюрера".

"Полностью зависимые от власти граждане "Третьего рейха" компенсировали отсутствие свободы тем, что давали почувствовать собственным детям их полную беззащитность. Эти люди никак не могли воспитать своих детей свободными людьми".

"Нынешних родителей побуждает бить своих детей подспудное нежелание дать волю чувствам и открыто излить гнев на собственных родителей, которые также измывались над ними".

"Если ребенку в детстве было запрещено выражать свой гнев, то это чувство ему незнакомо, и со временем у него появится потребность в насилии, ибо он не в состоянии объяснить себе причину возникновения гнева.
60 процентов лиц, совершивших в последние годы в Германии акты террора, выросли в семьях священников".

"Молодые люди, привыкшие в детстве подавлять свои чувства, не испытывают внутреннего протеста, когда им навязываются новые идеалы, часто противоположные тем "высшим" ценностям, которые им прививали раньше.
Весьма неглупые и разные по характеру люди без всякого внутреннего протеста становятся рабами тоталитарной идеологии.
А почему нет? Ведь когда то взрослые уже навязывали им свою мораль...
Такова жестокая, трагическая закономерность, нашедшая выражение в синдроме навязчивого повторения ".

"Чтобы подвергшийся психическому насилию ребенок не стал преступником или душевно больным, нужно, чтобы ему хоть раз в жизни встретился человек, твердо знающий: безумен не избиваемый ребёнок, безумны его близкие родственники.
Общество в котором отсутствует понимание этого, способствует медленной гибели многих своих членов. Горькая правда, сказанная публично, может спасти им жизнь.
Общественности требуется открыто встать на сторону детей и поверить им".

"Как только у детей появляется возможность разобраться в хитросплетениях системы воспитания и понять её истинную подоплеку, зарождается надежда на освобождение новых поколений из тисков "черной педагогики", поскольку эти дети запомнят то, что прочувствовали".

"Ребенок, лишенный адептами "черной педагогики" чувства уверенности в "правильности" своих ощущений, став взрослым, не только не обретёт это чувство, но ещё и окончательно окажется во власти порочных теорий, совершенно противоречащих его эмпирическому опыту".

"Те, с кем в детстве и юности обращались, как с солдатом на плацу, не в состоянии написать правду о своём отце, т.к. их последовательно отучали испытывать чувство душевной боли. Без него путь к правде закрыт. Им уже не удастся трезво взглянуть на свое детство и увидеть его в истинном свете. Им суждено остаться заложниками концепций, снимающих вину с родителей и возлагающих её на их жертву...
Пережитые чувства, разумеется, способны преодолеть эту преграду и открыть доступ к правде о себе самом и окружающих, но ведь именно на них наложен строгий запрет...".

"Люди с ненарушенной в детстве целостностью душевной сферы, которые в детстве чувствовали, что родители относятся к ним с уважением, не лицемерят и готовы защитить их, становятся эмоционально восприимчивыми и способными к состраданию. Они будут радоваться жизни и не будут испытывать потребность калечить и убивать себя и других людей. Они с уважением будут относиться к слабым, а значит, и к своим детям. Они не смогут по другому, ибо в их душах не останется места жестокости. Они никогда не поймут своих предков, создавших мощную военную промышленность для того, чтобы уверенно чувствовать себя в этом мире.
Отсутствие необходимости подсознательно отгородить себя от знакомой с детства опасности позволит им более рационально и творчески воспринимать реальность".

Алис Миллер " В начале было воспитание".


Рецензии