Англия

  "Очередной мегалитический комплекс с кольцевыми структурами. Историки относят его к эпохе "ранней бронзы-позднего неолита" (около 4000 лет назад). Ну и, в связи с отсутствуем других версий, относят его к объектам астрономического назначения или захоронениям, гробницам.Будто предки только тем и занимались, что следили за передвижением звезд, планет и Луны и строго контролировали дни солнцестояния... Сомнительно, ведь для календаря достаточны более простые, неподвижные природные объекты,не было нужды выстраивать целые композиции из тяжеленных камней- мегали-тов, что бы не дай Бог, пропустить дни равноденствия и проч. Вряд ли древние люди были настолько глупы.Но..за отсутствием других версий, выдвигается именно эта, так полюбившаяся тем,что ей можно объяснить любые мегалитические сооружения.Ну,можно ещё "храмом" обозвать,захоронением.А если по-совести,то истинное предназначение таких комплексов неизвестно,одинокий менгир в степи ещё можно объяснить,как обоз-начение какого-нибудь значимого места или, как ориентир, который далеко виден на обширных ровных пространствах. А вот для чего тратилось драгоценное время и "человекоресурсы" при сооружении таких комплексов - неизвестно, но думается, что не просто так и не ради "календарей" и поклонения многочисленным "богам", а вот для чего? Интересно было бы узнать...Возможно, передвижение таких мегалитов не представляло особой сложности для строителей, но метод перемещения конкретно так и неизвестен,хотя подобные сооружения встречаются по всему земному шару, что говорит о том, что технология перемещения огромных масс была известна чуть ли не каждому в те далёкие времена, но утрачена и вызывает множество вопросов в наши дни."(ст."История 164. Мегалиты Эйвбери. Англия",Смотри и думай,2019)
  "Русь только что пережила тяжёлые потрясения.Её учителя в православии– визан-тийцы стали вероотступниками– приняли Флорентийскую унию.Теперь их империя разру-шена мусульманами. Очередная междоусобица истощила Великое княжество Московское. Но не смотря на всё это, Русь сохраняет свою православную веру. Русская Церковь теперь является автокефальной. Русские княжества объединяются вокруг Москвы. Близится окончательное свержение ордынского ига. Казалось бы, впереди забрезжил рассвет. Но на русскую землю вновь падает тень раскола.С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о разделении Русской Церкви.Основная часть.В первую очередь необходимо понять почему вообще произошло разделение Русской Церкви?Для начала напомним, что Польский король и великий князь Литовский Казимир IV Ягеллончик в своё время признал церковную власть митрополита Ионы в своём государстве потому, что был в ссоре с Римом и не хотел давать своим православным подданным повод к мятежу, навязывая им унию.Но постепенно обстоятельства меняются.1455 год. Умирает Папа Римский Николай V. Каллист III становится новым Папой. Казимир примиряется с ним и признаёт все решения, принятые ранее на Флорентийском соборе.Казимир, вероятно, долго колебался, прежде чем принять такое решение. С одной стороны, велик риск, что его православные подданные в западнорусских землях не примут унию и восстанут против государственной власти, пытающейся её навязать.Но с другой стороны,король видит в унии весьма соблазнительную перспективу– она могла бы,в случае её принятия православными русинами,стать весьма эффективным способом объединить всех подданных короля,исповедующих как католичество,так и православие. А это позволяет надеяться,что в будущем Польша и Литва могли бы слиться в единое государство.Ведь пока что они объединены лишь династически персоной монарха– король Польши одновременно правит в Литве как великий князь.А если Польша и Литва станут одной державой, то она станет самой крупной в Европе.В таком случае можно будет подмять под себя и Северо-Восточную Русь– Русь Московскую.Воистину это кружащая голову перспектива.И король Казимир решается.1458 год. Король Казимир отказывается от Ионы и признаёт в качестве митрополита униата Григория Болгарина, который является учеником кардинала Исидора, бывшего митрополита Киевского и всея Руси. Григория поставляет на митрополию патриарх-униат Григорий Маммас, бежавший из Константинополя и осевший в Италии. Тем временем папа Каллист объявляет, что разделяет Русскую Церковь на две митрополии. Ту её часть, которой в реальности продолжает управлять митрополит Иона, – то есть Московскую Русь, он объявляет принадлежащей Исидору. А в западной части Русской Церкви, то есть во владениях Казимира,Папа Римский назначает митрополитом Григория Болгарина.Таким образом, по воле папы Римского происходит разделение Киевской митрополии,что сопровождается совращением в унию её западной части.Григорию поручено управлять 9 епархиями Западной Руси: Владимиро-Волынской,Полоцкой,Холмской и Галицкой.Василий Тёмный выражает своё недовольство по этому поводу. К Казимиру из Москвы отправляют два посольства: одно – от великого князя Московского, другое – от митрополита Ионы. Митрополит Иона обращается ко всей литовско-русской общине с посланием, убеждая православных не принимать митрополита-униата и оставаться верными православной вере.Но эти меры ни к чему не приводят,и в Западной Руси на митрополию вступает униат Григо-рий. Единственные, кто откликается на послание Ионы, это киевские князья Симеон и Михаил Олельковичи, которые заверяют его в своей верности. Князь Юрий Ольшанский также отвечает,что продолжает признавать Иону митрополитом всех русских земель. Вот только это не имеет большого значения,так как король Казимир,связанный пап-ской буллой,не может и главное не хочет отступить от своего намерения внедрить унию в Литовской Руси.Подвластные Казимиру литовские и русские князья и бояре признают митрополитом униата Григория.Они не осмеливаются противиться своему правителю. Но гораздо хуже то, что западнорусские архиереи также молча отрекаются от Ионы и принимают Григория своим митрополитом и начинают служить под руководст-вом римского ставленника. И лишь один епископ Брянский Евфимий бежит в Московскую Русь, где его назначают на Суздальскую кафедру.Январь 1459 года. К этому времени папу Каллиста на римском престоле сменил Пий II. В Риме продолжают «делить шкуру неубитого русского медведя». Папа Пий объявляет, что Исидор отказывается от своей, Московской, части Русской митрополии, и её также передают Григорию. Мало того, Рим требует от Казимира арестовать Иону, если он появится в западнорусских землях.Король Казимир нагло предлагает великому князю Василию II принять Григория митрополитом в своих землях,с вызывающей бестактностью объясняя своё предложение тем,что Иона уже стар.Но московский государь,некогда так решительно выступивший против Флорентийской унии,наотрез отказывается принять митрополита-униата.Конец 1459 года. В Москве собираются все высшие духовные лица Северо-Восточной Руси. Не приехали только Тверской и Новгородские владыки. В Успенском соборе, перед мощами святого митрополита Петра, епископы дают присягу не отступать от православной веры и хранящей её «Московской» Церкви (теперь это название Русской митрополии начинает входить в обиход– как антитеза ставшему униатским Киеву)и не признавать униата Григория своим митрополитом.Они также обещают оставаться верными митропо-литу Ионе и его преемникам,которые будут избраны на его место.Новгородский архи-епископ Иона отсутствует на Соборе в Москве потому, что только что был поставлен митрополитом Ионой и уже присягнул ему непосредственно при хиротонии.Тверской же епископ Моисей, несмотря на два приглашения, откладывает свой приезд в Москву, возможно, из-за традиционно сложных политических отношений Москвы и Твери.После третьего приглашения он всё же отправляет в Москву грамоту с присягой,обещая быть верным законному митрополиту Ионе.Участники Московского Собора 1459 г.отправляют в Литву письмо, пытаясь убедить отделившихся братьев вернуться. Митрополит Иона дважды обращается к епископам, князьям и боярам Западной Руси, которые приняли унию. Ответа нет. Вероятно, западнорусские епископы и знать боятся репрессий со стороны короля Казимира. Но митрополит Иона снова и снова пытается вразумить своих заблудших братьев. В последний раз он обращается с новым посланием к западнорусским архиереям уже перед самой смертью.Но безрезультатно.1461 г. Митрополит Иона умирает. Он был последним митрополитом, носившим титул «Киевского и всея Руси».Его хоронят в Успенском соборе Московского Кремля,где его нетленные мощи пребывают до сих пор.Забегая вперёд, можно сказать,что смерть митрополита Ионы почти совпадает по времени со смертью великого князя Василия Тёмного,кото-рый уйдёт в мир иной позже– в 1462 г.Заключение.Разделение Русской Церкви свершилось. И хотя Западная Русь вскоре после описанных событий отказалась от унии, и Киевская митрополия вновь стала православной митрополией в составе Константинопольского Патриархата, двум половинам Русской Церкви суждено будет существовать независимо друг от друга вплоть до кона XVII века, когда они вновь воссоединятся – уже под омофором Патриарха Московского и всея Руси.О том, как складывалась дальнейшая судьба Русской Церкви,мы поговорим в следующих статьях."
(ст."Разделение Русской Церкви на митрополии Киевскую и Московскую",Благове-стникъ,История в историях,2023)
  "1441 г.Митрополит Исидор провозглашает в Успенском соборе Москвы подписанную им ранее Флорентийскую унию.Великий князь Василий II обличает его за отступни-чество от Православной веры.Исидор низложен и изгнан.Но Константинопольский пат-риарх и Византийский император тоже одобрили унию с Римом.Таким образом греки, некогда учителя русского народа в Православии,теперь стали вероотступниками. Общение с ними невозможно.Русская Церковь остаётся одна.Что теперь её ждёт?С вами Благовестник,и сейчас мы поговорим о том,как складывалась судьба Русской Церкви после подписания Флорентийской унии.Часть1.Духовного лидера– нет,гражданская война- есть.После заключения митрополита Исидора под стражу,Русская Церковь оста-ётся без предстоятеля,а русский народ– без духовного лидера.Как быть дальше? На Руси,которая более четырёх веков была митрополией Константинопольского патриар-хата,не привыкли самостоятельно принимать решения,касающиеся церковной жизни.Но и следовать за ставшим униатским Константинополем теперь уже невозможно.Разрыв с Греческой Церковью становится неизбежным ради сохранения православия.Поэтому Рус-ская Церковь,хочет она того,или нет,должна стать автокефальной,то есть незави-симой.Но как это всё реализовать? Такой вопрос остро стоит перед русскими.Ведь для подобных ситуаций в церковных канонах нет никаких указаний,потому что с таким положением дел раньше просто не сталкивались.Поэтому иерархи Русской Церкви ока-зались на первых порах в немалой растерянности,так как привыкли с уважением отно-ситься к канонам и соблюдать их.Колебания и сомнения относительно будущего Русс-кой Церкви длятся несколько лет.В Москве пристально следят,как складывается ситу-ация в других странах.1443 г.В Иерусалиме собирается церковный Собор.На Соборе три Восточных патриарха– Александрийский,Иерусалимский и Антиохийский– заявляют о полном неприятии и осуждении Флорентийской унии,что весьма ободряет русских.Одна-ко Церковь в Константинополе в это время по-прежнему продолжает возглавлять пат-риарх-униат.Между тем, пока в Русской Церкви терзаются каноническими вопросами, в Великом княжестве Московском разгорается очередная междоусобная война.Сыновья Юрия Звенигородского – Василий Косой и Дмитрий Шемяка – претендуют на великое княжение.1446 год. Великий князь Василий II свергнут и ослеплён. Именно поэтому он и получает своё прозвище «Тёмный». В водовороте гражданской войны Василию II трудно заниматься вопросом устроения Русской Церкви. Впрочем, в сознании русских людей мнение о том,что Церковь на Руси должна стать независимой от греков оконча-тельно вызревает.Это видно даже на примере Дмитрия Шемяки.Во время своего корот-кого правления в Москве,он обращается за помощью к Рязанскому епископу Ионе и в обмен на его поддержку обещает признать его митрополитом всея Руси.Междоусобица лишь откладывает вопрос о церковной независимости Руси,но не снимает его с пове-стки.Стоит отметить, что Шемяка обращается к Ионе Рязанскому не из личных симпатий. В сознании русских людей того времени Иона – фактически уже нареченный митрополит. В первый раз его избрали на митрополию ещё после смерти митрополита Фотия в 1431 году. Но в Константинополе тогда решили дело в пользу Смоленского епископа Герасима, который был ставленником Литовского князя Свидригайла. Второй раз Иона отправился в Константинополь после смерти Герасима в 1435 году, но на должность Киевского митрополита к тому времени уже был назначен грек Исидор. Константинополь поставил его на Русскую митрополию, чтобы тот потом поддержал Флорентийскую унию. Тем не менее, патриарх Иосиф тогда пообещал Ионе, что он станет митрополитом после Исидора.Правление Шемяки длится недолго. В декабре 1446 года сторонники Василия II захватывают Москву и возвращают Василию Тёмному его престол. После окончания междоусобицы Василий наконец-то получает возможность заняться избранием нового предстоятеля Русской Церкви.Часть 2. Выборы нового митрополита.1448 год. Василий созывает церковный Собор и предлагает избрать митрополитом опять же Иону Рязанского.На Соборе лично присутствуют 4 епископа: Ефрем Ростовский, Авраамий Суздальский, Варлаам Коломенский и Питирим Пермский. Евфимий Новгородский и Илия Тверской прислали грамоты, в которых выразили своё согласие на избрание Ионы митрополитом.На Соборе также присутствуют многочислен-ные священники и монахи. Рязанский епископ избран митрополитом единогласно.5 декабря 1448 года. День торжественного поставления Ионы на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.Впрочем,стоит отметить,что обретение нового духовного лиде-ра не решает вопрос о новом предстоятеле Русской Церкви целиком.Сложность ситуа-ции заключается в том, что Иона избран собором епископов только Северо-Восточной Руси. Епископы западнорусских епархий, подвластные королю Польши, великому князю Литовскому, не участвовали в этом выборе. А потому у Москвы возникают опасения, что западные епархии могут из-за этого отделиться от единой митрополии Киевской и всея Руси.Тем временем Исидор, бежавший из Москвы осенью 1441 года, пытается укрепиться в Литве, склонить к принятию унии и отделить западные епархии Русской Церкви в отдельную униатскую митрополию. Но у него ничего не получается, так как король Польши, великий князь Литовский Казимир IV Ягеллончик прекрасно знает, что его многочисленные православные подданные в Западной Руси категорически против унии.Король,хоть и католик,но хорошо понимает,что насилие над совестью православ-ных русинов приведёт к бунту,который ему совсем не нужен.1451 г.Казимир IV Ягел-лончик признаёт Иону митрополитом Киевским и подтверждает его права на церковные имения на территории своего государства.Вот так Русская Церковь становится неза-висимой от греков.Митрополит Иона возглавлял Русскую Церковь в качестве митропо-лита Киевского и всея Руси с 1448 по 1461 годы. Впоследствии он будет причтён к лику святых Русской Церкви и станет очень почитаемым в народе.Часть 3. Попытки наладить связь с Константинополем.1448 год. Император-униат Иоанн Палеолог VIII умирает. Интересный нюанс – Русская Церковь в это время ещё готова отказаться от независимости, но только в том случае, если Константинополь откажется от унии. Это видно из письма, которое хотел было направить великий князь Василий Тёмный новому и последнему византийскому императору Константину XI.В этом письме говори-тся,что Иона поставлен митрополитом только из-за предательства Исидора.Однако Константин всё ещё надеется на помощь Рима в борьбе с турками, а потому тоже принимает унию. Когда об этом становится известно в Москве, великий князь решает не отправлять своё столь тщательно готовившееся послание в Константинополь. Русской Церкви ничего не остаётся, как окончательно смириться с уделом быть самостоятельной. Ведь только так она может сохранить верность православию и его чистоту.1453 г.Константинополь подает под ударами турок.Тысячелетняя Византийская империя прекращает своё существование.Тем не менее,эта катастрофа даёт Греческой Церкви возможность вновь вернуться в лоно православия.Важный момент: в своё время Флорентийская уния не была поддержана большинством греческого народа.Теперь же её окончательно отвергают.Январь 1454 г.Геннадий Схоларий становится патриархом воз-рожденной Православной Церкви в Константинополе.Казалось бы,Русская Церковь может вернуться в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.Но этого так и не проис-ходит.И причина очень проста.Для русских Константинополь всегда был не просто юридическим церковным центром, но и духовным центром всего православного мира. В империи Церковь и государство достигают симфонии– то есть единства и соработни-чества – в лице патриарха и императора. Да, кстати, на Руси в молитвах они всегда упоминались первыми. Но после Флорентийской унии, когда император и патриарх отступают от православия, связь между Русью и Византией разрушается. Теперь, без православной императорской власти, хоть и вернувшийся в православие, но зависимый от султана-мусульманина патриарх Константинополя уже не может быть для русских тем, кем он был раньше. И именно этот факт делает невозможным возвращение к прежним отношениям между Константинопольским Патриархатом и Русской митрополией. Тем более,что патриарх Дионисий более чем бестактно потребовал от русских приз-нать своим митрополитом бывшего униата и вчерашнего вероотступника Григория Бол-гарина,в прошлом– ученика и архидиакона Исидора.Заключение.Вот так Русь осталась единственной православной державой в мире. Переход к автокефалии был важен не только ради сохранения православной веры, но и для сохранения самой Московской Руси как государства. К этому моменту она почти освободилась от ига Орды и нуждалась в духовном лидере и в крепкой Церкви как никогда. Впереди был последний рывок к полному освобождению от поработителей и конец внутренним междоусобицам. Путь назад был невозможен.Однако на этом взлёте Русскую Церковь ожидали и большие испытания. Но об этом в следующем выпуске."(ст."Начало автокефалии Русской Церкви",Благовестникъ,История в историях,2023)
  "1430-ые годы. Русь продолжает подвергаться набегам ордынцев, правда теперь это не карательные нашествия могущественных ханов, а разбойные набеги их многочисленных измельчавших потомков. Европа всё ещё продолжает наблюдать за противостоянием Франции и Англии на фронтах Столетней войны. Турки практически полностью захватили Византийскую империю и угрожают вторжением в Восточную Европу. Именно в этот критический период всемирной истории (а, впрочем, когда у неё были некритические периоды?) православие оказывается на грани исчезновения.С вами Благовестник,и сегодня мы поговорим о Флорентийской унии.Часть1.Предпосылки.
Начало XV-го века. Византийская империя близка к катастрофе. В 1430 году турки захватывают Фессалонику и занимают большую часть Византии. Под властью императора остаётся только Константинополь с ближайшими окрестностями да несколько островов в Мраморном и Эгейском морях.Впрочем, падение столицы Византии было лишь вопросом времени. Император Иоанн VIII Палеолог понимает, что Византии необходима помощь извне, чтобы выжить – сама империя (точнее, то, что от неё осталось) не сможет отразить натиск наступающих турок. Единственный способ получить такую помощь – заключить союз с папским Римом и организовать крестовый поход против османских завоевателей.Но императору Иоанну хорошо понятно и другое: Рим не будет помогать гибнущей Византии просто так – он непременно поставит условием оказания помощи переход православных греков в унию.И вот византийский император предлагает Папе Римскому начать переговоры об объединении Западной Католической и Восточной Православной Церквей.Папа Евгений IV,как и следовало ожидать,охотно соглашается. Во-первых,потому что у Рима в этом случае появится возможность осуществить давнюю цель– подчинить своей власти Восточную Церковь.Во-вторых,дела у самого папы Евге-ния IV в это время обстоят не лучшим образом.1431 год. Ряд государей Европы пытается ограничить власть Папы Римского на своих землях. В оппозицию Евгению IV встал Базельский Собор, на котором отменяют налоги в пользу Рима и даже избирают «альтернативного» папу Феликса V. Папа Евгений несколько раз пытается распустить этот собор и признать его незаконным, но всякий раз безуспешно. При этом обе стороны– и Рим,и Базель– ведут переговоры с Византией и её Православной Церковью. Обе стороны пытаются переманить греков в свой лагерь.Так что союз с византийским императором Евгению IV как нельзя кстати– в случае успешного заключения унии авторитет понтифика среди европейских монархов поднялся бы очень высоко.Тем вре-менем,на Руси тоже неспокойно.Разгорается новая междоусобица.Впервые внутри Мос-ковского княжеского дома,прежде на редкость дружного и единого,начинается распря за великое княжение.После смерти Василия I Дмитриевича, между его сыном Василием II, которого позднее назовут «Тёмным», и его братом Юрием Дмитриевичем, князем Звенигородским и Галичским, разгорается борьба за Московский великокняжеский престол. Отметим, что изначально унаследовать престол от Василия I Дмитриевича должен был его сын – Василий II Васильевич, но Юрий Дмитриевич оспорил его права, ссылаясь на давно устаревшую традицию «лествичного права» – наследования престола от старшего брата к младшему. Тогда в Москве было решено прибегнуть к третейскому суду Ордынского хана, но и в этом случае ярлык на великое княжение достался Василию II. Тем не менее, его дядя с таким положением не смирился.Конфликт между московскими князьями – племянником и дядей – очень ослабил страну. Почувствовав это, ордынцы вновь начинают совершать набеги на Русь в надежде восстановить над ней свой контроль. В это трудное время умирает митрополит Фотий, которому какое-то время удавалось сдерживать Юрия Звенигородского от войны с Василием Васильеви-чем.Воспользовавшись смутой в Москве,великий князь Литовский Свидригайло добива-ется в Константинополе поставления на Русскую митрополию своего ставленника– Смо-ленского епископа Герасима.Но вскоре Свидригайло, заподозрив Герасима в полити-ческой измене, приказывает сжечь митрополита на костре. Митрополичий престол вновь оказывается вакантным.И тогда в Москве на церковном Соборе русские архиереи выбирают нового митрополита. Им становится епископ Рязанский Иона. Наречённый предстоятель Русской Церкви отправляется в Константинополь,чтобы получить постав-ление,но к тому времени патриарх Иосиф,который ведёт активные переговоры с Римом, уже утверждает на эту должность грека Исидора,активного сторонника союза с Римом. Забегая вперёд добавим,что в последствии он сыграет важную роль в подписании Фло-рентийской унии.Часть 2. Подготовка к Ферраро-Флорентийскому собору.Организаторы унии со стороны Византии считали, что поставив Исидора во главе Русской Церкви, они тем самым обезопасили себя от «сюрпризов» со стороны русских, которые, как это хорошо понимали в Константинополе,настроены резко отрицательно к этой антип-равославной затее. Русская митрополия на тот момент была самой крупной и самой влиятельной в Константинопольском Патриархате. К тому же, и императорский двор, и патриархия в умирающей Византии фактически существовали за счёт денежной помощи из Москвы.По этой причине патриарх ставит на Русскую митрополию Исидора без какого-либо согласования с великим князем Василием Васильевичем. И хотя литовские князья не оставляют попыток отделить своих православных подданных от митрополи-чьей кафедры в Москве,даже им приходится склониться перед решением патриарха.Так Исидор получает контроль над всей Русской Церковью,включая западнорусские епар-хии.Исидор активно поддерживает планы защиты Византии силами католического Запа-да.Ещё до своего назначения русским митрополитом он участвует на Базельском собо-ре,где впервые и начинает диалог об унии.Его назначение на Русскою митрополию призвано не только не допустить протестов русских против унии,но и обеспечить в его лице активное участие Русской Церкви в её заключении.Великий князь Василий II не особо обрадовался появлению в Москве Исидора,чьё поставление на митрополию греки совершили столь бестактно,даже не уведомив о том великого князя.Но всё же московский государь решает не устраивать скандала и не давать тем самым повода для новой междоусобной войны.Как только Исидор приезжает в Москву,он сразу же начинает готовиться к поездке на Собор в Феррару,где планировалось заключить унию . Удержать втайне от великого князя цель своей поездки в Италию митрополит,коне-чно,не мог.Скорее всего ему удалось представить будущую унию как возвращение латинян в православие и убедить Василия Васильевича в том, что соединение с Римом не принесёт православию никакого вреда. Более того, Исидор даже мог сказать великому князю,что такой союз поможет Руси в будущем.Если все христианские страны объединятся против турок,то это будет несомненно выгодно и в борьбе с игом Орды, чьими союзниками были османы.На этапе,когда Русь вступала в решающую стадию борьбы за полное освобождение от татарской зависимости,такие аргументы звучали весьма убедительно.Часть 3.Флорентийская уния.Август 1438 г.Исидор прибывает в Феррару на Собор,который потом перенесут во Флоренцию– он войдёт в историю как Ферраро-Флорентийский.Историческая справка: Филио;кве (лат. Filioque – «и от Сына») – богословский термин, выражающий ложное положение римо-католического вероучения о том, что Святой Дух в Своём вечном бытии исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.Всего в спорах проходит 15 заседаний. Особенно выделяется с греческой стороны митрополит Марк Эфесский, который является крайне ревностным защитником православия и крупнейшим богословом своего времени. Марк не делает никаких уступок в пользу латинского учения. Видя упорство западных христиан в своих заблуждениях, он прямо называет католиков еретиками. Но католики всё равно остаются при своём мнении,так и не приняв православного учения.В итоге Папа Рим-ский просто предъявляет грекам ультиматум: к Пасхе 1439 они должны либо принять католическое учение, либо уехать в Константинополь без.На Соборе разгораются дог-матические споры о filioque,чистилище и прочих догматических вопросах,уже разде-лявших к тому времени западных и восточных христиан,но самое главное– о верховной власти Папы Римского в Церкви,на чём особо настаивали католики.папской военной помощи.Под давлением императора Иоанна VIII и активно помогавших ему митрополитов Исидора Русского и Виссариона Никейского удаётся принудить к заключению унии почти всех греков,кроме Марка Эфесского.В итоге Флорентийская уния была подписа-на.Отметим, что огромную роль в подписании Флорентийской унии сыграл митрополит Киевский и всея Руси Исидор.Он лично убеждал многих восточных иерархов согласи-ться её подписать и одновременно помогал императору вести переговоры с Папой Римским о посылке войск для защиты Константинополя. Правда, потом выяснилось, что цена вероотступничества греков ничтожно мала: серьёзной военной помощи против турок Византия так и не получила.Попытка Папы Римского подчинить своей власти восточных христиан вызвала активное сопротивление жителей Византии, которые не желали идти на уступки в вопросах веры даже во имя политической выгоды.Ещё более резко отвергла унию Русь.Часть 4.Отделение Русской Церкви.Вскоре после подписания унии Исидор отправляется обратно на Русь.По пути он призывает православных прини-мать причастие вместе с католиками.В Кракове Исидор совершает греческую литургию в римско-католическом костёле.Однако поддержку католических властей Польши и Литвы,на которую он возлагал большие надежды,он так и не получает.1441 год. После объезда большинства городов Галиции и Литовской Руси,Исидор наконец прибывает в Москву.Исидор совершает службу в Успенском соборе Московского Кремля,после кото-рой там вслух зачитывают текст буллы папы Евгения о решениях Ферраро-Флорентий-ского собора.Однако сразу после этого великий князь Василий II заявляет,что отказывается принять благословение от митрополита-отступника от православия.Он называет Исидора «не пастырем,а волком».Исидора по приказу великого князя сажают под арест в Чудов монастырь.Вслед за великим князем против Исидора выступает духовенство Русской Церкви,которое в 1441 г.проводит церковный Собор.На нём уния была подвергнута осуждению,а Исидор– низложен с митрополичьего престола.Но как быть дальше, в Москве еще очень плохо понимают. Поэтому великий князь Василий идёт на хитрость. Он обращается к патриарху в Константинополь (хотя прекрасно знает, что недавно ставший патриархом Митрофан – тоже униат). Но Василий делает вид, что не знает об этом и с негодованием просит его рассмотреть папскую буллу, принесённую Исидором. Московский государь осуждает унию и возмущается участием Исидора в её заключении. Он также выражает пожелание, чтобы впредь епископам на Руси дали право избирать митрополитов самостоятельно.То есть великий князь пред-лагает патриарху-униату классическую «вилку» – либо признаться в своём униатстве и тем самым дать Русской Церкви повод разорвать с ним все отношения,либо благос-ловить впредь самостоятельно решать вопрос о своем предстоятеле.Так Василий Тём-ный делает первый шаг к установлению автокефалии Русской Церкви.Но в итоге посла-ние в Константинополь так и не было отправлено.Вероятно,в Москве вскоре вполне справедливо рассудили,что в отношениях с вероотступниками соблюдать какой-то «политес» совершенно ник чему– с ним нужно просто рвать все отношения.Так Русская Церковь оказывается единственной поместной Церковью на земле,оставшейся верной православию.В 1442 г.великий князь Василий получает поддержку от афонских стар-цев,которые тоже выступают против унии.Но дальше в Московской Руси вновь начина-ется усобица – против великого князя Василия II идёт войной его двоюродный брат Димитрий Шемяка, сын уже умершего к тому времени Юрия Звенигородского.Поначалу Шемяка одерживает верх и ослепляет Василия– так он получает своё знаменитое прозвище «Тёмный». Но в дальнейшем Василию удается вернуться на великое княжение при активной поддержке своих подданных и Русской Церкви,помнившей о его выдающей-ся роли в борьбе с унией.1448 год. В Москве проходит Собор русских епископов. На нём вторично совершается избрание Ионы Рязанского митрополитом Киевским и всея Руси.Так начинается автокефалия Русской Церкви.Заключение.Подписание Флорентий-ской унии имело серьёзные последствия для всего христианского мира.Восточные цер-кви на время отпали от православия и оказались под властью Папы Римского.Именно по этой причине Русская Православная Церковь отделилась от униатской Константино-польской и стала самостоятельной.Благодаря буквально нескольким русским еписко-пам,князю Василию Тёмному и Марку Эфесскому с афонскими старцами православие уда-лось отстоять."(ст."Флорентийская уния",Благовестникъ,История в историях,2023)

  "Русская Православная Церковь является самой многочисленной религиозной организацией на территории современной России. Около 80% от общего числа верующих в стране относят себя именно к ней.Русская Православная Церковь– это самостояте-льная, то есть автокефальная поместная Церковь. Но мало кто знает, что так было не всегда.С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о том периоде,когда Русская Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата.Часть 1.Как всё начиналось.Русская Церковь получила своё начало от Греческой.И вот как это было. Первая половина IX-го века.Русы совершают страшные набеги на прибрежные города Византии.Византийцы,пытаясь защитить себя и свои земли,думают,как избавиться от врага,и принимают решение– сделать недругов собратьями-христианами.860 год. Русы нападают на Константинополь, но терпят неудачу. Устрашённые чудом от Ризы Божией Матери уцелевшие захватчики принимают крещение и просят патриарха Фотия прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства.867 год. Патриарх Фотий направляет к русам епископа (возможно это был святитель Михаил, первый Киевский архиерей, впрочем, доподлинно его имя неизвестно). На Руси впервые учреждают епископскую кафедру – фактически именно с этого шага берёт начало Русская Церковь.Но всё же глубоких последствий для христианизации Руси её первое, Фотиево, крещение не имело, потому что через несколько лет Киев захватил язычник Вещий Олег и истребил на корню все только что взошедшие ростки христианской веры.957 год.В Константино-поле крестится княгиня Ольга.С этим событием связан следующий этап христианизации Руси. Ольга вынашивает планы восстановления на Руси церковной организации,но они так и остаются всего лишь планами.Тем не менее,ей удаётся воспитать своих старших внуков в христианской традиции.988 год.При князе Владимире Русь окончательно при-нимает христианство. По приказу князя в Киеве разоряют капище с идолами,которых он сам когда-то поставил.Прежде всего Владимир крестит жителей Киева,Новгорода и других крупных городов Руси.При нём кроме Русской (или иначе– Киевской)митрополи-чьей кафедры образованы епископии: Белгородская,Новгородская,Черниговская и Пол-оцкая.Русская митрополия с конца Х века упоминается в официальных византийских источниках как одна из митрополий Константинопольской Церкви.В исторических доку-ментах не найдено упоминаний о митрополитах,сменявших друг друга на протяжении почти полувека после крещения Руси.Первым достоверно известным Киевским митропо-литом считается грек Феопемпт,прибывший на Русь в 1039 г.Часть 2. Отношения между патриархатом и митрополией.Константинопольская патриархия, как главенствующая по отношению к Руси церковная институция, имела право решать все важнейшие вопросы, касавшиеся Русской Церкви. Самое сильное её влияние прослеживается в назначении русских митрополитов.Византия выбирала предстоятелей Русской Церкви исключительно из греков.За весь домонгольский период истории Русской Церкви было лишь два исключения из этого правила.При этом в обоих случаях митрополиты русского проис-хождения были поставлены вопреки воле патриархов Константинопольских.1051 год. Впервые в истории Русской митрополии в Киеве поставлен русский по происхождению митрополит – Иларион. Это происходит по воле Ярослава Мудрого. Ярослав рассорился с Византией, высокомерно не желавшей считаться с возвышением Руси и ростом её авторитета на мировой арене. В таких условиях могущественный киевский князь стал стремиться к тому,чтобы Русская митрополия получила автономию и право самостоя-тельно выбирать своего митрополита.Но после смерти Ярослава Мудрого Русская Церковь снова начинает зависеть от Константинополя и получает митрополитов-греков из Византии.Впрочем, история помнит ещё один случай, когда в середине XII-го века митрополитом на Руси стал русский по происхождению – Климент Смолятич. Правда, на этот раз выдвинувший его киевский князь Изяслав Мстиславич, в отличие от Ярослава Мудрого, заботился не столько о том, чтобы Русская Церковь стала самостоятельной, сколько о том, чтобы иметь митрополита, зависимого от княжеской воли, а потому послушного.Климента,как в своё время и Илариона,Константинополь не хотел призна-вать законным митрополитом.После того, как Константинополь в начале XIII-го века был захвачен крестоносцами,а Русь в середине того же столетия разгромлена ордами Батыя,греки стали чаще допускать русских занимать Киевскую митрополичью кафедру.
При этом митрополиты русского происхождения Кирилл Второй,Пётр и Алексий,назна-ченные по воле русских князей,специально ездили в Константинополь за благосло-вением патриарха,который теперь признавал их вполне законными митрополитами.Нес-мотря на то, что епископами на Руси уже с XI-го века обычно назначались местные уроженцы, русские архиереи не могли повлиять на выбор митрополита, которого для Руси выбирали в Византии.Греки стремились держать Русскую митрополию под макси-мальным контролем.Конечно,это было обидно и русским князьям,и архиереям Русской Церкви.Но у такого положения было одно ценное преимущество: поскольку митропо-литы-греки не зависели от русских князей и всегда могли обратиться за поддержкой в Константинополь,к патриарху и императору,Русская Церковь была почти полностью независимой от княжеской власти.В случае конфликта с кем-либо из русских князей,
митрополит мог не опасаться, что его сместит светская власть.Но к XIV-му веку зависимость Русской Церкви от Константинопольской патриархии начинает негативно отражаться на состоянии Русской Церкви. В угоду политической конъюнктуре патриарх издаёт акты, которыми учреждаются новые митрополичьи кафедры на Руси – тем самым нарушается единство Русской Церкви.1303 год. Помимо Киевской митрополии создана независимая митрополия в Галиче. В продолжение XIV века её четырежды упраздняют, но потом восстанавливают обратно.Константинополь действует в этом случае,нисколь-ко не считаясь с интересами Русской Церкви– патриарх идёт на поводу сначала у галицких князей,жаждущих заполучить собственного митрополита,а затем– у польского короля,захватившего Галицию и стремящегося отделить своих православных подданных от единой Русской Церкви.Около 1317 года патриарх Константинопольский по желанию великого князя Литовского,язычника Гедимина,впервые учреждает отдельную митропо-лию и в Литве.По первой же прихоти политиков в столице агонизирующей Византии исполняется их желание иметь при себе отдельного и послушного митрополита. Ничего не напоминает? Увы, и сегодня патриарх Константинопольский действует точно таким же образом, идя на поводу у западных политиков, которым глубоко чужды интересы православия.Резиденция митрополитов Киевских и всея Руси в XIV веке несколько раз переносится из полностью разорённого монголами Киева – сначала во Владимир-на-Клязьме,а затем в Москву.При этом предстоятели Русской Церкви продолжают зависеть от Константинополя,хотя всем давно уже очевидно,что никакой пользы для церковной жизни на Руси это не приносит.Но русский человек терпелив и незлобив.Констан-тинопольские патриархи требуют от русских митрополитов представлять отчёты о состоянии церковных дел на Руси.Предстоятель Русской Церкви должен не реже одного раза в два года являться в Константинополь или по крайней мере отправлять туда к патриарху своих уполномоченных представителей.Да и средства на содержание патри-архии отчисляются немалые, хотя истерзанная монголами Русь в это время платит тяжкую дань Орде.Кроме того, Константинопольский патриарх имеет право судить митрополитов по жалобам от епископов или князей. Яркий тому пример: в 1310 году Тверской епископ Андрей пишет клеветнический донос на митрополита Киевского Петра. Для разбирательства этого дела созван церковный Собор, который проходит в присутствии экзарха Константинопольского патриарха в Переславле-Залесском. И хотя митрополит Пётр на этом Соборе блестяще оправдан, но, как говорится, «осадок остался».Заключение.Русская Церковь была под властью Константинопольского Патри-архата и во всём должна была её слушаться вплоть до середины XV века. В 1438 году Византия поставила на Русь своего последнего митрополита– Исидора,который отрёкся от православия и стал униатом. Вот этого уже Русская Церковь стерпеть не смогла – идти вслед за своим митрополитом-отступником в подчинение к Папе Римскому русские люди категорически отказались. Именно с этим и связано начало автокефалии Русской Церкви.Но об этом мы поговорим в отдельном выпуске."(ст."Зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриархата",Благове-стникъ,История в историях, 2023)
  "Споры о том, существовала дохристианская письменность у славян, или не существовала, ведутся так давно, что уже никто не помнит, кто эту тему впервые поднял. В данной публикации приведена одна из самых убедительных версий, правда, не снабженных какими-то железными доказательствами, тем не менее от которой моно отталкиваться в поисках этих самых доказательств.Я уже писал на тему существова-ния древней, докириллической письменности у славян, и мое мнение такое – у славян до IX века не было собственной письменности, как не было ее и у всех остальных народов не только Европы, но и Азии с Африкой. В тот период существовали основные системы письма – латинская и греческая, в Азии - арабская, индийская, китайская и прочее. Кроме того, в Европе довольно широко было распространено руническое письмо.Понятно, что все современные варианты письменности не могли зародиться в самостоятельном варианте ни одновременно,ни в короткий срок,ни даже в долгосроч-ный. Все они базируются на одной из основных письменных систем, приведенных выше, и вот мы видим,что западноевропейская письменность возникла на основе латиницы,в основе которой лежало латинское,то есть древнеримское письмо,а восточноевропей-ская– кириллицы,в основе которой лежало письмо греческое.Да, руническое письмо было до IX века широко распространено в Северной Европе, но впоследствии оно было вытеснено латиницей и кириллицей. Дело в том, что в те времена по Европе очень широко распространялось христианство,духовные отцы которого были очень сильно озабочены введением унифицированного письма для того,чтобы объединить все европ-ейские народы.Поэтому им никакие руны были не нужны,также христианство посильно боролось и с проникновением в Европу и арабского письма.Правда, эта затея не совсем удалась, потому что по некоторым причинам, унификация письменности шла одновременно по двум направлениям. В то время центрами христианства был не только Рим со своей латынью, но и Константинополь, который не хотел латинизироваться, а упорно продвигал греческие правила письменности. Впоследствии частично по этому признаку все христианство и разделилось на католицизм и православие. Правда, впоследствии появились и другие различия, более конкретные, но письменность в этом деле сыграла весьма заметную роль.Но вопрос о том, была ли своя письменность у славян до Кирилла (и Мефодия) остается открытым. Я считаю, что как таковой у славян ее не было – западные пользовались латынью, а восточные– рунами,позже– греческим письмом, но одновременно с рунами. Полная унификация письменности у восточных славян произошла только в конце X века после крещения Руси.Кстати,и все северные «рунические» европейцы примерно в то же время перешли на унифицированное письмо,стоило им только принять христианство.Тут Рим оказался проворней Констан-тинополя,который не успел распространить свои письменные догмы в Германию,Прибал-тику и Скандинавию.Но зато он преуспел среди славян,причем не только восточных, но и некоторых западных,правда,только тех,которые оказались к нему очень близко, например,болгар и некоторых других народов Балканского полуострова.Всех остальных западных славян «окучил» Рим,и такими «латинянами» они остаются и по сей день-это чехи,поляки,хорваты и многие другие.Однако существуют и многие другие версии, некоторые из которых я не разделяю, но какие-то мне кажутся достаточно интересными. В принципе, я не собираюсь безоговорочно отвергать существование самостоятельного древнеславянского языка, просто в этой теме, как на мой взгляд, не имеется каких-то железных доказательств. В связи с этим у меня вызвал интерес один очерк на рассматриваемую тему, который появился ровно 60 лет назад в журнале «Наука и жизнь»(1963 г.№12).Автор очерка– Виктор Александрович Истрин,(1906-1967 гг.) перу которого принадлежат такие книги,как «Развитие письма» (1961 г.),«1100 лет славянской азбуки»(1963 г.)и «Возникновение и развитие письма»(1965 г.).Во всех своих книгах В.А.Истрин пропагандирует древнеславянскую письменность, хотя, насколько можно понять,фактов у него маловато.Однако все же определенная истина в его научных трудах присутствует,и она заставляет задуматься даже самых отъявлен-ных скептиков.Вот и меня его филологическое творчество заинтересовало настолько, что я,случайно обнаружив в своем бумажном архиве журнал с его очерком, решил тут же познакомить с ним своих читателей.По-моему,эта статья полностью дает представ-ление о взглядах этого ученого,а слабы его доказательства,или сильны– об этом судить только лишь моим читателям.СУЩЕСТВОВАЛО ЛИ ПИСЬМО У СЛАВЯН ДО ВВЕДЕНИЯ АЗБУКИ КИРИЛЛА.Почти несомненно, что еще задолго до образования связей славян с Византией у них существовали различные местные разновидности первоначального, примитивного пиктографического письма (от латинского picto - рисую) типа «черт и резов».Славяне, в том числе и восточные, достигли высокого развития племенного строя еще в первой половине I тысячелетия новой эры. К этому времени следует, вероятно, относить и возникновение славянского письма типа «черт и резов».О существовании у славян протокирилловского письма свидетельствует и тот чрезвы-чайно малый срок,который понадобился Константину,согласно его «житию»,для разра-ботки упорядоченной славянской азбуки.Такой короткий срок был возможен лишь при условии,что у Кирилла(Константина)имелись какие-то исходные материалы.Приведенные выше соображения подтверждаются дошедшими до нас летописными и новыми литератур-ными источниками IХ-Х веков.Основным и важнейшим из этих источников остается и, видимо,останется «Сказание о письменах» Черноризца Храбра.Во-первых,Храбр указы-вает,что славяне до принятия христианства книг еще не имели,но уже использовали для гадания и счета «черты и резы»; во-вторых,после принятия христианства,но задолго до введения азбуки Кирилла славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами,правда,неточно(«без устроения»),так как латинское и греческое письмо не могло передать многие славянские звуки.Положение это сохранялось,сог-ласно Храбру,очень долгое время(«и тако бешу много лета»).Почти все остальные сообщения о древнеславянском письме относятся к восточным славянам.1). Сообщение древнейшей восточнославянской летописи «Повести временных лет», согласно которому при осаде князем Владимиром Святославичем Херсонеса(конец Х века)один из жителей Херсонеса,по имени Анастастий,пустил в стан Владимира стрелу с надписью: «Кладези еже суть за тобою от востока,из того вода идет по трубе».2). Сообщение арабского путешественника Ибн Фодлана, который во время пребывания у волжских болгар в 921 году видел обряд погребения одного руса. «Сначала они развели костер и сожгли на нем тело, - рассказывает Ибн Фодлан, - а затем они построили нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деевяшку тополя, написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились».3). Сообщение епископа Мерзебур-гского Титмара (976-1018 годы),который указывает, что в языческом храме города Ретры он видел славянских идолов; на каждом идоле особыми знаками было начертано его имя.4). Сообщение арабского ученого Ибн эль Недима, который в труде «Книга росписи наукам» передает относящийся к 987 г.рассказ посла одного из кавказских князей русов. «Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаюсь, - пишет Ибн эль Недим,- что один из царей горы Кабк послал его к царю русов; он утверж-дал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева,на котором были изображены,не знаю,были ли они слова или отдельные буквы».Сообщение Ибн эль Недима особенно интересно тем, что он дает зарисовку упомянутой им надписи. Расшифровать эту надпись не удалось: по своей графике она отлична и от греческого,и от латинского,и от глаголического,и от кирилловского письма.Существование дохристианской письменности у славян подтверждается также и археологическими памятниками.Первая из попыток воссоздания протоглаголического письма была сделана на основе так называемых «причерноморских знаков». Эти загадочные знаки и изображения были открыты еще в середине прошлого столетия в русском Причерноморье - в Херсоне, Керчи, Оливии и других местах, где когда-то существовали греческие поселения. Археологи датируют некоторые из причерноморских знаков концом 1 тысячелетия до новой эры, а большинство знаков - первыми тремя-четырьмя веками новой эры.Знаки эти наряду с греческими надписями встречаются на каменных плитах,надгробиях,на черепицах,амфорах,монетах и т.п.Одни из них представляют собой схематические рисунки; большинство имеет условную, линейно-геометрическую форму, как правило, довольно сложную. Некоторые сходны с буквами глаголицы.Из надписей на древнерусских предметах быта и на различных ремесленных изделиях наибольший интерес представляет так называемая алекановская надпись. Надпись эта, нанесенная на глиняный сосуд Х-ХІ вв., была открыта в 1897 году В. А. Гордовцовым во время раскопок у села Алеканово, под Рязанью; надпись со держит 14 знаков, расположенных в строковой планировке.ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА
Из интересной книги В. А. Истрина «1100 лет славянской азбуки» (Издательство Академии наук СССР,1963 г.),нами взяты только факты,относящиеся к докирилловской славянской письменности.Этот вопрос,так же,как и ряд других поставленных в книге ,- какая из азбук была создана Кириллом,откуда появилась вторая из них,- не решен еще наукой.Книга в целом посвящена 1100-летнему юбилею создания великими славянскими просветителями братьями Кириллом и Мефодием первой упорядоченной славянской азбуки,а также их жизни и деятельности.Юбилей этот отмечался в мае 1963 г."(ст."Древняя славянская письменность существовала, но почему-то ее следов до сих пор не могут найти",Исторический понедельник,2023)


Рецензии