А на небе тонкие следы ч 30

 «Одним хмурым осенним вечером Ирина встретила человека в белых одеждах с благостным лицом и почему-то сразу догадалась, что ей послан учитель. После того, что она только что пережила, она в страхе спросила:
- Ты учишь, что Бог есть любовь и добро, что он благ и совершенен. Тогда почему вокруг нас так много чудовищного зла? Если он есть и он таков, как ты утверждаешь, как он допускает такую очевидную несправедливость и почему в нашем мире так много страданий? Разве твои учения соответствуют действительности и применимы ли они в нашем мире? Разве это не утопия? Мне, откровенно говоря, это мешает по-настоящему поверить в хорошего Бога, когда я знаю как плох этот мир… У нас идёт война.
Учитель совершенно спокойно и благожелательно ответил ей:
- Я вижу, ты правильно поняла мои слова о благости и совершенстве нашего Небесного Отца. Я также обратил внимание, что ты не равнодушна ко злу и несправедливости. И это не может не радовать, ибо тот, кто различает свет и тьму, уже не безнадежен. Тем не менее, ты пришла к противоречию. Но прежде чем я выскажу свои суждения, я бы хотел узнать, какие пути выхода из этого когнитивного тупика ты видишь сама?
Ирина несколько смутилась и после небольшой заминки пояснила уже менее уверенным тоном:
- Знаешь, я пока не приняла определенного решения. Душа моя верит в добро... Но то, что я вижу и слышу каждый день... По-моему, тут нужно либо отказаться от веры в добро, либо перестать верить своим глазам, то есть убедить себя, что чёрное — это белое. Ну или же вообще ни о чем этом не думать, — мало ли в этой жизни способов уйти от реальности и жить в свое удовольствие? Не знаю... Думаю... Давно уже думаю... Может, ты мне вовсе не случайно встретился сегодня и подскажешь ответ на этот вопрос?
- Мы можем найти этот ответ вместе. Итак, тебя терзает неразрешённое противоречие между духовной истиной, которую начала познавать твоя душа и материальными фактами, которые знакомы твоему разуму. Твоя душа начала постигать свет Бога, а разум твой осознает тьму этого мира. Как я понял из твоих слов, ты хочешь найти убедительный ответ на эту проблему, отвергая при этом насильственное решение этого внутреннего конфликта, то есть не собираешься принуждать душу отвернутся от истины или же заставлять разум искажать факты.
Ирина утвердительно кивнула, и учитель продолжил:
- Тогда вынесем этот конфликт на суд мудрости. Не в том ли предназначение подлинной философии, чтобы для пользы человека устранять кажущиеся противоречия истины и факта, согласовывать опыт и идеалы души с опытом и идеями разума?
Учитель выдержал паузу, и поскольку возражений не последовало, пошёл дальше в своих рассуждениях:
- Тогда скажи мне, какими методами, по твоему мнению, Бог мог бы избавить этот мир от зла и несправедливости?
Не долго думая, Ирина ответила:
- Ну, как-то наказать, даже уничтожить злых или заставить их отказаться от зла.
- Но ведь ты только что сама отвергла метод насилия, отказавшись принуждать себя самих. Если ты полагаешь этот метод негодным, то тем паче этот метод принуждения не подходит для совершенного Бога. Разве ты не понимаешь, что Бог никого не принуждает? Он дарует волю своим созданиям не для того, чтобы отнять её. Поэтому Бог не принуждает человека быть праведным и всегда выбирать добро. Иначе, это был бы уже не человек со свободной волей, не сын Небесного Отца, а всего лишь безвольный раб. А у Отца нет и не может быть рабов, только дети.
- Так что же получается, что зло будет приумножаться, и Бог это никогда не остановит?
- Зло несёт в себе семя самоуничтожения. Но для того, чтобы это семя проросло, выросло и дало свои смертельно ядовитые плоды, требуется время. Это всё предусмотрено высшими законами мироздания и понимается созданиями как естественный ход вещей. Поэтому со стороны Бога не требуется каких-либо специальных и экстренных действий для борьбы со злом. Суета, торопливость и изменчивость свойственна человеку, но не Богу. Можешь не сомневаться в том, что зло изживает само себя без какого-либо принуждения свыше. Это вопрос времени.
- Ну, хорошо. Я согласна, что совершенный Бог не станет принуждать злых людей стать хорошими. Но Он бы мог объяснить людям как стать хорошими и как перестать делать зло.
- Большая часть людей слишком ленивы для того, чтобы докапываться до истины; они довольствуются малым.
- Разве ты не знаешь, что одного за другим отправлял Отец своих посланников в этот мир. И посланники эти раскрывали законы Отца и Его благой характер. Когда же всех отвергли, отправил Сына Человеческого, во всём подобного Себе. И его отвергли, распяли, надругались и до сих пор не принимают. Что же ты ещё хочешь?
- Остается надеяться на чудо…
- Отец постановил Своими мудрыми законами естественный ход развития событий, поэтому едва ли стоит ожидать, что Отец будет нарушать Свои же законы. К тому же явленное чудо имело бы лишь внешний эффект, но ничего принципиально не изменило бы внутри людей.
- Учитель, а на что же нам тогда надеяться?
- Твоя судьба находится в твоих руках. Твой суверенный выбор определит твою будущую участь. Если ты за счёт своей живой веры и любви обрела Бога, тебе нечего бояться. Чтобы не случилось, твоя жизнь в надежных руках Отца. А что касается этого мира, то его текущее состояние и окончательная участь определяются коллективной волей его волевых созданий. Но к твоей вечной судьбе это не имеет никакого отношения. Скорее, наоборот, на фоне окружающей кромешной тьмы божественный свет виден ярче и яснее. Этот свет жизни становится не только привлекательным и притягательным, но и спасительным. В таких драматических условиях мотивация и сила твоей веры лишь укрепляются, формируется глубокая личная приверженность высшим идеалам, а характер очищается и закаляется. Ведь тебе оказано высокое доверие — выбрать свет во тьме, любовь среди ненависти, приверженность вместо равнодушия и слабоволия, высший идеал в повсеместном цинизме и вероломстве. Сможешь ли ты постигнуть глубину смысла и истинное величие изречения: «Блаженны не видевшие и уверовавшие?»
После паузы, учитель спросил:
- Так помешает ли теперь твоей душе зло мира? Продолжишь ли ты сомневаться в совершенной любви Отца и Его благости?
- Нет, учитель. Конечно, нет. Теперь мои мысли вышли из этого мрачного тупика и приобрели ясное направление. Но мне нужно время, чтобы все это осознать…
 Прощаясь, учитель произнес:
- Я не сомневаюсь, друг мой, что ты уже не сойдешь с выбранного тобою пути и не остановишься до тех пор пока не достигнешь целей вечности.»

 Перечитав написанное, Ирина глубоко задумалась. Воспитанная на атеизме, она поверила в Бога в тот момент, когда Машу ночью по скорой увезли в роддом с угрозой потерять ребёнка. Она тогда села перед иконой, зажгла свечу и повторяла беспрерывно «Отче наш» как заклинание, и обращалась к Богу своими словами: «Боже, если ты есть на свете, сохрани мою дочь и внучку! Ты всемогущий, добрый и справедливый, умоляю тебя, сохрани и помилуй нашу семью!
 Утром чуть свет Ирина Андреевна уже была в роддоме, поздоровалась с дежурной, надела белый халат, и сказав, что работает в другом отделении, а у неё тут дочь, отправилась в палату. Маше сделали кесарево сечение, и она спала. Лицо бледное, но счастливое. Ирина взяла дочь за руку и поднесла к губам. А про себя прошептала:
- Господи, спасибо! Теперь я знаю, что ты есть… Не обещаю часто ходить в церковь, но молиться буду каждый день…

 Увидев такой удивительно философский сон, Ирина Андреевна встала, и как была в ночной рубашке, подошла к своему иконостасу и прочитала «Отче наш».
- Надо сегодня в церковь сходить и поставить свечки за здоровье всех близких, за наших воинов, за упокой мамы и папы. Бедные мои! Я ведь даже на ваши могилки приехать не могу… А мне сказали, что зло само себя уничтожит. Когда? Доживу ли я до этого?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Мы должны стремиться не к тому,чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять. ФУКИДИД


Рецензии
Довольно неожиданный для автора философский трактат! Настолько многогранное творчество только украшает автора и придает его произведениям живой смысл. Так держать!

Леонид Алексеев 3   23.11.2023 10:13     Заявить о нарушении