Слобожане и Донбасс

   Этнически я – слобожанин. Вообще-то таким словом стал себя называть
довольно недавно. Предки мои, да и я сам называли себя хохлами. И ничего
уничижительного в этом слове не видели. И одновременно считали себя русскими.
Как псковичи, архангелогородцы.
   Например, есть село Лосево на М4. Да, да, то самое, около которого
собирались пробки, знаменитые на всю страну. Так вот, лосевцы именовали
себя хохлами, а если ехать по оврагу в сторону Шипова леса, то там, у края
леса расположилась Ерышёвка. Москали и тоже русские. Ещё раз и те, и другие -
русские, но есть разница. Прежде всего, в речи. Беседуя между собой москали
и хохлы стараются относительно своего местного наречия перейти ближе
к литературному.
   Поверьте крестьянскому внуку. Моя матушка родилась в Лосево, потом до
поступления в техникум жила в близком к Лосево хуторе. В войну эвакуировалась
в Ерышовку.
   Трения между москалями и хохлами были всегда, но, скорее, как конкуренция.
В опасные времена все смыкались друг с другом локтями. Кроме заведомых
предателей. Индивидуальных.
   Тех, кто говорил на общерусском наречии, близком к литературному, тем
более, на литературном русском, и москали, и хохлы называли городскими.
Понятно, считали грамотными людьми. И, может быть, поэтому хохлы сами себя
слобожанами не называли. Обычно крестьяне имели дело с простолюдинами города.
А где жили простые люди в городе? В слободах: Чижовка, Монастырка, Придача,
Отрожка, и так далее.
   Слобода это – вольные люди. Но в наших краях крупные сёла называли себя
слободами. И крепостные также. Село моего отца – слобода, а фамилия у меня
пореформенная. Это легко считывается.
   Алексеевка – слобода (сейчас город). Какая-какая Алексеевка? Та, что
майонез, где крепостной Бокорев открыл способ получения масла из
подсолнечника. Сами посудите, мог ли крестьянин, гнувший спину на барщине
потратить время на эксперименты с жаркой и прессованием семян? Конечно,
должен был быть на оброке. Если по сути, то таковые есть пожизненные
арендаторы земли.
   О барщине я от старых людей не слышал. Да и невыгодно в наших краях было
заниматься рабством. Земля-то плодородная, да только здесь– зона рискованного
земледелия. Потому, что аллея летних циклонов меняется год от года километров
на триста. Образно говоря, от Курска до Новохопёрска. Так было всегда. И для
того, чтобы тяжело не голодать, нужно было иметь земледельческий талант.
И волю.
   Вольные у нас люди, вольные. И москали (выходцы с Рязанщины), и хохлы,
выходцы… Нет, об этом будет позже.
   Не только речь, ментальность тоже. Москали – заведомые пессимисты.
Некоторым может показаться, что они жёсткие, агрессивные люди. И эти
ошибутся. Пессимизм порождает недоверчивость, так что первой реакцией будет
отпор. Но стоит вступить в диалог с москалём, и ты обнаруживаешь, что он
готов снять с себя рубашку, если тебе холодно. А рядом живущие хохлы –
заведомые оптимисты. Диалог с нами происходит влёгкую, но «тилькы для сэбэ»
на донышке всегда будет оставаться. Кроме того заведомый оптимизм ведёт
к чрезмерному лоялизму. У нас больше к общине, у малороссов к власти.
   О лоялизме можно судить по Чехову. По рассказам Хамелеон и Унтер
Пришибеев. Если вспомнить о том, что дед его выкупился из слободы Ольшанка,
что на Тихой Сосне.
   А также держать в уме, что всякий писатель в ранних рассказах преодолевает
какие-то свои внутренние противоречия. Противоречия с тем, что он встречал
в детском и раннем возрасте. Это тоже запомним для последующего обсуждения.
   Понятна стилистика заведомых пессимистов. Выходцы из юго-восточного
Подмосковья: Рязань, Тула... Местность убытия понятна– по наречию.
Менталитет? Пассионарность? Как ты там из крепости выкупился или просто удрал
от барина, теперь уже значения не имеет. «С Ворнежу», как и с Дона выдачи
нет. Суметь надо удрать или выкупиться, характер нужен, чтобы здесь жить.
   Насчёт заведомых оптимистов разговор отдельный. Понятно по наречию, что
из Поднепровья,. Но как, и почему?
   Кстати, ни разу не помянул Украину и украинство. Потому, что не слышал
(или нечасто слышал), чтобы наши сами себя называли украинцами. Вероятно,
чувствовали некую вторичность в этом слове. Окраина же, понимаете.
   Да и то, что Воронежская губерния – окраина России было очевидно.
Центральная Россия начиналась для нас за Задонском, к северу. Северный выход
из Воронежа назывался не Московским проспектом, как сейчас, а Задонским шоссе
(Задонским трактом). На юг от губернии не было никакой Ростовской области.
До Гражданской не было. За Кантемировкой начиналась область Войска Донского.
А это – самоуправляемая территория. Нет, не государство, но, тем не менее,
отличались от губерний, имелись признаки автономии. А уж за Тереком и верхней
Кубанью вообще начиналось Наместничество. Получается, что Воронежская
губерния была окраиной.
   Смолоду интересовался, каким образом мои предки переселились в Дикое поле.
И главное, почему. В классе 5-м открыл одну книгу. Называется она, если
не забыл, «История Воронежского края». Зелёная обложка такая. И в ней
написано, что в 17-м веке начали селиться ЧЕРКАСЫ. Удивило: что за народ
такой? Спросил у «вумного» и на «…ко» одноклассника, не опечатка ли. Да нет,
вроде. Спросил у дяди, книжного человека. Тот тоже не понимать, черкесы есть,
но на Кавказе. Есть город Черкассы с двумя «с». А такого, как написано,
вспомнить тоже не смог.
  Но второй вопрос, почему. Ну, тут «классовое самосознание» взяло вверх,
и я долгое время считал, что мои предки убегали от панов. Да и Тараса Бульбу
к тому времени прочёл.
   По первому вопросу ответ пришёл, когда я ознакомился с историей
Острогожска. Не в советское, в уже новое время: Был до 1649-го года
Черкасский (по малороссийски Черкаський) слободской казачий полк, стал в
52-м Острогожский слободской казачий полк. Вот острогожцев и звали черкасами.
Раньше Переславской Рады.
   Да, присягнули Алексею Михайловичу те самые реестровые казаки, которые
вместе с поляками оккупировали Москву в смутное время, по результатам
семибоярщины. Вы мне скажете, что в этом захвате и донские участвовали?
Да, донцы ходили на Москву. Но скоро одумались Уже в 13-м году на Земском
соборе они стояли на том, чтобы призвать на московский престол Михаила
Фёдоровича.
   Запорожская же старшина так и оставалась неустойчивой в смысле единства
православных.
   Почему ушли на Тихую Сосну? Тут просто. В наших краях ходит легенда, что
пан Хмельницкий кинул Зеньковского, командира черкассцев. Полковника.
По сути это так, но документально… По результатам первой волны восстания
Хмельницкого был заключён договор с Речью Посполитой. По этому договору
реестровые количество реестровых казаков уменьшалось, и оставались они на
левобережье Днепра. Всех остальных ожидала участь холопов. Для польских
магнатов. Гетман Хмельницкий при исполнении условий договора проявлял рвение,
а польские магнаты творили, что хотели.
   Хотите получить бунт? Ухудшайте положение простолюдинов. А снижение
статуса младших чинов этот самый бунт гарантирует. Наверняка учёная
императрица знала этот факт. Ликвидируя Запорожское казачество после
пугачёвского бунта, Екатерина старшину Запорожского войска произвела
в дворянство, а простых казаков перевела в однодворцы и в солдаты.
В свободное служивое сословие. Возможно, убедилась на личном примере,
на примере своего промаха.
   Как она обрушилась на Радищева с этим «хлеще Пугачёва»! А ведь,
западничество – у неё. Дело в том, что Александр Николаевич критиковал
самодурство (барство, панство) только помещиков. Но закрепощение-то – проект
августейший. А какая же власть терпит критику одного из своих проектов?
Екатерининский проект, екатерининский, крестьян до её царствования продавать
было нельзя. Точно, точно, узнавал. Мне, крестьянскому внуку это важно было
узнать.
   Итак, понятно, почему черкасы пришли на Тихую Сосну. Но отчего потянулись
за ними малороссийские пейзане?
   И опять – от печки. Командирами у реестровых казаков были шляхтичи. Так
система была устроена. Там.
 Сравним с городовыми казаками. В это же самое время на Дону атаманов избирал
круг. Статус избранных атаманов был близок дворянскому, звания были
параллельны армейским. Но атаманы были из своих, из казаков.
   Так что, можно не слушать тех, кто называет Запорожскую Сечь возможным
источником государства. Не дала бы Речь Посполита этому состояться.
   У тех казаков, что из шляхты, положение было двойственным. Да, они
ссорились с магнатами, но что тут удивительного? Король тоже не мог со своими
«польскими боярами» ничего поделать. И ещё учтём, что для шляхтичей-казаков
Польша – своя сторона. А в должностях блюсти должны были интересы малороссов.
Хотя бы как-то согласовывать старшину с нижними казаками.
   И выросла вертлявая ненадёжная малороссийская верхушка. На моё рассуждение
Пётр Алексеевич, назвав Мазепу Иудой, был не точен. Да-да, я понимаю, что
православному царю было дико: «Как так? Клясться на кресте, а потом швырнуть
Господу свою клятвы, как тряпку?»
   Но я вижу отличие Мазепы от того, что сказано в Новом Завете. Главбух
команды, Иуда, то есть – маргинал, исключение среди апостолов. Да, в Новом
Завете написано, что апостолы иногда сомневались, отступались даже. Но
оступались временно, затем каменели. И не предавали.
   Для ненадёжной же малороссийской верхушки предательство естественно.
Скажем, тот же Зеньковский. Присягнул Алексею Михайловичу, а через время
стакнулся с бунтовщиком Разиным. Не важно, по каким причинам. Присягу-то
выбросил в помойную яму…
   Что примечательно, острогожская старшина за ним не пошла. Арестовали
изменника и позвали воевод Воронежа и Коротояка для суда над паном Иваном.
С понятными последствиями.
   Вот она глубинная причина, почему ушли слобожане из Малороссии. Из места,
где крыша-власть протекает, хлипка, ненадёжна, туда, где слово твёрдо. Слово
царя, и его команды. И в последующие времена потомки черкас, острогожцы ни
в чём не подвели Отечество. В последнюю, сорок первого года войну особенно.
   Белгородская черта к югу стала обрастать крестьянами из малороссии.
С соответствующей идентичностью, с волей, характером. Характер надо было
иметь. До самых потёмкинских походов бахчисарайские хлопцы частенько
наведывались пограбить. Скотину увести, ясырь через седло перекинуть...
Да, в мирное время на юге хохлы и казаки часто вздорили друг с другом.
Но в опасности друг за друга держались.


   Ну, вот, дошли и до Донбасса.
   Причём здесь Донбасс? При том. Если дать жителю, скажем, Тулы записи
разговора с улицы Донецка и Киева и спросить, на какой говорят хохлы,
он с наибольшей вероятностью укажет на донечан. На что последние обидятся.
   И не о политике буду. О том, что порождает политику и позволяет
политическим деятелям манипулировать ширнармассами. Не надо! Это под
политическими манипуляциями верхов лежат экономические интересы. А под
возможностями политиков лежит глубинное самочувствие тех или иных больших
общностей людей.
   На Донбассе есть три больших группы народа: донцы, слобожане и решительный
работный люд. О первых двух группах я кое-что сказал, о третьей тоже понятно.
Чтобы пойти в горячие цеха или на шахту, нужно иметь смелость. Тем более,
что рабочие Донбасса начали приезжать в середине 19-го века. При тех-то
технологиях и безопасности труда!
   Мне представляется, что ненадёжная киевская верхушка всем трём группам
очень-очень не по душе. Какой лозунг был на так называемом майдане? «С кем
нам быть». Не кем быть и куда плыть, как это происходило с казаками
и слобожанами в 17-м веке. То есть, с кем локтями прижаться, на кого
полагаться. Нет, о том, где водятся кружевные трусики.
   Наша пропаганда утверждает, мол, 25 лет воспитывали русофобов. Ага,
воспитаешь. Да если человек не согласен, хоть кол на голове теши, не поверит.
Внутреннее чутьё подскажет, где враньё.
   Голодомор, говорите? Да всё проще и бессовестней. В начале тридцатых
услужливые малороссийские прапорщики, простите, сельсоветчики на этот счёт
и расстарались. Сельсоветчики из украинцев, из числа тех, чьи пра-пра...
оставался под Речью Посполитой, под властью панствующих. В других краях СССР
такого рода деятелей было много меньше.
   И во всех других отношениях всё так же.
   А Донбасс не поддался украинству, причём, сразу. Мне рассказывали в 93-м
году, что едва ли не на второй день после заявления незалэжности в Луганске
поснимали вывески и таблички на двух языках. Установили только на русском.
И никто ничего поделать не смог.
   Не продолжаю данную тему, просто скажу, что бои на Донбассе были
исторически предопределены. И обострение 22-го года тоже. Нам, простым людям
было неведомо только то, насколько атлантическая мафия будет настолько
неудержима. То, с какой силой она сможет пригнуть западноевропейскую элиту.
   Да-а-а, перевелись у них графы-бароны. Фондерляйны одни остались,
фрекенбоки и длиннычулки. Литперсонажи, актёры и актёрки. Но Кремль-то должен
был об этом ведать. У кремлёвских ГРУ и ФСБ под рукой имеются. И советники
всякие.
   Про мафию не оговорился. Нет никакого глубинного государства потому, что
нет именно государства. Так как государство же есть закон, правило, реестр,
документ. Неписаное правило? Неписаное имеет под собой правило
документальное.
   Сейчас, вспоминая историю наших субэтносов, можно говорить, что беда
затянется. Ибо ни с кем из киевлян невозможно иметь дело. Медведчуки
с януковичами заведомо ненадёжны. А стратегия Путина всегда связана
с нахождением надёжных оппонентов и обращением их в союзники. Нашёл же он
прежнего сторонника Дудаева, Ахмад ходжи! И закончили Путин вместе с имамом
двухсотлетнюю Кавказскую войну. К пользе и чеченцев, и русских.

PS
   А позвольте одну дурацкую мысль, за которую добрый читатель настучит
   мне по голове?
   Единственно возможный контрагент на Украине – националисты. Если кто-то
   из них поймёт, что Украину разводят. Разводят так называемые союзники.
   Ну, маньяков мы уж как-нибудь… Вместе.


Рецензии