Колокольчик на тракте звенит по тебе

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

- семейная хроника -
Приходится возвращаться к уже опубликованной теме о поэтах, в связи со многими письмами (есть и особенно критические, богохульные и угрозы), просившие дать более  подробную информацию. Что либо новое нам неизвестно, повторяем, нами даётся развёрнутый ответ, то что нам известно.

Не плачь Россия! Я живой
В твоём, от Бога данном сердце
И пусть помянут нас порой
Не подвиг страшен, а бесчестье...

кн. Щепин-Ростовский Д.А. 1826 г.
Петро-Павловская  крепость-тюрьма.         
               


"... Жестокость убийц не должна остаться безнаказанной там, где столь тяжкое злодеяние требует бичей мщения Божия, да будет проклят тот,
кто удержит меч свой от крови..."  1648г. Папа Урбан...

"...Завещаю сей труд моей семье, моим потомкам и Отечеству. Сей труд, история моей жизни, написан честно по отношению, как к друзьям, так и к врагам моим и моих товарищей, а так же к нашему Отечеству...". Кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1857г.


                = Сибирский тракт и судьбы людские =
                * быль *



В лунном сиянии снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой с тобою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.

"...И то, что перечёркнуто и отринуто князем, замарано чернилами. В 1970 году в "следственном" отделе институте МВД г. Киева, была проведена работа и удалось восстановить текст, который был вымаран... Вполне возможно, что текст в письме был по случаю вымаран цензурой, это не удалось познать нам. И мы точно не знали в начале, стоит ли его включать в наш рассказ, но в связи с возрастом и нездоровьем, предчувствием скорого окончания нашего земного пути и тем, что вряд ли нам будет возможность по случаю вновь обратиться к этой теме, и потомкам, мы решили всё таки напечатать, для многих, слишком многих критиков и явных властных врагов декабристов, эти строки. К сведению читателей, сам декабрист, князь Щепин-Ростовский Дмитрий Александрович, никоем образом, что он подчёркивал своим поклонникам и тем более Великому поэту России А.С.Пушкину, что он вовсе не поэт!Он только скромный историк событий, констатирующий в своих строках, словах и
фразах, то непосредственное,что он лично сам пережил, в чём соучаствовал и при чём лично присутствовал и неиначе! Может быть поэтому поэты не восприняли его и обозвали, как к сожалению и мы потомки, его произведения историка...стихами.Нет практически и в его стихах лирических вспышек любви после смерти в Петровском Остроге его супруги и сына Вани. Если и есть единичные списки, то они все крайне трагичны и более нам неизвестны по причине того, что он в эти трагические дни сжёг многое, и если-бы не его товарищи, то как "поэт" и историк он наверняка
погиб и перестал существовать. Боец в жизни, князь страж и воин в произведениях.
И просим, не испрашивать от нас каких либо объяснений и пояснений. Скажем одно, как считал сам князь, что в его речах, имеет смысл каждое слово, точка и запятая во многом в его произведениях есть тайный смысл и тем более отчёт для своих родных и товарищах имевших счастье общаться с ним лично. Бенкендорф знал своё дело на отлично и чтобы обойти цензуру и волю сатрапа, приходилось часто под некими словами,строками в письмах, а их истинный смысл знали только близкие декабристу люди. Именно по этой причине мы, видя некоторые иногда очень
резкие "несоответствия" в строках и словах, столбцах, кажущиеся по своему виду как-бы не правомерными и особой казуистике, не рифмованными,и как-бы не имеющие смысла на первый взгляд, мы оставляем всё как есть и без правок и изменений. Исключение: утраченные от тяжести времён и гнёта безалаберщины историков. Многие письма, документы, а это письма участников восстания, в большей степени рядовых, солдат и младших офицеров Гвардии,к нашей беде погибли в блокаду Города Ленинграда. Оные свидетельства,уже копии, были привезены нашими родными из Бердичева и Житомира, в город Ленинград ( 1980) для их публикации в одном из изданий партийных органов печати-газет. Оригиналы утрачены, ибо были у родных. Четверо из них,в их числе двое детей,погибли в блокаду и захоронены на мемориале Пискарёвского кладбища. Истина важнее и менее  горька, чем клевета на семью декабристов. Да будет так... "- автор

Колокола гудят набатом
Динь-динь-динь,омертвела Душа
Кандалы Храмов тяжки для Бога
Русь на паперти с ними всегда

Наша Русь, вся закончится вскоре
Мы погибнем от маленькой лжи
Потому, что мы верили в Бога
И в Свободу несчастной Руси...
1825г.Кн. Щепин-Ростовский Д.А.
 

Романс «В лунном сиянии» (он же — «Динь-динь-динь» и «Колокольчик») продолжает в русской песенной культуре ямщицкую тематику, начатую романсом «Вот мчится тройка удалая…» в 1828 году, когда Алексей Николаевич Верстовский положил на музыку отрывок про ямщика из стихотворения Фёдора Глинки. Об истории создания романса нам вообще мало что известно, кроме того, что гений был влюблён и его без ответная любовь чуть не привела к трагедии...


... И всё-таки вымышленные созвездия многих песен и исполнения в Обществе, часто придуманы поклонниками то одних, то других лиц. Мы устали оправдывать и отвечать на запросы, напоминать каждому издателю, что стихотворение декабриста Кн.Дмитрия Александровича "Сибирский тракт", или " Колокольчики...звон по тракту" ныне прозвание "Динь-Динь-Динь и прочие,было написано в 1830-35году в трёх вариациях, уже будучи осуждённым гос. преступником на каторге в Сибири.(как впрочем и стихотворение " Крутится Шарф голубой", хотя и без обозначения точной даты
записи, а их несколько вариантов, но по времени они исходят от 1820 к  1821 году) Скорее всего, из того же источника, как упоминается не единожды князем в письмах к своей матушке Кн.Ольге Мироновне, он услышал тему и  песню под звуки шарманки на базаре г.Кадис, от спившегося русского моряка высаженного за какой-то проступок с фрегата и переписанного им на своё усмотрение почти полностью переработав и отказавшись от матерного лексикона, почти изменив её содержание, исключение - этот  звон, этот звон, так схожий со звоном корабельного колокола - рында. Окончательно уже тема сформировалась, переписана и ожила в душе декабриста, как он писал матушке кн.Ольге Мироновне, случилась  абсолютно
случайно, когда по дороге на каторгу в рудники, думы и сами размышления осужденных государственных "преступников" были разрознены и печальны. При том частенько, сами, не спешившие повозки с возничими в пути по тракту, и конвой  на лошадях, с заключёнными, обгоняли почтовые тройки с высокомерными курьерами-фельд-егеря доставлявшие срочные донесения и даже заключённых на поселение. При этом их почтовые тройки, почтовики-имели при лошадях колокольчики. Их-то мелодия - напоминали отголоски звона корабельного колокола - РЫНДА, а декабрист Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский, как мы знаем, был офицером на корабле "Нептунус" в 1820 году,и  звучание колокольцев раздававшаяся в ночной морозной тиши на большие расстояния и привели поэта к созданию стихотворения. Переписка же, с поэтом А.С. Пушкиным, которому декабрист однажды направил свои стихи и рассказы, не произвели на великого столичного поэта особого впечатления. Он раскритиковал сии произведения написанные князем и по этой причине их заочное знакомство, кроме трёх писем, не состоялось, а переписка оборвалась по сути так в общем-то и не начавшись... Декабрист, через Муравьёвых, по их совету даже попытался и
попробовал отправить стихи в Англию своим товарищам и знакомым семьи, но и там их не удалось напечатать по причине нам не известной.Более декабрист не пытался издать свои мемуары..
========================================
Это, уже  Юрьевские стихи...не песни, по крайней мере мы их не слышали...

Уходят плети, век пощад
Нет больше тюрем и чинов
Народ, крестьяне все молчат
Покров Свободы надо мной...
1911 год.

В который раз терзает сердце
В раздумьях матушка, отец
Мне не хватило дней для детства
И Сил ...бессмертным ныне стать...
1911г.

Эти стихи боль и страх...но,как мы понимаем, думается не о себе и своей Душе,а о матушке России и её несчастном народе, о своей несчастной и любимой Серафиме, о народе, который по предчувствию поэта, находится в преддверии большой трагедии и беды. Любовь Юрьева к  Серафиме Юрьевне Гончаровой ( никакого отношения к  роду Н.Гончаровой не имеет-автор) окончилась трагедией, девушка бросившаяся к нему на встречу,попала ( тогда много судачили в  обществе о сем происшествии) под копыта мчавшейся кареты и погибла, травмы ею полученные оказались столь  жестокими и смертельны, что доктора, как не старались спасти юную деву, этого им не удалось.(в С.Петербурге-автор)Было ей всего лишь девятнадцать лет. Как нам было известно из писем поэта, сама она из приюта,(института благородных девиц) и это более чем неоспоримый факт, родители её умерли ещё молодыми от чахотки в  1900 году. Поэт был очень опечален и страдая отошёл от сего мира суеты и печали. Очевидно, что эта семейная трагедия спровоцировала и конечно сильно ускорила  его душевную болезнь, а  начавшиеся страшные боли и нездоровье Души, окончательно сгубило талантливейшего поэта и композитора, способного музыканта. Сохранились письма поэта к Серафиме. В 1960 году, наша семья  созвонившись и после договорённостей передала их в литературный музей Пушкина администратору, или секретарю, старый батюшка не помнил точно.
Как знаем, Поэт перестал встречаться не только с друзьями, но и с родными, жил самостоятельно и почти в полном одиночестве, не выходя даже в свет,редко общаясь и разговаривая  даже со старым  посыльным по имени  Климентий, как говорили наши родные, слуги своей тётушки, приносящего для него готовые блюда от родных. Думается, что это выражено и в поэзии загубленного горем и тяжестью вины-совести Юрьева,а также в его музыке и романсах, то есть, это скорее и более обращение к нам, как РЕКВИЕМ его судьбы и предостережение нам и нашим потомкам, это скорее осторожное завещание своему русскому народу, поэтам и Отечеству-России. Это его прощальная исповедь, трагический реквием поэта по своей
жизни, яркой и безжизненно одинокой...

фото Кн.Щепин-Ростовский

P.S.

В дни блокады в Ленинграде погибли от голода и бомбёжки наши родные:
1. Щепина-Ростовская Лидия Фёдоровна 1911г.р.-31 декабря 1941 г.
2. Щепина-Ростовская Нина Александровна 1935г.р.- январь 1942г.
3. Щепина-Ростовская Анна Владимировна 1884г.р.- 1942г.
4. Щепин-Ростовский Николай Александрович 1933г.р. - 1942г.
 Письмо от них передала нам, уже после блокады их знакомая Галина Петровна Короткевич, работница одного из заводов.

фото: Кн.Щепин-Ростовской О.


Рецензии