Добрые люди и первопричина зла
Философы Просвещения любили учить, что все люди изначально добры и чуть ли не совершенно добры. Хорошо, но тогда возникает вопрос, - откуда берется зло? Как и в случае, если все люди изначально злы, возникает проблема - откуда же взялось зло. Скажут, что зло берется от плохих людей. Но если все изначально добры, то откуда появились плохие люди? И так по цепочке мы доходим до проблемы первопричины зла: откуда зло появилось в самых первых людях? Другие люди еще не могли их искусить, природа - тоже, ибо она вне морали. И ответ очевиден, будучи известным еще в Библии: раз плохих людей изначально не было, то ко злу их склоняет не плохой человек, а нечто нечеловеческое и сверхъестественное, - дьявол. В общем, читайте книгу Бытия. Правда, возникает вопрос: людей изначально искусил не человек, а дьявол; но кто искусил дьявола? Дьявол не мог бы искусить сам себя, иначе он делился бы на светлую неискушенную и темную искушающую половины. И потом, зло не является causa sui. Допустим, падший ангел, еще не пав, искусил себя. Ну не Бог же его искусил! Но если он не пав, уже искусил себя, - значит, он пал еще до падения. И тогда единственный возможный ответ состоял бы в том, что первый момент отпадения светлейшего ангела от Бога, начальное мгновение его сумасшествия, - был и первым моментом самоискушения..
Свидетельство о публикации №223112300307
- А еще вызывает сомнение сама постановка вопроса о первопричинах абстрактных категорий: добра, зла, морали, красоты ... Поэты часто одушевляют эти категории, обычно это женские образы. Но ведь искусство - не наука?
Алексей Чернетовский 28.11.2023 10:07 Заявить о нарушении
Боб Жмуркин 28.11.2023 14:57 Заявить о нарушении