О родстве основ maar и moghol

О родстве основ MA'AR и MOGHOL. Почему МагIарулал - МОГЪОЛЫ?


"В мифах братья превращаются в каменные хребты".

В.В.Иванов,В.Н.Топоров. Кетская мифология. Мифологическая Энциклопедия.

Халха-монг. АР 1. "задняя, теневая сторона, северная сторона; 2. "зад, спина, север"; 3. "задний, тыльный, северный", ар бие/ар нуруу.АРААР "сзади, позади", АРАА "коренной зуб", АРААТАН "хищник, хищный зверь".



В одной из относительно свежих предыдущих статей мы писали о том, что этнонимы "монгол" (МОНгГЪОЛ) и "могъол" не одно и то же. Мы утверждали, что "могъолами" принято называть монгольское население на окраинах, например, проживающих в Афгъанистане. Но и это ещё не всё. Кроме монголов и моголов филологам известны ещё и "монгоры". Их язык считается более архаичным, чем совр. халха-монгольский. В данной статье мы убедительно докажем, что под термином "магIар" сокрыт этноним "могъол/монгъор", а перевод на русский "магIарулал" как "горцы" представляет собой вовсе не суть, а позднее восприятие. Сама основа означало вовсе не "горец" и "горцы".

В прошлой статье мы доказали, что МОГЪОЛ -это "СПИННОЙ, ХРЕБТОВЫЙ", а чингизидский термин "монгъол" - позднее искусственное новообразование, озвученное Темуджином. Чистая форма МОГЪОЛ, МОГЪИЛ сохранилась в ауарском диалектном, в литературном же это МУГЪЗАЛ "спинной".

Этноним образован по той же схеме, что и ДАГЪУР, где основа то же "горный хребет, перевал" и пр. В словарях чаще маячит "перевал", но при более близком рассмотрении оказывается, что эта дексема означает именно "ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ", "СПИННОЙ". Из этой же обоймы и собственно ауарское МОГЪОЛ и МАГIАР.

Во-первых, обратим внимание на то, что не совсем понятна дислокация собственно общеауарской территории. Есть лексема МАГIАР (ma'ar), но она почему-то постоянно снабжена общим для ауарского и монгольских языков суффиксом указывающим на местный падеж - "-да". Почему то современные представители ауарского народа затрудняются точно обозначить название края, откуда они родом. По всей логике вещей их родной этнической территорией должны быть АУАР и МАГIАР. Но ни того, ни другого нет. У них только в местном падеже МАГIАРДА букв. в "маъаре", на "маъаре". Но сами ауарские горцы, отправляясь из г. Махачкалы, Буйнакска, Каспийска в своё горное село, в разговорной ауарской речи указывают, что они "решили отправиться наверх". Буквально именно так, при этом могут уточнить, что "в родное село". Почему так происходит ? Потому что, в реальности, они видчт свой родной край вовсе не в "маъаре", так как последний термин ими воспринимается как "высокогорные пастбища", т.е. "ГОРНЫЕ ХРЕБТЫ".Для самих жителей ауарских сёл, "МАГIАРДА"- это территория, расположенная выше их собственных сёл.Почему такое реально имеет место? Потому что горские сёла, как правило, вовсе не на хребтах, а на склонах гор. Поэтому Дагъестан и "Земля Трона"- дома с плоскими крышами громоздяться степеньками на склонах, образуя конструкцию, напоминающую "трон, престол". ТАГ, ТАГЪ - это ПЛОСКАЯ ВЕРШИНА ГОРЫ, она же "трон", "седалище", "местопребывание", т.е. древнегреческое ThAKOS.

Всё вышеприведённое лишь прелюдия к нашему доказательству тогг, что "маарулал" не кто иные как "могъолы".Кстати, в армянских источниках, среди прочих этнонимов  Кавказской Сарматии упоминаются и какие-то "МАРГОЛЫ".

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СОВПАДЕНИЯ ЭТНОНИМА "МОГЪОЛ" с ТЕРМИНОМ МАГIАР"


1. Ав. МЕГIЕР. диал. меэр, миэр 1. "гора"; 2. "нос" (ср. бурят. МЭРХЫ "быть горбоносым"). Сразу предупредим, что значение "нос"- вовсе не общеауарское, потому что у части ауаров - ХАМАХ, т.е. типично монг. ХАМАР, ср. общеауарское ГЬУМЕР "лицо","лицевая, передня часть". Ауарская же диал. ХАМАХ "нос" конкретно связана с монг. ХОЬМ, ХОЬМХИЙ "верхняя губа, расстояние межде верхней губой и носом".Среди тюркских языков единственное соответствие, которое мы имеем в живых тюркских языках - азерб. ГАБАГЪ "перед, передняя часть", которое явно или субстратное слово или парамонгольский адстрат. У турок и туркмен нет никакого ГАБАГЪ, поэтому из собственно огузского источника этой лексеме не откуда было взяться.

Что связывает понятие "гора" и "нос"? Это- хрящ, хребет.
Теперь рассмотрим осетинское обозначение спины - МУРЗАЕГ 1. "позвоночник"; 2. "мозоль". Всё. Мы попали в точку и нашли доказательство того, что в языках, действительно, "МОЗОЛЬ" И "СПИНА" совпадать могут.При этом, значение "мозоль" явно первично.

Ав. МАГI "гвоздь"; "кол". В более подробных ауарско-русских словарях вы обнаружите, что это в том числе "ГВОЗДЬ МОЗОЛИ". В принципе здесь идёт тотальное совпадение с одной из совпадающих по смыслу (но не по происхождению) иранских основ SAR/SAER "голова, вершина, острие, шляпка гвоздя" и в том числе "гвоздь мозоли". Поэтму горный Дагъестан и Ичкерию арабы обозначили как "САРИР". Этому есть две причины: 1. иранское обозначение (калька с МААР); 2. ТАГЪ, ДАХ. То есть, так как в арабском есть "сарир", что означает "диван, скамья" и т.п., то они сблизили эту лексему с уже известным им ТАГЪ,ТАХ, отсюда - "трон, престол".

А теперь обр. внимание на монг. лексику, которая точно передаёт значение ав. МЕГIЕР, МАГI, МАГIАР:

халха-монг. МОЬГОЬОЬРС "хрящ", хамрын моьгоьоьрс "носовой хрящ", МОЬГОЬОЬРСТ "хрящевидный, хрящевой". При всём этом в халха-монг. МОГОЙ (произн. могъой) "змея", в дагурском это слово произносится как МОГУ (могъу). И эта лексема абсолютно точно соответствует ав. МАГЪ "хвост".

А вот доказательства того, что в халха-монг. сохранено полустёртое значение "спина":

1. МУГУЙДАЛТ "клевета, клеветническое обвинение", т.е. "болтовня за спиной" (ср. ав. МУГЪ, МОГЪ "спина").

2. МУГУЙД "упрямый, грубый, неучтивый, неуступчивый", т.е. тот, кто "показывает спину".

3. МОЬОЬГ "гриб, грибной". У многих народов "грибы" ассоциируются в языке с "захиревшими фалосами", отсюда и пищевые ограничения, связанные с грибами.

4. МОГОЙ "змея, уж". Ср. ав. МАГЪ "хвост".

5. МОХОХ "тупиться, тупеть, сделаться тупым". Речь идёт о тыльной (тупой) стороне ножа, клинка и т.п. Это соответствие ав. МУГЪ-АБ "тыльная сторона".

Но и это ещё не всё. Вы увидите какие новые лексемы образовала эта основа в монгольских языках и как эта новообразванная монг. лексика отражена в ауарском. И все данные, которые мы приведём будут носить неопровержимый характер.Обещаем, что мы камня на камне не оставим от традиционного кавказоведения и всех этих надуманных схем, которыми нас пичкали до сих пор то советские, то российские лингвисты. 

РОДСТВЕННИКИ (< "спина", "хребет", "хрящ")

1. Андийское: МАРЛIАЛИ, МИЙАРЛIАЛ, МИРАРИЛIИЛЪЕРИ

2. Агул. МУКЬУНТТАР, таб. МИРАСАР

РОДНЯ (< ХОНЫ)

Тиндинское ЪВАНАЛIАЛЪАР



ЭТНОНИМ MAGYAR/MAJAR/MOJOR (МАДЬЯРЫ)

Сами венгры почти совсем не знают и не понимают почему они "мадьяры". В учебниках и словарях значится общеприянятая ссылка на какого-то одного мадьярского филолога, который утверждает, что этноним "мадьяр" есть результат развития этнонима МАНСИ.

Мы не желаем втягиваться в спор о манси и предпологаем, что эта какая-то угорская основа МАНг/МЕНг , откуда этот филолог её и вытягивает. Но, насколько нам известно, основа MEGYE имеет значение "граница, рубеж, комитат, волость", что-то в этом роде- воспроизведение по памяти. Но не только это. В мадьярских диалектах вместо "МАДЬЯР" (произношение "а" близко "о" и носителями русского языка воспринимается как "модьёр") говорят "МАДЖАР" (произношение "а" близко к гласной "о").Этим диалектным "моджор" венгерский язык сам себя разоблачил, дав нам возможность вцепиться в эту деталь и раскрыть этот этноним. Но об этом читайте в следующей статье.







Продолжение следует.


Рецензии